Дело № 21-56/2018 Судья Волкова Н.А.
РЕШЕНИЕ
9 апреля 2018 года город Орёл
Судья Орловского областного суда Склярук С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» по жалобе данного юридического лица на постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 16.11.2017г. №215 и решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 14.02.2018г.,
установил:
постановлением №215 от 16.11.2017г. начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям О.Г. Общество с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» (далее - Общество, ООО «Отрадаагроинвест») привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ООО «Отрадаагроинвест» обжаловало его в судебном порядке.
Решением судьи Мценского районного суда Орловской области от 14.02.2018г. вышеуказанное постановление должностного лица изменено, размер назначенного штрафа снижен до 300 000 рублей.
Представитель ООО «Отрадаагроинвест» обратился в областной суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления административного органа и судебного акта, а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и судебное решение.
Выражает несогласие с оценкой доказательств по делу, указывая на недопустимость акта осмотра земельного участка от 6 сентября 2017г., и ссылаясь на то, что такой осмотр производился до начала проверки, имевшей место в период с 20.09.2017г. по 17.10.2017г. и фактически подменил собой внеплановую выездную проверку.
Указывает на нарушение прав Общества, выразившихся в том, что внеплановая выездная проверка, которая фактически была проведена административным органом в связи с рассмотрением обращения гражданина С.В., в нарушении п.5 ст.10 ФЗ №294-ФЗ не была согласована с органами прокуратуры и проведена в отсутствии руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица.
Приводит доводы о том, что до проведения внеплановой документарной проверки выявленные при проведении 6.09.2017г. планового (рейдового) осмотра нарушения были Обществом самостоятельно устранены.
Считает, что административным органом не представлены достоверные доказательства, подтверждающие местоположение земельного участка, в отношении которого установлено зарастание сорной растительностью, его площадь и видовой состав обнаруженных на земельном участке растений.
Ссылается на недоказанность вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения представителя ООО «Отрадаагроинвест» по доверенности Е.С.., поддержавшей жалобу по изложенным в ней доводам, не усматриваю оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения судьи Мценского районного суда Орловской области, в связи со следующим.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Исходя из положений статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Следовательно, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений, обязанность не допускать зарастание земель сельскохозяйственного назначения сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена, в том числе, на арендаторов сельскохозяйственных земель.
В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Как видно из материалов дела, 22.08.2017 г. С.В., являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...>м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, по смежеству с востока с землями н.п. Гудилово, обратился в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям с заявлением о невыполнении ООО «Отрадаагроинвест», использующим земли сельскохозяйственного назначения на основании договора аренды от 28 декабря 2015 г. №71, обязательных мероприятий по защите земель, повлекшем зарастание части земельного участка сорной растительностью.
Материалами дела подтверждается, что на основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 28 августа 2017 г. № 566 «Об утверждении планового рейдового задания», заместителем начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям С.Н. в присутствии С.В. в соответствии с требованиями статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» осуществлен плановый (рейдовый) осмотр земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером <...>.
В ходе планового (рейдового) осмотра данного земельного участка 6 сентября 2017 г. обнаружено зарастание многолетней сорной растительностью 30-35% площади земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 57:11:0040301:93, находящегося в аренде у ООО ««Отрадаагроинвест», имеется цикорий дикий, ромашка непахучая, полынь обыкновенная, пижма, золотарник канадский и кустарник, (шиповник).
Поскольку при проведении планового (рейдового) осмотра были выявлены нарушения обязательных требований земельного законодательства, то на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Л.Л. от 19 сентября 2017 г. № 384-Р была проведена внеплановая документарная проверка ООО «Отрадаагроинвест» в рамках государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения.
При проведении данной проверки обществом не было представлено каких-либо документов или иных материалов, которые бы опровергали обстоятельства, свидетельствующие о совершении вышеуказанного правонарушения, выявленные при проведении 6.09.2017г. планового (рейдового) осмотра арендуемого им земельного участка сельскохозяйственного назначения. Напротив, в представленных объяснениях представитель Общества фактически подтвердил факт совершения данным юридическим лицом вмененного правонарушения в форме бездействия, сообщив, что выявленные нарушения устранены Обществом в период после проведения указанного осмотра.
С учетом указанных обстоятельств после проведения внеплановой документарной проверки, результаты которой подтвердили факт совершения ООО «Отрадаагроинвест» вышеуказанного правонарушения, по факту невыполнения по состоянию на 6.09.2017г. требований и мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий, расположенных по указанному выше адресу, от зарастания сорной растительностью, в отношении данного юридического лица 7.11.2017г. с участием защитника Общества по доверенности Р.Н. был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Вмененное в соответствии с данным протоколом в вину ООО «Отрадаагроинвест» административное правонарушение выразилось в том, что данное юридическое лицо, являясь арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <...>, по состоянию на 6.09.2017г. не приняло необходимых мер по его защите от зарастания сорной и древесной растительностью.
16.112017г. по результатом рассмотрения вышеуказанного протокола об административном правонарушении должностным лицом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям вынесено постановление о назначении ООО «Отрадаагроинвест» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Проверяя законность указанного постановления должностного лица административного органа, судья районного суда правильно пришел к выводу о том, что бездействие ООО «Отрадаагроинвест» образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО «Отрадаагроинвест» вышеуказанного административного правонарушения подтверждается: заявлениями <...> С.В. на имя генерального директора Общества от 24.07.2017г. и 9.08.2017, в которых он просит принять меры по устранению нарушения договора аренды №71 от 28 декабря 2015, выразившегося в том, что часть земельного участка с кадастровым № заросла сорняками и не обрабатывается, что негативно сказывается на плодородии почвы; графической схемой и материалами публичной кадастровой карты, подтверждающими, что точка с координатами, отраженными в акте осмотра и на фототаблице от 6 сентября 2017, находится в границах земельного участка с кадастровым №, на значительном удалении от границы водоохраной зоны; кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером <...> от 22 сентября 2016 года; актом осмотра и обследования данного земельного участка от 6 сентября 2017 года №31; распоряжением от 19 сентября 2017 №384-Р о проведении внеплановой документарной проверки ООО «Отрадаагроинвест» в рамках государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения с целью проверки фактов, изложенных в обращении С.В.; актом проверки юридического лица №84 от 13 октября 2017г.; протоколом об административном правонарушении №214 от 7 ноября 2017г.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в их совокупности должностное лицо и суд пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Отрадаагроинвест» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ
Срок давности и порядок привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО «Отрадаагроинвест» в соответствии с правилами ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, выводы должностного лица обоснованы и подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления в полном объеме проверены судьей Мценского районного суда Орловской области с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы о незаконности проведения должностным лицом административного органа 6.09.2017г. планового (рейдового) осмотра и о недопустимости акта осмотра земельного участка от 6 сентября 2017 г. в качестве доказательства по настоящему делу, отклоняются в силу их несостоятельности, так как возможность осуществления плановых (рейдовых) осмотров, в том числе земельных участков, прямо предусмотрена статьей 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
Приведенные в жалобе доводы о недоказанности вины ООО «Отрадаагроинвест» в совершении вмененного ему административного правонарушения являлись предметом рассмотрения, получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, не являются основанием к отмене постановления административного органа и судебного акта.
Несогласие подателя жалобы с оценкой доказательств и с толкованием административным органом и судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что административным органом и судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Остальные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления административного органа и судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы и оценены в соответствии с требованиями закона.
Нарушений норм материального права и процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела вышеуказанным должностным лицом и судьей районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда
решил:
решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 14 февраля 2018 года и постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям О.Г. от 16.11.2017г. №215 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» на вышеуказанные судебное решение и постановление должностного лица – без удовлетворения.
Судья С.А. Склярук