Судья Петрова Л.С.
Дело № 33-8818/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Выдриной Ю.Г.,
судей Савельева А.А., Новоселовой Д.В.,
при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 08.08.2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 08.06.2018 года, которым постановлено:
Признать решение жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района № 18 от 16.05.2018 года о снятии с учета Светлакову Ирину Анатольевну и исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством",незаконным.
Обязать Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Светлакову Ирину Анатольевну, ** года рождения в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по Кочевскому муниципальному району в категории "работающие" с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то есть с 30.03.2001 года по учетному делу № 445.
Взыскать с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Светлаковой Ирины Анатольевны судебные расходы в сумме 300,00 руб.
Заслушав доклад судьи Савельева А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Светлакова И.А. обратилась в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района № 18 от 16.05.2018 года незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии с даты наступления права.
Судом постановлено вышеназванное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Министерство строительства и архитектуры Пермского края, с решением суда не согласно, считает решение его незаконным, поскольку судом нарушены нормы материального права. Указав, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 25.07.1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" действовавшего до принятия Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. В случае отсутствия одного из условий, установленных федеральным законом, вышеуказанное право не возникает. По мнению апеллянта, истца на момент подачи заявления от 14.12.1999 года в заблуждение не вводили, а 30.03.2001 года, истец заявление о регистрации и постановке на учет и документы, подтверждающие наличие права на получение жилищной субсидии, в администрацию не подавал. Апеллянт не согласен с выводами суда первой инстанции от ом, что Министерство строительства и архитектуры Пермского края является надлежащим ответчиком, поскольку Министерство не осуществляет государственные полномочия по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не принимало решение в отношении истца, соответственно не могло каким-либо образом нарушить его права.
От истца Светлаковой И.А. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Светлаковой И.А., суд первой инстанции правильно применил положения Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10.12.2002 года, Федерального закона № 131-ФЗ от 25.07.1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", регулирующие спорные правоотношения сторон.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Светлакова И.А. с 14.12.1999 года состояла в Администрации Кочевского района на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно справке Администрации Кочевского сельского поселения от 04.06.2018 года, Светлакова И.А., ** года рождения с момента рождения и по настоящее время зарегистрирована и проживает на территории Кочевского района, который согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера.
Судом также установлено, что комиссией по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края (протокол № 18) после инвентаризации учетного дела № ** Светлаковой И.А. принято решение о снятии с учета и исключении Светлаковой И.А. из списка участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", со ссылкой на п. "г" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10.12.2002 года, поскольку на дату постановки на учет 14.12.1999 года стаж работы Светлаковой И.А. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составлял 13 лет, что является нарушением условий получения постановки на учет.
С заявлением на получение социальной выплаты Светлакова И.А. обратилась 14.12.1999 года и поставлена на учет с даты обращения (14.12.1999 года).
Районным судом установлено, что на момент постановки на регистрационный учет стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей у истца составлял менее 15 лет (13 лет 8 месяцев 14 дней), что подтверждается сведениями из трудовой книжки истца.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 131-ФЗ от 25.07.1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", пп. "г" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10.12.2002 года, пришел к выводу, что данное обстоятельство стало возможным в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами Администрации Кочевского муниципального района, а не действиями Светлаковой И.А. При постановке на учет специалист Администрации района должен был проверить наличие права у Светлаковой И.А. претендовать на получение жилищной субсидии по состоянию на 14.12.1999 года и предложить заявителю представить документы, подтверждающие наличие у нее 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан.
Светлакова И.А. ежегодно подтверждала свое право и желание быть участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", подавая заявление в орган местного самоуправления, что подтверждается сводными списками граждан-участников подпрограммы за период с 2007 по 2017 годы, где в том числе, в категории "работающие", значится Светлакова И.А.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришел к выводу о том, что неправомерными действиями Администрации Кочевского муниципального района Светлакова А.И. была введена в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органов местного самоуправления она лишилась возможности при достаточности необходимого северного стажа своевременно встать на учет, то снятие гражданина с учета и исключение из списка участников основного мероприятия по истечении значительного периода времени, не может быть признано законным.
Районный суд, установив, что право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возникло у истца 30.03.2001 года, пришел к обоснованному выводу о восстановлении истца в очереди на выделение субсидии с момента возникновения у нее фактического права на включение в данную очередь.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 5 Закона Пермского края № 159-ПК от 18.12.2007 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по установке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установил, что Министерство строительства и архитектуры Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным в сфере реализации государственной политики в вопросах обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, в связи с чем обоснованно отклонил доводы ответчика Министерства строительства и архитектуры Пермского края о том, что министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.
Районный суд, удовлетворив требования истца в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика Администрации Кочевского муниципального района в пользу Светлаковой И.А. взыскал расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
Судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Районный суд, обоснованно исходил из того, что Светлакова И.А., родилась и проживает постоянно на территории Кочевского района Пермского края, не имеет жилого помещения в собственности на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ранее не получавшей субсидию на эти цели, в связи с чем пришел к верному выводу о наличии оснований для получения мер социальной поддержки как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеются основания о восстановлении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (30.03.2009 года).
Доводы апелляционной жалобы Министерства строительства и архитектуры Пермского края основаны на ошибочном толковании норм права, выводов районного суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения и сводятся к несогласию с оценкой установленных судом доказательств.
В целом доводы жалобы, повторяющие позицию истца в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, которую суд апелляционной инстанции полагает соответствующей требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Иных доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие отмену судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлены.
Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кочевского районного суда Пермского края от 08.06.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: