2а-5627/20
21RS0023-01-2020-000993-96
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДАТА г.Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Косовой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семенова Артура Анатольевича к призывной комиссии г.Чебоксары о признании решения незаконным
у с т а н о в и л:
Семенов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии г.Чебоксары о признании решения незаконным по тем мотивам, что ДАТАг. он подал заявление на выдачу военного билета. В этом ему было отказано, он был признан непрошедшим военную службу. С решением он не согласен, он обучался в университете и имел отсрочку от призыва. ДАТАг. ему исполнилось 27 лет, и он был зачислен в запас. Просит признать незаконным решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований. Обязать выдать ему военный билет.
Определением Московского районного суда г.Чебоксары от ДАТАг. производство по требованиям Семенова А.А. к призывной комиссии г.Чебоксары о возложении обязанности выдать военный билет было прекращено.
Административный истец Семенов А.А. и его представитель Маврин В.Л., действующий на основании ордера, административный иск поддержали и показали, что Семенову А.А. были предоставлены отсрочки из-за его учебы в университете и аспирантуре. Он защитил кандидатскую диссертацию. Повесток о вызове на призывную комиссию Семенов А.А. не получал. Не уклонялся от призыва.
Представитель административных ответчиков, призывной комиссии г.Чебоксары и военного комиссариата г.Чебокары Филиппова И.А., действующая на основании доверенностей, административный иск не признала и показала, что Семенову А.А. были предоставлены две отсрочки. Однако защита кандидатской диссертации была за пределами срока, установленного приказом университета, ДАТАг. Семенов А.А. уклонился от призыва.
Представитель 3-его лица на стороне ответчика, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Суд, выслушав объяснение сторон, ознакомившись с материалами административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).
ДАТАг. призывная комиссия г.Чебоксары приняла решение о том, что Семенов А.А. признан В- ограниченно годен к военной службе. На основании п.1.1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Зачислен в запас. (протокол НОМЕР)
Административным истцом оспаривается решение призывной комиссии от ДАТАг. по мотивам его незаконности.
Анализируя решение призывной комиссии г.Чебоксары от ДАТАг. в отношении Семенова А.А., суд приходит к выводу, что оно является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДАТА, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п.34 Положения).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (п.18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п.1 ст.5 указанного закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст.26 указанного закона.
На основании п.1 ст. 5 закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п.3 ст.5).
В соответствии со ст.31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п.1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п.2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ (п.4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
В то же время, Конституция РФ закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч.3 ст.43).
Как отмечал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 17 апреля 2018 г. 15-П, закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.
Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил РФ путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
Согласно подпункту "б" п.2 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2014 года N 1016 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
Абзацем первым пункта 3.3 названного образовательного стандарта предусмотрено, что срок получения образования по программе аспирантуры в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года.
Из учетной карты призывника следует, что ДАТАг. Семенову А.А. была предоставлена отсрочка на основании ст. 24 п.2 пп.а закона до ДАТАг. Кроме того, ДАТАг. Семенову А.А. была предоставлена вторая отсрочка на основании ст. 24 п.2 пп.б закона до ДАТАг.
Из справки ФГБОУВО «Поволжский государственный технологический университет» следует, что Семенов А.А. обучался в аспирантуре университета с ДАТАг. по ДАТАг.
Приказом ФГБОУВО «Поволжский государственный технологический университет» НОМЕР. был установлен срок защиты квалификационной работы Семенову А.А. до ДАТАг.
ДАТАг. Семенов А.А. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук и приказом Министерства науки и высшего образования РФ НОМЕР. Семенову А.А. был выдан диплом кандидата наук (приложение НОМЕР к приказу).
Далее, военный комиссариат г.Чебоксары достоверно знал о месте учебы призывника и имел сведения о его номере телефона. Однако, административный истец по месту учебы и посредством смс-сообщения о призыве извещен не был. После истечения срока отсрочки (ДАТА.) какие-либо повестки по месту жительства или учебы Семенову А.А. не направлялись и не вручались. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что после прекращения действия предоставленной административному истцу отсрочки от призыва на военную службу, мероприятий, связанных с его призывом на военную службу до достижения им возраста 27 лет военным комиссариатом г.Чебоксары не проводилось, в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства о направлении ему соответствующей установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат. Учитывая, что обязанность самостоятельно явиться в военкомат у административного истца отсутствовала, суд находит решение призывной комиссии от ДАТАг. незаконным, а административного истца Семенова А.А. суд признает как не прошедшим военную службу по призыву по не зависящим от него причинам.
В силу п.1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
р е ш и л :
Признать решение призывной комиссии г.Чебоксары от ДАТАг. в отношении Семенова Артура Анатольевича, ДАТА года рождения о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий Мамуткина О.Ф.
Решение принято в окончательной форме ДАТАг.