№ 2-138/2024
УИД 75RS0004-01-2024-000153-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2024 г. г. Балей
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой Ю.В.,
с участием прокурора Ерковича Д.Я.,
представителя третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Забайкальскому краю Комогорцева М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Ундинское», МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр", Администрации муниципального района "Балейский район" о понуждении к действиям,
У С Т А Н О В И Л:
Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района проведена проверка в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере объектов культуры, в ходе которой установлено, что в помещении клуба, расположенного по адресу: <адрес> не в полном объеме выполняются мероприятия по антитеррористической защищенности. Так, данный клуб не оборудован стационарным металлообнаружителем для осуществления контролируемого допуска посетителей, системой видеонаблюдения, системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации; не обеспечена охрана помещения клуба сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объекте. Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку антитеррористическая незащищенность объекта создает угрозу жизни и здоровью граждан, нормальному функционированию данного объекта. В соответствии с договором от 30.12.2022, помещение клуба передано в безвозмездное пользование МУК «Балейский МКДЦ».
С учетом уточнения исковых требований Балейский межрайонный прокурор просил суд обязать МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» оборудовать помещение клуба, расположенного по адресу: <адрес> стационарным металлообнаружителем для осуществления контролируемого допуска посетителей и системой видеонаблюдения, системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить охрану помещения клуба сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объекте в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального района «Балейский район» профинансировать выполнение МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» мероприятий по оборудованию помещения клуба, расположенного по адресу: <адрес> стационарным металлообнаружителем для осуществления контролируемого допуска посетителей, системой видеонаблюдения, системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечение охраны помещения клуба сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объекте.
Определением от 05 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет культуры администрации МР «Балейский район».
Протокольным определением от 2 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Забайкальскому краю.
Протокольным определением от 25 апреля 2024 года МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр", Администрация муниципального района "Балейский район" привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Определением суда от 22.05.2024 года производство по делу было прекращено в части исковых требований о возложении на МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» обязанностей оборудовать в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу помещение дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>-а стационарным металлообнаружителем для осуществления контролируемого допуска посетителей, системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации, в части требований о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Балейский район» профинансировать выполнение МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» мероприятий по оборудованию помещения дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>-а стационарным металлообнаружителем, системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации, в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании помощник Балейского межрайонного прокурора Еркович Д.Я., действует на основании прав по должности, просил суд обязать МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" оборудовать помещение клуба, расположенного по адресу: <адрес>-а системой видеонаблюдения; обеспечить охрану сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объекте в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального района «Балейский район» профинансировать в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнение МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» мероприятий по оборудованию помещения клуба, расположенного по адресу: <адрес>-а системой видеонаблюдения и обеспечение охраны помещения клуба, расположенного по адресу: <адрес> сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений) ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Забайкальскому краю Комогорцев М.Г. исковые требования прокурора полагал подлежащими удовлетворению.
Ответчики администрация сельского поселения «Ундинское», МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр", администрация муниципального района "Балейский район", представитель третьего лица Комитет культуры администрации МР «Балейский район» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса по представленным доказательствам.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года N 176, в редакции от 05 марта 2022 года, (далее Требования).
Согласно п. 1 Требований, настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В соответствии с п. 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Пунктами 20 - 25(1) Требований, определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.
В соответствии с п.п. «б» п.21 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами.
Согласно пункту 26 данных Требований, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН, сельское поселение «Ундинское» является собственником здания сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>.
30 декабря 2022 года между администрацией сельского поселения «Ундинское» и МУК «БМКДЦ» заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому здание клуба, расположенного по адресу: <адрес> передано МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» в безвозмездное пользование в том числе для создания условий для обеспечения населения сельского поселения «Ундинское» услугами по организации досуга и услугами по организации культуры.
Балейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической деятельности в помещении клуба, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что помещение дома культуры <адрес> не оборудовано в том числе системой видеонаблюдения, а также не обеспечена охрана помещения клуба сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объекте. Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку антитеррористическая незащищенность объекта создает угрозу жизни и здоровью граждан, нормальному функционированию данного объекта.
Согласно паспорту безопасности сельского дома культуры <адрес>, утвержденному 12.02.2018 года и акту обследования и категорирования объектов (территорий) в сфере культуры на территории <адрес> от 19.01.2018 года №, данному дому культуры присвоена II категория по степени потенциальной опасности, в связи с чем, в срок до 19.01.2019 года рекомендовано установить на указанном объекте видеонаблюдение с регистрирующим устройством для повышения антитеррористической защищенности объекта.
Согласно паспорту безопасности сельского дома культуры <адрес>, утвержденному 18.01.2021 года и акту обследования и категорирования объектов (территорий) в сфере культуры на территории <адрес> от 19.01.2021 года №, данному дому культуры присвоена II категория по степени потенциальной опасности, в связи с чем, в срок до апреля 2021 года рекомендовано заключить договор по экстренному вызову наряда полиции по средствам тревожной сигнализации, с Балейским ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Забайкальскому краю», для повышения антитеррористической защищенности объекта.
Как установлено в судебном заседании и не оспорено ответчиками, до настоящего времени меры, направленные на повышение антитеррористической защищенности объекта, не выполнены, системой видеонаблюдения дом культуры не оборудован, мероприятия по охране здания дома культуры не выполнены, что является нарушением п.п.21,26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утверждённых Постановлением правительства РФ От 11.02.2027 года №, и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, антитеррористическую защищенность.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что указанные нарушения подлежат устранению, соответственно, исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что фактически правообладателем спорного здания дома культуры на праве безвозмездного пользования является МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр», руководствуясь пунктом 3 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года N 176, суд приходит к выводу, что обязанность по оборудованию помещения клуба, расположенного по адресу: <адрес> системами видеонаблюдения, обеспечением охраны помещения клуба сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объекте, должна быть возложена на данное муниципальное учреждение культуры.
С учетом изложенного, поскольку администрация СП «Ундинское» является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении требований к администрации сельского поселения следует отказать.
В силу пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Как следует из пунктов 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению муниципальных учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 того же закона).
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности граждан во время пребывания в организации, осуществляющей культурно-досуговую деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Из Устава МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» следует, что ее учредителем является муниципальный район «Балейский район». Функции и полномочия учредителя выполняет Комитет культуры администрации муниципального района «Балейский район», собственника имущества – Отдел имущественных и земельных отношений администрации муниципального района «Балейский район».
Из полного наименования указанного учреждения, а также Устава следует, что дом культуры является муниципальным учреждением.
При таких обстоятельствах, обязанность по финансированию мер по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности муниципального учреждения лежит на его учредителе - органе местного самоуправления.
С учетом изложенного, на Администрацию района необходимо возложить обязанность профинансировать выполнение МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» указанных мероприятий.
Доводы на недостаточность финансовых средств основанием для отказа в удовлетворении требований служить не могут. В силу положений статьи 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ с учетом мнения сторон, суд полагает необходимым установить срок для исполнения судебного акта в части возложения на МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" обязанностей по оборудованию помещения клуба системой видеонаблюдения и охраной здания в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу, в части возложения обязанности на администрацию муниципального района «Балейский район» по финансированию – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Балейского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" оборудовать помещение клуба, расположенного по адресу: <адрес>-а системой видеонаблюдения; обеспечить охрану сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объекте в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального района «Балейский район» профинансировать в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнение МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» мероприятий по оборудованию помещения клуба, расположенного по адресу: <адрес>-а системой видеонаблюдения и обеспечение охраны помещения клуба, расположенного по адресу: <адрес> сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений) ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны.
В удовлетворении требований к администрации сельского поселения «Ундинское» отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы, представления через Балейский городской суд Забайкальского края.
Судья Т.М. Михайлова
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2024 года.