Решение по делу № 33-8714/2022 от 07.10.2022

УИД 22RS0034-01-2022-000246-15

Судья Винс О.Г.            № 33-8714/2022 (№ 2-215/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 ноября 2022 года                                 г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Белодеденко И.Г.,

судей Ильиной Ю.В., Амана А.Я.,

при секретаре Колесниченко Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» на решение Михайловского районного суда Алтайского края от 21 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Михайловского района Алтайского края обратился в суд с иском к ООО «ВторГеоРесурс» в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие ООО «ВторГеоРесурс» выраженное в непредоставление населению Михайловского района коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества, возложении обязанности в установленном действующем законодательством порядке осуществить на территории Михайловского района Алтайского края сбор и вывоз ТКО (ГКО) из мест (площадок) накопления исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в соответствии с требованиями санитарных правил и норм установленных пунктами 11,13 постановления Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 №3.

Требования мотивированы тем, что в рамках проведения проверки прокурором установлено, что региональным оператором ООО «ВторГеоРесурс» производится вывоз ГКО с контейнерных площадок в соответствии с графиком сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, утвержденным Главой Михайловского района и директором ООО «ВторГеоРесурс».

Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении № 1 к Правилам № 354, к числу таких требований при обращении с ТКО отнесено обеспечение их своевременного вывоза из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С (п. 17). Аналогичная норма содержится в п. 11 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которому срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.

При оказании коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям Михайловского района Алтайского края ответчиком допущены нарушения периодичности вывоза отходов, что подтверждается информацией Администрации Михайловского района, ООО «ВторГеоРесурс».

Прокурором в адрес ответчика вносилось представление об устранении выявленных нарушений, каких-либо мер, по их устранению не принято.

Выявленные нарушения являются существенными, могут повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что недопустимо.

Протокольным определением Михайловского районного суда Алтайского края от 04.07.2022 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца, привлечены ООО «Карьер ДорСтрой», временный конкурсный управляющий Вишнякова Т.В.

Решением Михайловского районного суда Алтайского края от 21.07.2022 исковые требования прокурора Михайловского района Алтайского края удовлетворены.

Признано незаконным бездействие ООО «ВторГеоРесурс», выраженное в непредоставлении населению Михайловского района коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества.

На ООО «ВторГеоРесурс» возложена обязанность в установленном действующем законодательством порядке осуществить на территории Михайловского района Алтайского края сбор и вывоз ТКО (КГО) из мест (площадок) накопления исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в соответствии с требованиями санитарных правил и норм установленных пунктами 11, 13 постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениями, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

С ООО «ВторГеоРесурс» в пользу местного бюджета муниципальное образование «Михайловский район Алтайского края» взыскана государственная пошлина 300 руб.

В апелляционной жалобе ООО «ВторГеоРесурс» просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что часть населенных пунктов, входящих в состав сельских советов, перечисленных в иске являются малонаселенными, следовательно, исходя из п.п. 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21 для них возможен иной порядок организации деятельности по сбору и вывозу ТКО, КГО, то есть с периодичностью, согласованной главным санитарным врачом Алтайского края. Кроме того, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края № 880 от 24.05.2019 также установлена возможность организации сбора и вывоза ТКО с периодичностью отличной от предусмотренной в п.п. 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21. Указывает на неопределенность решения суда, из которого не следуют конкретные обязанности ООО «ВторГеоРесурс» в отношении каждого населенного пункта. Судом не учтено, что при утверждении тарифов учитывались расходы, исходя из графика периодичности сбора и вывоза ТКО. Удовлетворение иска повлечет дополнительные расходы ответчика, что приведет к увеличению тарифа для потребителей. Судом первой инстанции отклонено возражение ответчика относительно необходимости отложения рассмотрения дела по существу ввиду вручения истцом уточненного искового заявления, при этом третьи лица не извещены о наличии уточнений в исковых требованиях истца, что повлекло нарушение процессуальных норм права.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика прокурор Михайловского района Алтайского края просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ковалева А.Ю. возражала против удовлетворения жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1).

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 10 названных правил установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (п. 13 Правил).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06.12.2018 между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края №867/18-ДО, по условиям которого с 01.01.2019 ООО «ВторГеоРесурс» осуществляет обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений Михайловского района Алтайского каря.

На территории поселений с.Назаровка, с.Ащегуль, с.Полуямки Михайловского района Алтайского края вывоз ТКО осуществляется 1 раз в неделю.

Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 3,7 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, нормами СанПиНа 2.1.3684-21, суд первой инстанции, установив, что графики вывоза твердых коммунальных отходов не соответствуют установленным требованиям СанПиНа 2.1.3684-21, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 Закона).

Постановлением от 28.01.2021 № 3 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В пунктах 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше - не реже 1 раза в 7 суток.

Транспортирование КГО со специальной площадки к месту осуществления деятельности по обращению с отходами должно проводиться с использованием специально оборудованного транспортного средства, обозначенного специальным знаком, на объект, предназначенный для обработки, обезвреживания, утилизации, размещения отходов.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в малонаселенных и труднодоступных местностях орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области обращения с ТКО (КГО), вправе по согласованию с главным государственным санитарным врачом по субъекту Российской Федерации принимать решение об изменении периодичности вывоза ТКО (КГО).

Таким образом, СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает периодичность вывоза ТКО, КГО в зависимости от времени года и среднесуточной температуры, направленную на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья населения, относящихся к числу неотъемлемых конституционных прав граждан (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации). Установленные региональным оператором сроки вывозов и накоплений ТКО, КГО не могут быть реже сроков, установленных названными правилами и требованиями.

При таких обстоятельствах, довод жалобы о том, что территориальной схемой обращения с отходами установлена возможность организации сбора и вывоза ТКО с периодичностью, отличной от предусмотренной СанПиН 2.1.3684-21, не может повлечь отмену решения суда.

Несостоятельным является и довод жалобы о том, что часть населенных пунктов являются малочисленными, следовательно, для них исходя из положений СанПиН 2.1.3684-21 возможен иной порядок организации деятельности по сбору и вывозу ТКО, ЕГО, то есть с периодичностью, согласованной с главным санитарным врачом Алтайского края.

Согласно сообщению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 27.06.2022 согласно постановлению администрации Алтайского края от 09.04.2015 № 129 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» п.1.3 таб.1 Городские округа и поселения Алтайского края в зависимости от численности населения на прогнозируемый период подразделяются на группы, обусловленные численностью населения тыс.чел. К малым поселениям относятся городские и сельские поселения, с количеством проживающих 0,05-0,2 тыс.чел. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по численности населения на 1 января 2022 года населенные пункты Михайловского района не относятся к малочисленным.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно возложил на регионального оператора обязанность организовать сбор и вывоз ТКО, КГО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, установленных п.п. 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в том, что после уточнения истцом исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение дела не было отложено, уточненное исковое заявление третьим лицам не направлено, не влекут отмену состоявшегося решения.

Как следует из уточненного искового заявления, истцом просительная часть приведена в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21, на нормы которого прокурор ссылался в первоначальном документе.

Таким образом, суд первой инстанции дал правильную процессуальную оценку действиям прокурора, и в связи с тем, что в уточненном исковом заявлении требования не были увеличены, не нашел основания для отложения судебного заседания, кроме того, возражений со стороны ответчика, представитель которого участвовал в судебном заседании, не поступало.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а потому не могут быть признаны состоятельными. Все доводы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, по результатам проверки решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Михайловского районного суда Алтайского края от 21 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 10.11.2022

33-8714/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Михайловского района Алтайского края
Ответчики
ООО ВторГеоРесурс
Другие
Вишнякова Т.В.
администрация Михайловского района Алтайского края
ООО «КарьерДорСтрой»
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
13.10.2022Передача дела судье
09.11.2022Судебное заседание
11.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2022Передано в экспедицию
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее