Дело № 33-7104/2022 (в суде первой инстанции № 2-3397/2022)
УИД 27RS0004-01-2022-003846-89
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2022 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Галенко В.А.,
судей Мартыненко А.А., Сенченко П.В.,
при секретаре Шишкине Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной защиты Хабаровского края на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 20 июля 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Индустриального района г.Хабаровска в интересах Дмитриева П.В. к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г.Хабаровска в интересах Дмитриева П.В. обратился в суд с иском к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении на ответчика обязанности производить удержание за предоставляемые социальные услуги истцу в размере, не превышающем 75 % пенсии, взыскании в пользу Дмитриева П.В. удержанных за период с 01.07.2019г. по 31.03.2022г. в качестве платы за социальные услуги денежных средств в размере 47 785 руб. 50 коп.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Индустриального района г.Хабаровска проведена проверка исполнения действующего законодательства о социальной защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, в ходе которой установлено, что между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и Дмитриевым П.В., 09.07.1947 г.р., заключен договор о предоставлении социальных услуг № 93 от 01.01.2021г., согласно которому размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода. С Дмитриева П.В. ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги в пользу КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты, что не соответствует переходным положениям, установленным ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. №442-ФЗ. Общая сумма незаконно удержанных денежных средств за период с 01.07.2019г. по 31.03.2022г. составляет 47 786 руб. 50 коп.
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 20.07.2022г. исковые требования удовлетворены.
На КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» возложена обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги Дмитриеву П.В. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии.
С КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Дмитриева П.В. взысканы незаконно удержанные в качестве платы за предоставляемые социальные услуги за период с 01.07.2019 по 31.03.2022 денежные средства в сумме 47 786 руб. 50 коп.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что способ защиты права как обязание или понуждение юридического лица не предусмотрен действующим законодательством. Также указывает, что судом первой инстанции не был учтен порядок предоставления социальных услуг и взимания платы до и после 01.01.2015г. – даты вступления в законную силу Федерального закона от 28.12.2013г. №443-ФЗ. До 01.01.2015г. получателям социальные услуги предоставлялись в соответствии с гарантированным перечнем социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 26.04.2005г. №38-пр, без индивидуального подхода, периодичности и объема, указанные услуги предоставлялись бесплатно. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание не превышал 75% от установленной гражданам пенсии. С 01.01.2015г. размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Договор о предоставлении социальных услуг с Дмитриевым П.В. заключен 01.01.2021г., введено 6 новых услуг, которые ранее не предоставлялись, разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг, что повлекло увеличение стоимости предоставляемых социальных услуг. Отношения между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и Дмитриевым П.В. не являются длящимися, поскольку на основании договора от 01.01.2021г. изменились объем, сроки, периодичность предоставления социальных услуг.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Министерства социальной защиты Хабаровского края Процко Е.А., представитель КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» Олейникова О.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Участвующая в судебном заседании представитель процессуального истца Максименко Е.В. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Дмитриев П.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Дмитриев П.В., 09.07.1947г.р., является инвалидом II группы бессрочно и получателем ежемесячной денежной выплаты инвалидам на основании Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Дмитриев П.В. с 21.07.1997г. проживает в КГБУЗ «Хабаровский психоневрологический интернат», которым ему предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
20.07.2015г. между КГБУЗ «Хабаровский психоневрологический интернат» и Дмитриевым П.В., заключен договор № 27 о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, предметом которого является предоставление социальных услуг на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика (п. 1 договора).
Согласно п. 1 раздела 3 договора стоимость услуг составляет 4 939 руб. 30 коп. в месяц. Размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода социальных услуг, рассчитанного в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.
01.01.2021г. между КГБУЗ «Хабаровский психоневрологический интернат» и Дмитриевым П.В., заключен договор № 93 о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, предметом которого является предоставление социальных услуг на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика (п. 1 договора).
Согласно п. 9 договора стоимость услуг составляет 9 044 руб. 26 коп. Размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ.
01.01.2021г. для Дмитриева П.В. разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг №11885/2.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 16, 24 Федерального закона от 02.08.1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», ст.ст. 3, 17, 31, 32, 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 17.04.2002г. №244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.10.2014г. № 1075, установив, что отношения по предоставлению социальных услуг между сторонами спора возникли до введения в действие Федерального закона от 28.12.2013г., пришел к выводу, что условия заключенного между ними впоследствии договора о предоставлении социальных услуг от 01.01.2021г. № 93 в части установления размера платы, превышающей 75% выплачиваемой Дмитриеву П.В. пенсии (в том числе за счет ежемесячной денежной выплаты, дохода по вкладу), противоречат требованиям ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ, устанавливающей переходные положения, согласно которым вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг не могут быть выше размеров платы за предоставление соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014г., в связи с чем удовлетворил исковые требования, возложив на ответчика обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги Дмитриеву П.В. в размере, не превышающем 75% пенсии и взыскав с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Дмитриева П.В. незаконно удержанные денежные средства за период с 01.07.2019г. по 31.03.2022г. в размере 47 786 руб. 50 коп.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, приведены в обжалуемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Постановление Правительства РФ от 17.04.2002г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», действовавшее до 01.12.2015г., закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 01.01.2015г. - даты введения в действие Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ.
Вместе с тем, согласно установленному ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ переходному регулированию - в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014г.
В силу этого законодательного предписания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан, в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 01.01.2015г.) указано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте РФ размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31.12.2014г. Аналогичные разъяснения указываются в п. 19 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020г.), а также эта правовая позиция неоднократно указывалась Верховным Судом РФ при рассмотрении гражданских дел (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.04.2022г. № 78-КГ22-2-К3).
Таким образом, в силу указанной нормы и акта по толкованию ее применения, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг для лиц, получавших их до 01.01.2015г., не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014г.
Дмитриев П.В на 31.12.2014г. являлся получателем социальных услуг в стационарной форме, предоставляемых ответчиком, размер ежемесячной платы за предоставляемые социальные услуги рассчитывался с учетом п.1 постановления Правительства РФ от 17.04.2002г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» ограничивался пределом 75% установленной ему пенсии.
Соответственно, в силу требований ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ вновь устанавливаемый Дмитриеву П.В., в т.ч. в связи с заключением договоров от 20.07.2015г. № 27, от 01.01.2021г. № 93, размер платы за предоставление социальных услуг не мог превышать размер платы, установленный по состоянию на 31.12.2014г. Заключение нового договора между сторонами спора длящихся правоотношений по смыслу ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ не прерывали.
С учетом изложенного, доводы о возможности увеличения размера платы согласно новому правовому регулированию в связи с введением новых услуг, увеличением объема, периодичности предоставляемых услуг не основаны на законе, т.к. противоречат ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ, предусматривающей запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарное форме до 01.01.2015г., размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на 31.12.2014г. - одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
Довод о том, что способ защиты права как обязание или понуждение юридического лица не предусмотрен действующим законодательством, основан на ошибочном толковании норм права.
В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Кроме того, указанная норма закона не содержит исчерпывающий перечень способов защиты гражданских прав, предусматривая, что гражданские права могут защищаться и иными, не указанными в ней способами.
Решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения, которое подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 20 июля 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи