Решение по делу № 2а-890/2019 от 15.10.2019

                       Дело № 2а –890/2019

УИД №10RS0017-01-2019-001184-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2019 года г. Сортавала

Сортавальский городскойсуд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ратомской Е.В.,

с участием:

представителя административного истца – Ральман Д.Б.,

представителя административного ответчика Межмуниципального отдела по Сортавальскому, Питкярантскому и Лахденпохскому районам Управления Росреестра по Республики Карелия – Бурлаковой И.Ю.,

при секретаре Тигинян Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-890/2019 по административному иску Белокопытовой А.А. к Управлению Росреестра по Республике Карелия, Межмуниципальному отделу по Сортавальскому, Питкярантскому и Лахденпохскому районам Управления Росреестра по Республики Карелия о признании незаконным отказа от 12.08.2019 о снятии с кадастрового учета объекта незавершенного строительства и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Административное исковое заявление подано по тем основаниям, что административный истец является собственником жилого дома, <Данные изъяты> Кадастровый учет дома выполнен 19.05.2016, право собственности Белокопытовой А.А. зарегистрировано 23.12.2016. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 1500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для дачного хозяйства, образованный 22.02.2012, право собственности на который не разграничено, права не зарегистрированы. В границах земельного участка расположено 2 объекта недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>. Объект незавершенного строительства (жилой дом) с кадастровым номером <Номер обезличен> поставлен на государственный кадастровый учет 11.01.2016, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, кадастровая стоимость не определена. 31.01.2019 административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> на основании пп.6 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ. Письмом №5244/12.4-21 от 06.03.2019 Министерство отказало по тем основаниям, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>, в отношении которого сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, при этом правоустанавливающие документы на указанный объект не предоставлены. Фактическое отсутствие на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> объекта незавершенного строительства установлено Актом обследования, выполненным 29.07.2019 кадастровым инженером ФИО7 На основании данных обстоятельств административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <Номер обезличен>, на что уведомлением от 12.08.2019 получил отказ по тем основаниям, что в Акте обследования земельного участка не приведена причина неиспользования кадастровым инженером документов, подтверждающих прекращение существование объекта недвижимости, а заявителем не представлен документ о праве или прекращении права собственности на объект недвижимости. Полагая данное решение административного ответчика незаконным, административный истец ссылается на следующие обстоятельства. В силу договора аренды земельного участка <Номер обезличен> от 17.04.2012, заключенного между ФИО3 (арендатор) и администрацией Сортавальского муниципального района (арендодатель), арендатору был предоставлен в аренду земельный участок <Данные изъяты> для дачного строительства, сроком действия аренды по 16.04.2017. Указанным договором предусмотрено право арендатора возводить на участке объекты недвижимости в рамках разрешенного использования предоставленного земельного участка. Согласно Правилам землепользования и застройки Сортавальского городского поселения, утвержденным решением Совета Сортавальского городского поселения от 24.04.2013 №282, земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> расположен в территориальной зоне Ж-3 Зона индивидуальной жилой застройки. 17.05.2016 ФИО3 зарегистрировал право собственности на жилой дом с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 180 кв.м. По договору купли-продажи от <Дата обезличена> административный истец выкупил у ФИО3 жилой дом, приобретя тем самым право пользования земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен> на условиях договора аренды от 17.04.2012. В настоящее время в ЕГРН содержатся актуальные сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>, объект незавершенного строительства, жилой дом, 99 кв.м., степень готовности 25 %, расположен в <Адрес обезличен>, на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>; отсутствуют сведения о зарегистрированных правах. Наличие реестровой или технической ошибки в сведениях о нахождении спорного объекта на земельном участке не подтверждено. Из сведений Росреестра следует, что свидетельств о внесении в реестр собственности на спорный объект недвижимости не выдавалось, в связи с чем установить собственника указанного объекта незавершенного строительства невозможно. Спорный объект незавершенного строительства с кадастровым номером <Номер обезличен> прекратил свое существование до 19.05.2016, то есть в период аренды земельного участка ФИО3, в результате строительства и кадастрового учета этим же лицом на его месте жилого дома с кадастровым номером <Номер обезличен>. Установленных законом документов о прекращении существования объекта незавершенного строительства застройщик не составлял. Ссылаясь на положения ст.ст.235, 264, 271, 304, 305, 235, 131 ГК РФ, ст.ст. 1, 25, 39.63 Земельного кодекса РФ, ст.ст.3, 15, 20, 22, 26, 27, 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-Фз «О государственной регистрации недвижимости», истец полагает, что отказ административного ответчика нарушает право истца на земельный участок, в пределах которого расположен жилой дом. Белокопытова А.А. просит признать незаконными требования и отказ Управления Росреестра по Республике Карелия (Межмуниципальной отдел по Сортавальскому, Питкярантскому и Лахденпохскому районам) от 12.08.2019 снять с кадастрового учета объект незавершенного строительства с кадастровым номером <Номер обезличен> по заявлению Белокопытовой А.А. от 02.08.2019; обязать Управление Росреестра по Республике Карелия снять с кадастрового учета объект незавершенного строительства с кадастровым номером <Номер обезличен>.

В судебное заседание административный истец Белокопытова А.А. не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом. Представитель административного истца на основании доверенности Ральман Д.Б. доводы административного иска поддержал по основаниям, указанным в нем.

Представитель Управления Росреестра по Республике Карелия на основании доверенности и одновременно начальник межмуниципального отдела по Сортавальскому, Питкярантскому и Лахденпохскому районам Бурлакова И.Ю. в судебном заседании с административным иском не согласилась. Пояснила, что Белокопытова А.А. в силу п.2 ч.5 ст.14, п.2 ч.2 ст.15 Закона о регистрации не вправе обратиться с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета спорного объекта недвижимости, поскольку не является собственником данного объекта. По сведениям ЕГРН, 11.01.2016 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет и технического плана от 29.12.2015 был поставлен на государственный кадастровый учет объект незавершенного строительства с кадастровым номером <Номер обезличен>, заказчиком кадастровых работ являлся ФИО3 Не исключает, что при постановке на кадастровый учет жилого дома с кадастровым номером <Номер обезличен> при изготовлении технической документации на данный объект была допущена ошибка, выразившаяся в отсутствии сведений, что объект <Номер обезличен> является образованным из объекта <Номер обезличен>. Полагает, что административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав, который не подлежит удовлетворению. Белокопытовой А.А. следует обратиться в суд исковым заявлением о признании отсутствующим объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <Номер обезличен>. Вступившее в законную силу решение суда будет являться основанием для снятии с государственного кадастрового учета объект недвижимости. Обратила внимание, что на момент рассмотрения спора имеет место быть приостановление до 11.11.2019 осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта, а не отказ. Просит отказать в удовлетворении иска.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абз.4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Учитывая, что оспариваемый отказ от 12.08.2019 принят Управлением Росреестра по Республике Карелия при реализации публично-властных полномочий, суд приходит к выводу, что предъявленные Белокопытовой А.А. требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Установлено, что 14.04.2012 года между Администрацией Сортавальского муниципального района, как Арендодателем, и ФИО3, как Арендатором, был заключен договор <Номер обезличен> аренды земельного участка <Данные изъяты>

19.12.2016 между ФИО3, как Продавцом, и Белокопытовой А.А., как Покупателем, заключен договор купли-продажи жилого дома <Данные изъяты>

Государственная регистрация права Белокопытовой А.А. на жилой дом с кадастровым номером <Номер обезличен> осуществлена 23.12.2016. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>.

По сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> следует, что в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют.

Согласно выписки из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> представляет собой объект незавершенного строительства; дата присвоения кадастрового номера 11.01.2016, расположен по адресу: <Адрес обезличен>, степень готовности жилого дома 25%, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, кадастровая стоимость не определена.

02.08.2019 через ГБУ Республики Карелия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия» Белокопытова А.А. обратилась с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, с предоставлением Акта обследования от 29.07.2019, подготовленным кадастровым инженером ФИО7.

По заключению кадастрового инженера Акт обследования подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в целях предоставления в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <Данные изъяты> При осмотре местонахождения объекта капитального строительства было выявлено прекращение существования данного объекта в результате окончания строительства. При регистрации права собственности на здание с кадастровым номером <Номер обезличен> на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 26.01.2016 собственником не была указана информация, что здание было образовано в результате окончания строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <Номер обезличен>. На основании изложенного просит снять с кадастрового учета объект незавершенного строительства с кадастровым номером <Номер обезличен>.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 12.08.2019 <Номер обезличен> приостановлено осуществление деятельности по снятию с государственного кадастрового учета указанного объекта, так как в силу п.2 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление подано ненадлежащим лицом; содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требования п.7 ч.1 ст.26 указанного закона.

С таким решением административный истец не согласен.

На основании части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

Как следует из пункта 2 части 5 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 2 части 2 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Частью 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

На основании частей 1 и 3 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено. Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 утверждены форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке.

Как следует из п. 3 Приложения № 2 Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 «Требования к подготовке акта обследования» он подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту. В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.

Как следует из Акта обследования от 29.07.2019, подготовленного кадастровым инженером ФИО7, иной документ, подтверждающий прекращение права на объект незавершенного строительства с кадастровым номером <Номер обезличен> с заявлением Белокопытовой А. представлен не был.

В силу п.2 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо

Таким образом, у административного ответчика отсутствуют правовые основания осуществления государственного кадастрового учета прекращения существования спорного объекта недвижимости <Номер обезличен> по заявлению Белокопытовой А.А., которая, по сведениям ЕГРН, не является собственником указанного объекта, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Белокопытовой А.А. к Управлению Росреестра по Республике Карелия, Межмуниципальному отделу по Сортавальскому, Питкярантскому и Лахденпохскому районам Управления Росреестра по Республики Карелия о признании незаконным отказа от 12.08.2019 о снятии с кадастрового учета объекта незавершенного строительства и возложении обязанности совершить определенные действия - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Ратомская

Мотивированное решение суда изготовлено 19.11.2019

2а-890/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Белокопытова Алла Алексеевна
Ответчики
Межмуниципальный отдел по Сортавальскому, Питкярантскому и Лахденпохскому районам
Управление Росреестра по РК
Другие
Ральман Дмитрий Борисович
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Ратомская Елена Викторовна
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
15.10.2019Регистрация административного искового заявления
15.10.2019Передача материалов судье
17.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2019Судебное заседание
24.03.2020Регистрация административного искового заявления
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
02.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее