Решение по делу № 8а-13133/2020 от 14.05.2020

Дело № 88а-13666/2020г.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Рі. РњРѕСЃРєРІР°                             03 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР°

    РЎСѓРґРµР±РЅР°СЏ коллегия РїРѕ административным делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РІ составе

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Беляковой Оксаны Игоревны – Ларионова Сергея Олеговича на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 10 октября 2019 года, дополнительное решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 16 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 13 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Беляковой Оксаны Игоревны к судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Рыбинску № 1 и Рыбинскому району УФССП по Ярославской области Тюрину В.Е., судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Рыбинску № 1 и Рыбинскому району УФССП по Ярославской области Некипеловой А.Н. о признании незаконными действий (бездействия), признании незаконными постановлений и их отмене (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-3018/2019 г.)

Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., судебная коллегия,

установила:

    Р‘елякова Рћ.И. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє судебным приставам-исполнителям РћРЎРџ РїРѕ Рі. Рыбинску в„– 1 Рё Рыбинскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ярославской области РўСЋСЂРёРЅСѓ Р’.Р•., Некипеловой Рђ.Рќ. Рѕ признании незаконным бездействия РІ части необращения взыскания РЅР° принадлежащие должникам объекты РґРІРёР¶РёРјРѕРіРѕ Рё недвижимого имущества, необращении взыскания РЅР° заработную плату, Рѕ возложении РЅР° административных ответчиков обязанности обратить взыскание РЅР° объекты недвижимого имущества, взыскание РЅР° заработную плату, признать незаконным постановление РѕС‚ 12 марта 2019 РіРѕРґР° Рѕ снятии ареста СЃ денежных средств, находящихся РІ банке, вынесенное судебным приставом Некипеловой Рђ.Рќ., постановление РѕС‚ 06 мая 2019 РіРѕРґР° Рѕ снятии ареста СЃ денежных средств, находящихся РІ банке, вынесенное Тюриным Р’.Р•. Рё отменить РёС….

    Р’ обоснование требований истец указала, что РЅР° основании исполнительного листа в„– РѕС‚ 15 марта 2019 РіРѕРґР°, выданного Рыбинским РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРј СЃСѓРґРѕРј, возбуждено исполнительное производство в„–, взыскателем РїРѕ которому является истец. Каменская Рќ.Р•. (должник) является <данные изъяты> Рё <данные изъяты> нескольких обществ СЃ ограниченной ответственностью, <данные изъяты>, владеет транспортным средством Рё земельными участками, РІ РџРђРћ «Совкомбанк» РЅР° РёРјСЏ должника были открыты СЂСЏРґ депозитов РЅР° СЃСѓРјРјСѓ, превышающую 1 300 000 рублей, которые ранее были арестованы РїРѕ исполнительному производству в„– в„–, возбужденному 12 февраля 2018 РіРѕРґР° РЅР° основании исполнительного листа, выданного РїРѕ определению СЃСѓРґР° Рѕ принятии мер РїРѕ обеспечению РёСЃРєР°. 15 марта 2019 РіРѕРґР° РЅР° основании исполнительного листа РѕС‚ 04 марта 2019 РіРѕРґР° в„– РІ отношении Каменского РЎ.Рђ было возбуждено исполнительное производство в„–, взыскателем РїРѕ которому является административный истец. Каменский РЎ.Рђ. является руководителем Рё участником нескольких обществ СЃ ограниченной ответственностью, владеет недвижимым имуществом. Несмотря РЅР° то, СЃ момента возбуждения производства прошло значительное количество времени, Сѓ должников имеется имущество, РґРѕС…РѕРґС‹, РЅР° которые могло быть осуществлено взыскание, приставом осуществляется незаконное бездействие. РљСЂРѕРјРµ того, судебным приставом Некипеловой Рђ.Рќ. 12 марта 2019 РіРѕРґР°, Р° судебным приставом Тюриным Р’.Р•. 06 мая 2019 РіРѕРґР° вынесены постановления Рѕ снятии ареста СЃ денежных средств, находящихся РІ банке или РёРЅРѕР№ кредитной организации. Указанные постановления являются незаконными, поскольку позволяют должнику распорядиться денежными средствами, находящимися РЅР° счете.

    Р РµС€РµРЅРёРµРј Рыбинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Ярославской области РѕС‚ 10 октября 2019 РіРѕРґР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление удовлетворено, постановлено: признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Рыбинску в„– 1 Рё Рыбинскому району УФССП РїРѕ Ярославской области РїРѕ исполнительному производству в„– в„–, возбужденных РЅР° основании исполнительного листа РѕС‚ 04 марта 2019 РіРѕРґР° в„– РіРѕРґР° РІ отношении Каменской Рќ.Р•. Рё Каменкого РЎ.Рђ.; признать незаконными постановление Рѕ снятии ареста СЃ денежных средств, находящихся РІ банке или РёРЅРѕР№ кредитной организации, РѕС‚ 12 марта 2019 РіРѕРґР°, вынесенное судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ РїРѕ Рі. Рыбинску в„– 1 Рё Рыбинскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ярославской области Некипеловой Рђ.Рќ., постановление Рѕ снятии ареста СЃ денежных средств, находящихся РІ банке или РёРЅРѕР№ кредитной организации РѕС‚ 06 мая 2019 РіРѕРґР°, вынесенное судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ РїРѕ Рі. Рыбинску в„– 1 Рё Рыбинскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ярославской области Тюриным Р’.Р•. Рё отменить РёС….

    Р”ополнительным решением Рыбинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Ярославской области РѕС‚ 16 декабря 2019 РіРѕРґР° постановлено: обязать судебного пристава-исполнителя РїРѕ исполнительным производствам в„–, в„–, возбужденным 15 марта 2019 РіРѕРґР° РЅР° основании исполнительного листа РѕС‚ 04 марта 2019 РіРѕРґР° в„– 2-1034/2018 обратить взыскание РЅР° установленные объекты РґРІРёР¶РёРјРѕРіРѕ Рё недвижимого имущества должника, денежные средства, обратить взыскание РЅР° заработную плату Рё иные РґРѕС…РѕРґС‹ должников, РІ том числе РЅР° денежные средства, находящиеся РЅР° счетах РІ РџРђРћ «Совкомбанк», открытых РЅР° РёРјСЏ Каменской Рќ.Р•., заработную плату Каменской Рќ.Р•. РІ РћРћРћ «Монолитспецпроект», РёРЅРѕРµ имущество.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 13 марта 2020 года решение и дополнительное районного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель административного истца ставит вопрос об отмене решения районного суда, дополнительного решения районного суда и апелляционного определения. Полагает, что судами допущены нарушения норм процессуального права, так как в резолютивной части решения не содержится указания на срок проведения исполнительных действий ответчиками и сообщении об этом истцу. Просит принять решение о полном удовлетворении требований истца.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 мая 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

Согласно пункту 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде в порядке статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Для признания незаконными постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1-6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Разрешая требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что имело место бездействие должностных лиц ОСП № 1 по г. Рыбинску и Рыбинскому району УФССП по Ярославской области по исполнительным производствам о взыскании денежных средств с Каменской Н.Е., Каменского С.А. в пользу Беляковой О.И., которое выразилось в том, что, несмотря на постановления об обращении взыскания на денежные средства должников, находящиеся в банке, денежные средства не были удержаны и перечислены на счёт взыскателя; после возбуждения исполнительных производств действий по принудительному исполнению решения не произведено; постановления о снятии ареста с денежных средств от 12 марта 2019 года и 06 мая 2019 года вынесены с нарушением закона.

Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение районного суда с указанными выводами согласился.

Судебная коллегия полагает, что выводы судебных инстанций являются правильными, основанными на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суды обеих инстанций обосновано при разрешении возникшего спора руководствовались положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Вопреки доводам кассационной жалобы судами при разрешении настоящего дела правильно применены нормы материального и процессуального права.

Истец в лице представителя, не соглашаясь с решениями суда первой и апелляционной инстанций, по сути, оспаривает их только в части того, что судом в решении не установлена обязанность ответчика в месячный или иной срок со дня вступления решения в законную силу, сообщить об исполнении в суд и административному истцу.

В пункте 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Исходя из положений статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, сроки судебного разбирательства по гражданским делам начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. То есть, исполнительное производство является стадией судопроизводства.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение наряду с другими актами судебных актов, на основании которых выдаются исполнительные листы, являющиеся одним из видов исполнительного документа (статья 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В силу пункта 17 части 1 стать 64 Закона № 229-ФЗ судебному приставу-исполнителю предоставлено право самостоятельно определять вид исполнительных действий, подлежащих применению в конкретной обстановке. При этом в соответствии с пунктом 17 статьи 64 судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

С учетом приведенных положений законов судебная коллегия полагает, что оснований для отмены судебных решений в связи с не указанием срока предусмотренного пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется.

Несмотря на признание судом наличия бездействия со стороны судебных приставов-исполнителей и возложения на них обязанности совершить определенные действия в целях восстановления нарушенных прав истца, судебный пристав-исполнитель остается процессуально самостоятельным лицом, сроки и порядок совершения исполнительных действий установлены законом, в связи с чем, не имелось необходимости указания судом в решении обязанности в определенный срок сообщить о совершении таких действий.

Не указание такой обязанности не повлияло на законность оспариваемых судебных решений.

Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, однако их не опровергают. Иных доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит.

Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, апелляционного определения по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 10 октября 2019 года, дополнительное решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 16 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 13 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Беляковой Оксаны Игоревны – Ларионова Сергея Олеговича без удовлетворения.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

8а-13133/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Рыбинск №1 и РР УФССП России по ЯО Тюрин В.Е.
Ларионов С.О.
Буренева Е.В.
Каменская Н.Е.
Некипелова анна Николаевна
ОСП по г. Рыбинску № 1 и Рыбинскому району УФССП по ЯО
ПАО Совкомбанк
старший судебный пристав-исполнитель ОСП №1 Лукьянова Юлия Вячеславовна
УФССП по Ярославской области
Каменский Сергей Анатольевич
Белякова О.И.
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
03.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее