Литвинова А.А. Дело №33 –1030/ 2021 (2-3912/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Данилова А.В., Решетниковой О.В.,
с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.,
при секретаре Бессарабове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах (ФИО)1 к Муниципальному образованию городской округ Ханты-Мансийск, в лице Администрации г. Ханты-Мансийска, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе Администрации г. Ханты-Мансийска на решение Ханты-Мансийского районного суда от 25 ноября 2020 года, которым постановлено:
«Исковое требование Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах (ФИО)1 к Муниципальному образованию городской округ Ханты-Мансийск, в лице Администрации г. Ханты-Мансийска, удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование город Ханты-Мансийск, в лице Администрации г. Ханты-Мансийска, предоставить (ФИО)1, (дата) года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения».
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ханты-Мансийский межрайонный прокурор, действуя в интересах (ФИО)1, обратился в суд с требованием к Администрации города Ханты-Мансийска о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению (ФИО)1, в ходе которой установлено нарушение Муниципальным образованием городской округ город Ханты-Мансийск, в лице Администрации города Ханты-Мансийска, прав (ФИО)1 на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
(ФИО)1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением Администрации г. Ханты-Мансийска от 14.11.2019г. (номер) включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Проверкой установлено, что (ФИО)1 не является собственником жилых помещений, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: (адрес).
Постановлением администрации Кондинского района от 30.08.2019 г. (номер) установлен факт невозможности проживания (ФИО)1 в ранее занимаемом жилом помещении по причине того, что на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, приходится менее учетной нормы площади помещения, установленной решением Совета депутатов сельского поселения Шугур от 15.02.2012 г. (номер).
На основании изложенного, просил суд обязать ответчика предоставить (ФИО)1, (дата) года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Истец, представитель ответчика администрации г. Ханты-Мансийска о судебном заседании извещены надлежащим образом, не явились, уважительных причин не явки суду не сообщили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Прокурор ХМАО-Югры (ФИО)5 в судебном заседании требование Ханты-Мансийского межрайонного прокурора поддержал, на удовлетворении искового требования настаивал, пояснив, что в ходе прокурорской проверки по обращению (ФИО)1 факт невозможности проживания (ФИО)1 в ранее занимаемом жилом помещении установлен, при этом истец распоряжением Администрации г. Ханты-Мансийска включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени договор найма специализированного жилого помещения с (ФИО)1 не заключен, жилое помещение ей не предоставлено.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ханты-Мансийска просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Обращает внимание, что в 2019 году денежные средства на приобретение жилого помещения (ФИО)1 из бюджета ХМАО-Югры не поступили. Финансирование приобретения жилого помещения было осуществлено только в 2020 году. На приобретение жилых помещений-квартир, в целях последующего предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в 2020 году из средств окружного бюджета выделено 72 697,3 тыс. руб., кассовое исполнение по состоянию на 01.12.2020 г. составило 70 677,90 руб. В адрес департамента социального развития ХМАО-Югры было направлено обращение (номер)-Исх-4739 от 03.08.2020 г. о выделении дополнительного финансирования на обеспечение жильём 7 граждан, дополнительные бюджетные ассигнования доведены 19.08.2020 г., на приобретение одного жилого помещения – 21.10.2020 г. В целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в 2020 году приобретено 35 жилых помещений, в том числе для (ФИО)1 На дату возникновения у (ФИО)1 права на обеспечение жилым помещением, администрация города Ханты-Мансийска не имела возможности реализовать преданные ей отдельные государственные полномочия в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот, по независящим от неё обстоятельствам. С целью обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 31.05.2019 года в «Положении о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска», утвержденное решением Думы города Ханты-Мансийска от 25.11.2011 года №131 внесены изменения, дающие администрации города Ханты-Мансийска возможность предоставить детям-сиротам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ, жилые помещения на основании договоров найма сроком до одного года. (ФИО)1 в течение 2019-2020 годов в департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска по вопросу предоставления временного жилого помещении не обращалась.
В возражениях на апелляционную жалобу Ханы-Мансийская межрайонная прокуратура просит оставить решение суда без изменений, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора Бикмухаметовой Г.Р., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, (ФИО)1, (дата) года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации Кондинского района от 14.08.2014г. (номер) (ФИО)1 назначен попечитель (ФИО)6, т.к. мать (ФИО)7 умерла 16.10.2012г., а отец (ФИО)8 лишен родительских прав решением Кондинского районного суда ХМАО-Югры от 03.02.2014г.
Постановлением администрации Кандинского района от 30.08.2019 года (номер) установлен факт невозможности проживания (ФИО)1 в жилом помещении по адресу: (адрес) ХМАО-Югры по причине того, что на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, приходится менее учетной нормы площади помещения, установленной решением Совета депутатов сельского поселения Шугур от 15.02.2012г. (номер).
С 21.08.2020 г. по 21.08.2022 г. (ФИО)1 зарегистрирована по месту пребывания в г. Ханты-Мансийске; трудоустроена в <данные изъяты> г. Ханты-Мансийска в должности воспитателя.
Постановлением администрации города Ханты-Мансийска от 14.11.2019 года (номер) (ФИО)1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В рамках обращения (ФИО)1 Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения администрацией города Ханты-Мансийска прав, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выразившегося в длительном не предоставлении жилого помещения. По результатам проверки установлено нарушение прав (ФИО)1 на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Аналогичные условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрены ст. 5 Закона ХМАО - Югры от 09 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 5 названного закона право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам данной категории возникает у органа исполнительной власти при наступлении указанных в статье юридических фактов.
При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Таким образом, поскольку в Федеральном законе не содержится указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что до настоящего времени истец (ФИО)1 жилым помещением не обеспечена.
Администрация города Ханты-Мансийска не оспаривает право (ФИО)1 на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Вместе с тем, свое право на обеспечение жилья (ФИО)1 не реализовала.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении администрацией г. Ханты-Мансийска жилищного права (ФИО)1, в связи с чем, доводы жалобы являются несостоятельными.
Учитывая, что (ФИО)1 относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоит в списках, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Ханты-Мансийске, жилья на праве собственности не имеет, до настоящего времени, жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для предоставления ей жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о какой-либо очередности, принимаемых мерах по приобретению жилого помещения для истца, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку принимаемые меры не свидетельствуют об исполнении установленной законом обязанности по предоставлению жилья, сам факт необеспечения жилым помещением истца является подтверждением нарушения его жилищного права. Как указано выше, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам данной категории возникает у органа исполнительной власти при наступлении указанных в статье юридических фактов. При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Предполагается немедленная реализация права после его возникновения.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и гражданского процессуального права при рассмотрении гражданского дела не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ханты-Мансийска – без удовлетворения.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Данилов А.В.
Решетникова О.В.