Судья Волкова А.А. дело № 33-9330/2023
2-3449/2023
64RS0045-01-2023-004047-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2023 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Песковой Ж.А.,
судей Степаненко О.В., Долговой С.И.,
при секретаре судебного заседания Боковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фадеевой Е.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из государственного специализированного жилищного фонда области, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 31 июля 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Степаненко О.В., объяснения представителя истца Чеботарева А.А., возражавшего против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Фадеева Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – министерство строительства и ЖКХ Саратовской области), просила признать незаконным распоряжение от <дата> № обязать ответчика включить Фадееву Е.В., <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста
<данные изъяты>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В обоснование заявленных требований указано, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Вольского районного суда Саратовской области от <дата> ее родители ФИО18. и ФИО19. были лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе Халиулловой Е.В., <дата> года рождения, в отношении которой впоследствии была установлена опека, опекуном назначена ФИО20. <дата> Халиуллова Е.В. вступила в брак с ФИО21., ей была присвоена фамилия супруга. В собственности жилых помещений истец не имеет. <дата> в возрасте 22 лет Фадеева Е.В. направила ответчику заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями, заявление об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, заявление о месте предоставления жилого помещения, однако ответа на данное обращение не последовало. <дата> истец направил ответчику заявление о включении список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из государственного специализированного жилищного фонда области, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Решением министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от <дата> №-р истцу было отказано во включении в указанный список.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 31 июля 2023 года исковые требования Фадеевой Е.В. удовлетворены, распоряжение министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от <дата> №-р признано незаконным, на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области возложена обязанность включить Фадееву Е.В., <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.
Не согласившись с постановленным судебным актом, министерство строительства и ЖКХ Саратовской области подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы ссылалось неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывало на то, что на момент подачи заявления о постановке на учет в <дата> Фадеевой Е.В. было 27 лет, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на обращение с указанным заявлением до достижения 23-летнего возраста, истцом не представлено. Полагает, что в действиях истца усматриваются признаки злоупотребления правом.
В возражениях на апелляционную жалобу Фадеева Е.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел «Судебное делопроизводство»).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фадеева Е.В. (до замужества Халиуллова Е.В.) имеет статус лица, ранее относившегося к лицам, оставшимся без попечения родителей, в связи с лишением ее родителей в отношении нее родительских прав на основании вступившего в законную силу решения Вольского районного суда Саратовской области от <дата>.
Постановлением администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области от <дата> № над несовершеннолетними ФИО25. и Халлиуловой Е.В. было установлено попечительство. Опекуном Халиулловой Е.В. являлась ФИО22., в квартире которой истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>,
<адрес>.
<дата> Халиуллова Е.В. вступила в брак с ФИО23., ей присвоена фамилия «Фадеева».
<дата> Фадеева Е.В. обратилась к ответчику с заявлением по вопросу включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области, что подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения. Данное заявление согласно отчету об отслеживании почтовой корреспонденции было получено адресатом
<дата>, однако какого-либо ответа на указанное обращение не поступило. На момент обращения с данным заявлением истцу было 22 года.
<дата> Фадеева Е.В. в лице своего представителя
Чеботарева А.А. повторно обратилась с заявлением к ответчику по вопросу включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области, что подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения о направлении заказного письма в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области.
В ответ на указанное обращение от <дата> распоряжением министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от <дата>
№-р Фадеевой Е.В. было отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области, в связи с достижением 23 лет и отсутствием оснований для восстановления срока на обращение.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам ст.ст. 12, 57, 167 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 40, 72, 123 Конституции РФ, ст.ст. 92,
109.1 ЖК РФ, ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства РФ от
04 апреля 2019 года № 397 «Об утверждении Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства»,
ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положениями Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года
№ 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», с учетом требований ст. 56 ГПК РФ, суд первой инстанции, принимая во внимание факт первоначального обращения истца по вопросу включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области, до достижения возраста 23 лет и отсутствия результатов рассмотрения данного обращения со стороны ответчика как уполномоченного органа, пришел к выводу, что Фадеева Е.В. не утратила право на получение мер социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на положениях закона, подтверждаются представленными доказательствами, оснований для иных выводов не имеется.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с
п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Саратовской области регулируются Законом Саратовской области от 02августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области».
Кроме того, постановлением Правительства Саратовской области от
29 июня 2016 года № 319-П утверждено Положение о порядке распределения жилых помещений, предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое предусматривает, что распределение жилых помещений, предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений путем формирования списков жилых помещений, предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области, подлежащих распределению, а также списков приглашенных на распределение жилых помещений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предусмотренный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Фадеева Е.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, подлежащее предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку она не обеспечена жилым помещением по соответствующей норме.
В соответствии со ст. 1 Федерального «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Вместе с тем, законодатель не устанавливает запрета на включение лиц старше 23 лет из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередное обеспечение жилой площадью в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о том, что такие лица предпринимали необходимые меры для реализации своих прав до достижения 23-летнего возраста.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
С учетом приведенных положений закона суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обоснованности требований истца, несмотря на то, что на момента обращения к ответчику в 2023 году Фадеевой Е.В. было более 23 лет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент обращения к ответчику Фадеева Е.В. достигла возраста 27 лет, не может рассматриваться как основание для отказа во включении ее в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку совокупностью исследованных в суде доказательств подтверждается, что на момент обращения истца с первоначальным заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения ее возраст не превышал 23-летний, соответственно, Фадеева Е.В. своевременно предприняла необходимые меры по реализации своего права на предоставлении ей жилого помещения, в том числе обращалась к ответчику с заявлением с приложением соответствующих документов. Однако по данному заявлению не было вынесено какого-либо решения. При этом ответчиком не представлено каких-либо уважительных причин относительно отсутствия результатов рассмотрения и принятия соответствующего решения по первоначальному обращению истца.
Указание в жалобе на то, что с даты своего первоначального обращения –
<дата> по <дата> Фадеева Е.В. на протяжении пяти лет не интересовалась судьбой своего заявления, не предпринимала должной заинтересованности в решении данного вопроса, судебной коллегией также отклоняется, поскольку действующим законодательством на истца не возложена обязанность по отслеживанию результата рассмотрения своего обращения, при этом судебная коллегия принимает во внимание, что Фадеева Е.В. не являлась лицом, обладающими специальными юридическими познаниями, позволяющими ей объективно оценивать последствия действий или ее бездействия при отсутствии ответа на ее обращение по вопросу обеспечения жильем, относилась к категории социально незащищенных слоев населения.
То обстоятельство, что Фадеева Е.В. имеет регистрацию по адресу: <адрес>, не является основанием для отказа в удовлетворении ее заявления о предоставлении жилого помещения, поскольку у истца отсутствовало на праве собственности и на основании договора социального найма какое-либо жилое помещение или его часть,
Фадеева Е.В. не являлась членом семьи собственника жилого помещения, пригодного для проживания, или нанимателя жилья по договору социального найма. Квартира, в которой она была зарегистрирована, принадлежит ее опекуну, однако данное обстоятельство не порождает для нее права владения и распоряжения как собственника указанного жилого помещения либо члена его семьи.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 31 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
01 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи