Решение по делу № 2-1711/2021 от 14.05.2021

Дело №58RS0018-01-2021-003295-15                             №2-1711/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2021 года                                    г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,

при секретаре Куликовой М.А.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкратова Александра Николаевича    к администрации г. Пензы о предоставлении жилого помещения,

                                  УСТАНОВИЛ:

              Панкратов А.А. обратился в суд с настоящим иском к администрации г. Пензы указав, что является собственником помещения № 3 (площадью 17,8 кв.м.) в квартире Адрес , а также является собственником ( право общей собственности) в вышеуказанной квартире 10 кв. м. ( помещение № 1 (коридор); помещение № 5 (кухня); помещение № 6 (туалет), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.04.2021 г. 31. 09.09.2016 г. было подписано Соглашение о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры (далее по тексту - соглашение о разделе) между истцом, Панкратовым Алексеем Александровичем и Панкратовым Сергеем Александровичем. Согласно пункта 2.1. Соглашения о разделе в собственность истца перешло отдельное жилое помещение № 3, площадью 17,8 кв.м. Помещения №1 (коридор); помещение № 5 (кухня); помещение № 6 (туалет), общей площадью 10,0 кв.м., являются местами общего пользования и находятся в общей собственности сторон. Соглашением о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры от 09.09.2016 г. было зафиксировано изменение вида права собственности, а именно долевое право собственности изменилось на право частной собственности. При реальном разделе квартиры не возникло новое право собственности в отношении иных жилых помещений, комната № 3 и ранее принадлежала истцу на праве долевой собственности. С переходом права собственности связаны налоговые последствия, а именно возникает обязанность по уплате налога на недвижимость с физических лиц (глава 32 Налогового кодекса РФ). Налог на имущество с физических лиц возникает после возникновения права собственности на имущество. В связи с тем, что истец стал собственником 40/100 доли в праве собственности на квартиру в 1993 году истцу стали начислять налог на имущество и после реального раздела квартиры в 2016 году не произошло никаких изменений в порядке уплаты налога на имущество, что еще раз подтверждает, что право собственности на комнату № 3 возникло у истца с 1993 года. В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.04.2020 № 15026 -МЕ/06 (далее по тексту - письмо Минстроя № 15026-МЕ/06), указано, что под действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. В вышеуказанном письме подразумевается переход права собственности. Переход право собственности — это передача права собственности от одного лица к другому лицу. Вышеуказанный переход право собственности между истцом и АП ПО «Завод им «Фрунзе» состоялся в 1992 году. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 01.04.2021 г. подтверждает, что комната № 3 в квартире Адрес является единственным жильем истца. В выписке в пункте 1.2 основанием государственной регистрации указаны два документа: договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 15.12.1992 г. и соглашение о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры 09.09.2016 №б/н. Истец обращает внимание суда на тот факт, что жилое помещение № 31 изначально было коммунальной квартирой и согласно приватизационного дела из БТИ Панкратов А.Н. совершил обмен жилого помещения Адрес на комнату по Адрес . В данном случае вид объекта право собственности не имеет значения, т.к. в региональную адресную программу включены кв. м., а именно 1761,10 кв. м. (это площадь всего аварийного дома) в том числе и кв. м. принадлежащие истцу площадью 17,8 кв.м. и места общего пользования 4,04 кв.м. В связи с этим, прилагает отчет по лицевым счетам на 31.05.2017 г. ООО «МУП Октябрьского района», где указано: «помещение - кв. 31; лицевой счет Данные изъяты; ответственный владелец - Панкратов Александр Николаевич; общая площадь - 21,84. Право выбора о способе обеспечения жилищных прав истец обозначил заявлением на переселение из аварийного жилищного фонда на условиях договора мены, которое подписал в феврале 2019 г. до принятия новой поправки 8.2. Согласно проекту Муниципальной программы, квартирография от 26.03.2019г. подтверждает, что площадь жилого помещения истца и площадь сына истца, инвалида-детства, включена в общедомовую площадь 1761,10 по дому №11 подлежащей расселению (выписка из реестра№ 17693 от 29.03.2019г.). В абзаце 2 пункта 6 Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 г. № 187-пП указано следующее: «Для оценки достижения планируемых показателей выполнения Программы учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда...». То есть в программу включаются квадратные метры аварийного жилого помещения и не имеет ключевой роли вид аварийного объекта (является ли это доля в квартире или отдельное помещение). Постановлением администрации города Пензы от 29.10.2015 № 1826 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями, далее по тексту - Постановление) многоквартирный дом по адресу: Адрес (далее по тексту - аварийный дом) признан аварийным и подлежащим сносу. Аварийный дом включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 № 187-пП, муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 1 19-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Пензы от 29.03.2019 № 561. В приложениях 1 указанных выше программ, планируемая дата окончания переселения жителей аварийного дома- 31.12.2020 г. Целями вышеуказанных программ являются: финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Пензенской области. Вышеуказанные программы регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту - Федеральный закон №185-ФЗ). В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г. разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, принятую в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ, сам факт такого включения порождает право собственника требовать по своему выбору предоставления другого, равнозначного, жилого помещения либо выкуп помещения в аварийном доме. Тот факт, что дом (Адрес ) включен в региональную адресную программу переселению граждан из аварийного жилищного фонда предоставляет истцу право выбора требовать предоставления другого, равнозначного, жилого помещения либо выкуп помещения в аварийном доме. Администрацией г. Пензы были проигнорированы данные нормы жилищного законодательства РФ. Постановлением администрации города Пензы от 29.10.2015 № 1826 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями, далее по тексту - постановление) многоквартирный дом по адресу: Адрес (далее по тексту - аварийный дом) признан аварийным и подлежащим сносу, установлены сроки переселение граждан до 30.07.2026, сноса-30.12.2027. Прокуратурой Ленинского района г. Пензы было вынесено представление администрации г. Пензы от 03.03.2017 №07-03-2017 о нарушении прав граждан аварийного дома. По результатам рассмотрения вышеуказанного представления администрацией г. Пензы были внесены изменения в постановление администрации г. Пензы от 29.10.2015 № 1826 и установлены новые сроки: срок отселения граждан до 30.07.2024, срок сноса дома - 30.12.2025. На основании апелляционного определения Пензенского областного суда от 19.10.2017 № 33а- 3269/2017 постановлением администрации г. Пензы от 08.02.2018 № 215/1 снова были внесены изменения в постановление № 1826 от 29.10.2015 и установлены сроки отселения собственников и нанимателей жилых помещений из аварийного дома до 01.01.2020, срок сноса -01.01.2020. На основании постановления Президиума Пензенского областного суда от 12.04.2018 № 44Га- 11/2018 в постановление администрации № 1826 еще раз внесено изменение и установлены новые сроки отселения собственников и нанимателей жилых помещений аварийного дома до 01.10.2019 г., срок сноса - 01.12.2019г. Из вышеизложенного следует, что администрация г. Пензы при принятии постановления от 29.10.2015 № 1826 установила несоразмерные сроки отселения собственников и нанимателей аварийного дома, тем самым нарушила жилищные права собственников и нанимателей аварийного дома. Это подтверждают вышеуказанные судебные акты. Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ установлена недопустимость действий граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В силу пункта 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В силу того, что администрация г. Пензы является органом власти, обладающим властными полномочиями обязано действовать в рамках законодательства РФ и в интересах граждан г. Пензы. При включении в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 № 187-пП, муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Пензы от 29.03.2019 № 561 (далее по тексту - программы) постановления администрации города Пензы со сроками отселения, принятые на основании вышеуказанных судебных актов не были учтены толи по халатности работников администрации (тех, кто разрабатывал программы), толи в связи со злоупотреблением своими должностными полномочиями. Причин может быть много, но факт в том, что в Приложении 1 указанных выше программ дата, окончания переселения жителей дома стала - 31.12.2020. То есть не было учтено постановление Президиума Пензенского областного суда от 12.04.2018 № 44Га-11/2018. При надлежащем выполнением взятых на себя обязательств со стороны администрации города Пензы дом должен быть расселен до 01.10.2019 года, на основании постановления администрации города Пензы от 06.06.2018 № 996, принятого во исполнение постановления Президиума Пензенского областного суда от 12.04.2018 № 44Га-11/2018. При утверждении региональной адресной программы планируемая дата окончания переселения аварийного дома по адресу: Адрес была указана 31.12.2020. Однако на сайте Реформа ЖКХ в настоящий момент планируемая дата переселения по вышеуказанному адресу указана - 31.12.2021 г. Согласно п. 2.2. ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»: «не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи». В пункте 2 ст. 16 вышеуказанного закона указано: «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащим сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда...». В соответствии с этим Администрация г. Пензы не только не должна была менять срок в программе, но и указать срок расселения граждан аварийного дома с учетом постановления Президиума Пензенского областного суда от 12.04.2018 № 44Га-11 /2018. Данные факты свидетельствуют о длительном бездействии ответчика по принятию мер, установленных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ. Установление факта длительного бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, является значимым по делу обстоятельством. В письмах (ответах на обращения граждан) Администрация г. Пензы (письмо от 27.09.2019 г. № 6Кол-6606; письмо от 30.09.2019 № 6-Кол-7259) неоднократно указывала что, в связи с угрозой обрушения здания, указанный дом будет расселен в первоочередном порядке. Срок переселения граждан из многоквартирного дома Адрес - 31.12.2020. Способом переселения граждан по этапу 2019 года программы выбрано строительство многоквартирных домов. Тем самым администрация г. Пензы давала ложные надежды на получение равнозначного жилого помещения взамен аварийного. Этап расселения 2019 года завершен, а жители спорного дома все еще не расселены. Другим юридически значимым по данному делу обстоятельством является включение аварийного дома в региональную адресную программу переселения. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установлением порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Действующий жилищный кодекс РФ содержит норму права о предоставлении жилого помещения взамен аварийного жилого помещения только по соглашению с органом местного самоуправления. Включение аварийных жилых домов в региональную адресную программу переселения граждан аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем - жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Администрация г. Пензы от 12.11.2020 г. № 12/5365 направила в адрес истца проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд и отчет об оценке от 02.10.2020 г., лишив истца права выбора, взамен изымаемого жилого помещения, предоставления другого, равнозначного жилого помещения либо выкупа.    В письмах Администрации г. Пензы есть ссылка на Письмо Минстроя № 15026-МЕ/06. Письма Минстроя не могут являться разъяснением действующего Федерального законодательства РФ. Правоотношения возникли между сторонами (истцом и администрацией г. Пензы) после утверждения заключения межведомственной комиссии от 31.07.2015 путем издания постановления администрацией города Пензы от 29.10.2015 № 1826 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», т.е. с 29.10.2015 года. Именно после принятия данного постановления у администрации г. Пензы возникает обязанность в выкупе у истца аварийного жилого помещения в силу действующего жилищного законодательства РФ. Если же говорить о правоотношениях по поводу предоставления равноценного жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилого помещения, то данные правоотношения возникли после включения аварийного дома в программы, именно с этого момента истец имеет право выбора между денежной выплатой и равноценного жилого помещения, а у администрации г. Пензы появляется обязанность в предоставлении либо равнозначной денежной выплаты, либо равнозначного жилого помещения в зависимости от произведенного истцом выбора. В данном случае данные правоотношения наступили 29.03.2019 г., т.е. до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. Обратная сила может быть только у того закона, который не ухудшает положение граждан после его принятия. Согласно общему принципу принятия законов с обратной силой, они должны быть направлены исключительно на улучшение процесса правоотношений для граждан РФ. Исходя из этого, ретроактивные законодательные положения могут быть применены только тогда, если эти применением не ухудшается положение дел для участников конкретных правоотношений. По поводу применения части 8.2. ст. 32 ЖК РФ есть ответы из различных инстанций о неприменении данной нормы правы к аварийным домам признанным таковыми до введения данный нормы если данные дома включены в региональную адресную программу. Положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ не должны применяться в данном случае в силу следующего. В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ «часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие». В статье 3 Федерального закона № 473-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы 28 декабря 2019 г. и вступили в законную силу. Из буквального толкования пункта 8.2 статьи 32 ЖК РФ следует, что данное положение закона не исключает возможность реализации права собственника на предоставление ему взамен изымаемого другого жилого помещения, при условии, что жилой дом, в котором расположено принадлежащее ему жилье, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Аварийный дом (Адрес ) включен в вышеуказанную программу переселения, соответственно пункт 8.2 статьи 32 ЖК РФ неприменим в данном случае. Пунктом 8.2 статьи 32 ЖК РФ определяется размер выкупной цены, подлежащей выплате собственнику жилого аварийного помещения взамен изымаемого в зависимости от возникновения права собственности на данное аварийное жилое помещение. Данный пункт затрагивает правоотношения граждан в том случае, если аварийный жилой дом не включен в региональную адресную программу, либо если дом включен в региональную адресную программу, но собственник выбрал способ обеспечения его жилищных прав предоставление ему выкупа за изымаемое аварийное помещение. Если же аварийный жилой дом включен в региональную адресную программу и собственник аварийного жилого дома выбрал способ обеспечения его жилищных прав предоставление равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, то пункт 8.2 ст. 32 ЖК РФ не применим. Истец просил обязать администрацию г. Пензы предоставить в собственность взамен аварийного жилого помещения № 3, расположенного по адресу: Адрес , равнозначное жилое помещение на территории города Пензы, пригодное для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

Истец Панкратов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к иску.

    Представитель Панкратова А.Н.- Ильичева Г.Ю., допущенная к участию в дело по ходатайству истца, в порядке ст. 53 ГПК РФ, поддержала доводы и обстоятельства, изложенные     в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г. Пензы Кочетова С.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковые требования.

Третье лицо Панкратов А.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица Панкратова С.А. – Панкратова Л.И., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Третье лицо Панкратов С.А., представители третьих лиц Управления ЖКХ г. Пензы, Управления муниципальным имуществом г. Пензы, МКУ «Управления капитального строительства г. Пензы» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 15.12.1992, заключенного между арендным предприятием ПО «Завод им. Фрунзе» и Панкратовым А.Н., последнему в собственность была предоставлена квартира, состоящая из 3-х жилых комнат, общей площадью 55,54 кв.м., расположенной по адресу: Адрес .

17 декабря 2010 года в соответствии с договором дарения доли квартиры, Панкратов А.Н. подарил Панкратову А.А. 41/100 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: Адрес , что составляет комнату № 4, жилой площадью 18,2 кв.м., Панкратову С.А. – 19/100 доли в праве на указанное жилое помещение, что составляет комнату № 2, жилой площадью 8,6 кв.м.

Указанный договор дарения зарегистрирован Управлением Росреестра по Пензенской области 14 января 2011 года за регистрационными номерами 58-58-35/029/2010-252, 58-58-35/029/2010-253.

9 сентября 2016 года между Панкратовым А.Н., Панкратовым А.А., Панкратовым С.А. заключено соглашение о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры, в соответствии с п.2 которого стороны договорились о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры: в собственность Панкратова А.Н. перешло отдельное жилое помещение № 3, площадью 17,8 кв.м., кадастровый номер Данные изъяты, в собственность Панкратова А.А. – отдельное жилое помещение № 4, площадью 18,2 кв.м., кадастровый номер Данные изъяты, в собственность Панкратова С.А. – отдельное жилое помещение № 2, площадью 8,6 кв.м., кадастровый номер Данные изъяты.

Помещения № 1 (коридор), № 5 (кухня), № 6 (туалет), общей площадью 10 кв.м., кадастровый номер Данные изъяты являются местами общего пользования и находятся в общей собственности сторон.

Соглашение о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры от 09.09.2016 зарегистрировано в Управлении Росреестра по Пензенской области за регистрационными номерами 58-58/036-58/035/018/2016-1471/4, 58-58/036-58/035/018/2016-1472/1, 58-58/036-58/035/018/2016-1473/1.

Таким образом, Панкратову А.Н. на праве собственности принадлежит комната, назначение: жилое помещение № 3, площадь 17,8 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Адрес

Заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 31 июля 2015 года № 57 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания.

Постановлением администрации г. Пензы от 29 октября 2015 года № 1826 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» утверждено заключение межведомственной комиссии от 31 июля 2015 года и установлены сроки переселения граждан из вышеуказанного дома до 30 июля 2026 года, а снос многоквартирного дома определен до 30 декабря 2027 года.

Постановлением администрации г. Пензы от 28.04.2017 г. № 745/2 в постановление администрации г. Пензы от 29.10.2015г. №1826 внесены изменения, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме до 30.07.2024г., срок сноса многоквартирного дома– до 30.12.2025г., собственникам жилых помещений многоквартирного дома рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 31.12.2024г.

На основании апелляционного определения Пензенского областного суда от 19.10.2017 г. по административному делу № 33а-3269/2017 постановление администрации г. Пензы от 28.04.2017 г. №745/2 было признано незаконным в части установления срока отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Адрес до 30 июля 2024 года и установления срока сноса многоквартирного дома по Адрес до 30 декабря 2025 года, установлен срок отселения жильцов и сноса дома - до 01.01.2020г.

Постановлением Президиума Пензенского областного суда от 12.04.2018 г. №44Га-11/2018 апелляционное определение Пензенского областного суда от 19.10.2017 г. по административному делу №33а-3269/2017 было отменено в части установления сроков отселения жильцов и сноса дома, резолютивная часть апелляционного определения была дополнена и на администрацию г. Пензы была возложена обязанность, в течение одного месяца вновь рассмотреть вопрос об установлении сроков отселения собственников и нанимателей жилых помещений в спорном многоквартирном доме.

Постановлением администрации г. Пензы от 08.02.2018 г. № 215/1 в постановление администрации г. Пензы от 29.10.2015 г. № 1826 внесены изменения, установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме до 01.01.2020 г., срок сноса многоквартирного дома – до 01.01.2020 г., собственникам жилых помещений многоквартирного дома рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 01.09.2019 г.

Постановлением администрации г. Пензы от 06.06.2018г. № 996 в постановление администрации г. Пензы от 29.10.2015 г. № 1826 внесены изменения, установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома до 01.10.2019 г., срок сноса многоквартирного дома - до 01.12.2019 г., собственникам жилых помещений многоквартирного дома рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 01.07.2019 г.

Постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 г. № 187-пП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019- 2025 годах».

Постановлением администрации г. Пензы от 29.03.2019 г. № 561 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы».

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , включен в региональную и муниципальную программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г.

Постановлением администрации г. Пензы от 13.07.2020 г. № 920, в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес , аварийным и подлежащим сносу изъяты для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения по указанному адресу, в том числе жилое помещение, принадлежащее Панкратову А.Н.

Из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ следует, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Согласно ч.ч. 1, 4, 6, 7, 8, 8.1, 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» приведено определение понятия «переселение граждан из аварийного жилищного фонда» - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

При рассмотрении настоящего спора суд считает, что юридически значимыми обстоятельствами являются дата возникновения права собственности на жилое помещение у истца, дата принятия ответчиком постановления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, дата принятия постановления об изъятии жилого помещения и земельного участка.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №1, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 данной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.ч. 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года.

Из содержания данной нормы права в ее системном толковании с другими положениями жилищного законодательства об изъятии жилых помещений усматривается, что ЖК РФ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, даты принятия решения об изъятии помещения либо даты направления соглашения об изъятии помещений. Законодателем в рамках предоставленных ему полномочий установлено, что под действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Вместе с тем, на основании ч. 3 ст. 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, следует, что положения ч. 3 ст. 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.

Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

Как было установлено ранее, с 14 января 2011 года Панкратов А.Н. являлся собственником 40/100 доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру Адрес (на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 15.12.1992 г.), другими сособственниками на указанное жилое помещение являлись Панкратов А.А. (41/100) и Панкратов С.А. (доля в праве 19/100).

После заключения 9 сентября 2016 года Панкратовым А.Н., Панкратовым А.А., Панкратовым С.А., являющимися родственниками, соглашения о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры (зарегистрировано Управлением Росреестра по Пензенской области 15 сентября 2016 г.), истцу стало принадлежать отдельное жилое помещение № 3, площадью 17, 8 кв. м. с кадастровым номером Данные изъяты в трехкомнатной квартире Адрес . Помещения № 1 (коридор), № 5 (кухня), № 6 (туалет), общей площадью 10 кв.м., кадастровый номер Данные изъяты, находятся в общей собственности Панкратова А.Н., Панкратова А.А., Панкратова С.А.

С учетом изложенного, с 15.09.2016 г. у Панкратова А.Н. изменился режим собственности, он приобрел в собственность иной объект недвижимости. В результате реального раздела квартиры № 31 в спорном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, образовались четыре объекта недвижимости: комнаты №2 (кадастровый номер Данные изъяты), комната №3 (кадастровый номер Данные изъяты) и комната №4 (кадастровый номер Данные изъяты), а также помещения общего пользования: коридор: кухня, туалет (кадастровый номер Данные изъяты).

Жилой дом, в котором расположены указанные объекты недвижимости, был признан аварийным заключением Межведомственной комиссии, назначенной администрацией г. Пензы от 31.07.2015 г.

В соответствии с постановлением администрации г. Пензы от 13.07.2020 № 920 в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес , аварийным и подлежащим сносу постановлено изъять в установленном порядке для муниципальных нужд помещения у собственников в указанном многоквартирном доме.

Панкратов А.Н., обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд, полагает, что в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право выбора любого из способов обеспечения его жилищных прав, в связи с чем, он просит обязать администрацию г. Пензы предоставить ему взамен изымаемого аварийного жилого помещения благоустроенное жилое помещение (однокомнатную квартиру).

Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регулируются ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Причем другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Вместе с тем, согласно ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Часть 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесенная Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", вступила в силу       28 декабря 2019 года.

Указанный Федеральный закон №473-ФЗ не содержат особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под её действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Поскольку процедура изъятия жилого помещения Панкратова А.Н., расположенного в аварийном многоквартирном доме, была начата после вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", соответственно ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, распространяется на правоотношения между Панкратовым А.Н. и администрацией г. Пензы.

Принимая во внимание, что Панкратов А.Н. приобрел право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным, он в силу ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанную в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы стороны истца, изложенные в исковом заявлении в обоснование исковых требований, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах, у суда не имеется законных оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения в виде однокомнатной квартиры взамен изымаемого аварийного жилого помещения комнаты № 3 в квартире по адресу: Адрес , в связи с чем исковые требования истца Панкратова А.Н. подлежат оставлению без удовлетворения.

         Однако суд считает необходимым отметить, что Панкратов А.Н. не лишен права обратиться к ответчику с заявлением о выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения, определяемой по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Панкратова Александра Николаевича к администрации г. Пензы о понуждении к предоставлению жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

        Судья                                  О.В. Кузнецова

В окончательной форме решение принято 27.07.2021 г.

2-1711/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Панкратов Александр Николаевич
Ответчики
администрация города Пензы
Другие
Управление муниципального имущества г. Пензы
Панкратов Сергей Александрович
Панкратов Алексей Александрович
Управление капитального строительства г. Пензы
Управление ЖКХ г. Пензы
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Кузнецова Оксана Васильевна
Дело на странице суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
14.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2021Передача материалов судье
19.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2021Подготовка дела (собеседование)
22.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2021Судебное заседание
21.07.2021Судебное заседание
27.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее