Дело № 2-963/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд города Волгограда

    в составе председательствующего судьи Ковалева А.П.,

при секретаре Овчаровой А.С.

с участием истца Шарафутдиновой Г.Х.,

10 апреля 2024 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-963/2024 по исковому заявлению Шарафутдиновой ФИО6 к начальнику отдела субсидии Красноармейского района г. Волгограда Павловой ФИО7, Департаменту по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда об оспаривании решений, взыскании денежной суммы и компенсации морального вреда.

УСТАНОВИЛ:

Шарафутдинова Г.Х. обратилась в суд с иском к начальнику отдела субсидии Красноармейского района г. Волгограда Павловой Т.А., Департаменту по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда об оспаривании решений, взыскании денежной суммы и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что она обратилась в отдел по назначению субсидий и работы с населением по Красноармейскому району комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда с заявлением о получении субсидии для оплаты коммунальных услуг за период с 01 августа 2021г. по 31 января 2022г. Начальник отдела по назначению субсидий и работы с населением по Красноармейскому району комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Павлова Т.А. 25 августа 2022г. и 12 декабря 2022г. отказала в предоставлении субсидии для оплаты коммунальных услуг в связи с непредставлением сведений о доходах от продажи квартиры в г. Челябинске. Считает, что она не должна была декларировать доход, так как никакого дохода она не получила. Учитывая, что ответчик нарушил ее права незаконными отказами, то просит суд признать незаконными решения и действия от 25 августа 2022г. и от 12 декабря 2022г., взыскать денежную суммы в размере 28 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Истец Шарафутдинова Г.Х. в судебном заседании заявленные исковые требования и доводы, изложенные в обоснование иска, полностью поддержала.

Ответчик начальник отдела субсидии Красноармейского района г. Волгограда Павлова Т.А. будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, причин неявки суду не сообщила.

Ответчик Департамент по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, возражения на иск в письменной форме, в которых просит суд в удовлетворении иска отказать, поскольку права истца не нарушены.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации). Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Пунктом 2 Правил определено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии предусмотрен разделом V Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).

В судебном заседании установлено, что Шарафутдинова Г.Х. с 03.02.2022г. зарегистрирована по месту жительства и является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, является инвалидом 3-й группы, получает пенсию.

11 августа 2022г. и 07 декабря 2022г. Шарафутдинова Г.Х. обращалась с заявлениями в отдел по назначению субсидий и работы с населением по Красноармейскому району г. Волгограда комитета жилищной и социальной политики Администрации Волгограда о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. ( л.д. 175-205)

К заявлению от 11 августа 2022г. Шарафутдиновой Г.Х. в подтверждении права на получение субсидии представлены – выписка из ЕГРН от 26.01.2022г., квитанция об оплате коммунальных услуг за июль 2022г.

К заявлению от 07 декабря 2022г. Шарафутдиновой Г.Х. в подтверждении права на получение субсидии представлены – выписка из ЕГРН от 26.01.2022г. ( л.д. 186, 187), квитанция об оплате коммунальных услуг за ноябрь 2022г.

На основании заявления Шарафутдиновой Г.Х. в соответствии с пунктом 8 (1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ответчиком были направлены межведомственные запросы для получения сведений, необходимых для назначения субсидии заявителю.

Как следует из сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах, Шарафутдинова Г.Х. в ноябре 2021г. и в декабре 2021г. прекратила право собственности на недвижимое имущество.

Так, жилое помещение, расположенное в <адрес> по адресу: <адрес> находилось в собственности Шарафутдиновой Г.Х. с 09.04.2012г. В качестве основания для перехода права собственности от Шарафутдиновой Г.Х. к новому собственнику указана возмездная сделка – договор купли – продажи от 23.12.2021г. ( л.д. 189, 176, 186 обратная сторона)

В собственности Шарафутдиновой Г.Х. находилось жилое помещение по адресу: <адрес>, р <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> с 29.01.2020г. Дата прекращения права собственности в регистрирующем органе 25.11.2021г. ( л.д. 189, 190)

Сведений о размере доходов за ноябрь и декабрь 2022г., полученных от реализации недвижимого имущества, заявителем при подаче заявлений о назначении субсидии не представлены.

Решением комитета жилищной и социальной политики Администрации Волгограда от 25 августа 2022г. заявителю Шарафутдиновой Г.Х. отказано в предоставлении субсидии на основании пункта 2.12 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда», утвержденного постановлением Администрации Волгограда от 08.09.2015г. № 1284 по заявлению от 11 августа 2022г. по причине не предоставления сведений о доходах заявителя и членов ее семьи согласно подпункта 2.7.1 раздела 2 регламента. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного шестимесячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии. В документах имеются сведения о продаже недвижимого имущества по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> от 25.11.2021г. Совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется с учетом доходов от реализации недвижимого имущества.

Так же Шарафутдиновой Г.Х. было сообщено, что за период с 01.02.2022г. по 31.07.2022г. были излишне выплачены денежные средства в размере 1 547, 70 руб., которую предложили в добровольном порядке вернуть. ( л.д. 179)

Решением комитета жилищной и социальной политики Администрации Волгограда от 12 декабря 2022г. заявителю Шарафутдиновой Г.Х. отказано в предоставлении субсидии на основании пункта 2.12 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда», утвержденного постановлением Администрации Волгограда от 08.09.2015г. № 1284 по заявлению от 11 августа 2022г. по причине не предоставления сведений о доходах заявителя и членов ее семьи согласно подпункта 2.7.1 раздела 2 регламента. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного шестимесячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии. В документах имеются сведения о продаже недвижимого имущества по адресу: <адрес>.475 от 30.12.2021г. Совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется с учетом доходов от реализации недвижимого имущества. ( л.д. 184)

Ответчиком так же был направлен запрос в УФНС по Волгоградской области для получения сведений о декларировании Шарафутдиновой Г.Х. доходах за 2021г., 2022г., о поданных декларациях физического лица по форме 3-НДФЛ за 2021г. и согласно ответа налогового органа, Шарафутдинова Г.Х. сведения о доходах не декларировала.

Ответчиком так же были направлены запросы о доходах физического лица Шарафутдиновой Г.Х. по форме 3 НДФЛ посредством региональной системы межведомственного электронного взаимодействия в клиентском модуле вида сведений «3-НДФЛ». В соответствии с полученным ответом ФНС России, запрашиваемые сведения не найдены.

Так же для повторного рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии по заявлениям от 11.08.2022г. и от 07.12.2022г. письмом от 09.03.2022г. Шарафутдиновой Г.Х. в соответствии с подпунктом «д», пункта 8, подпунктом «а» пункта 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предложено представить в отдел по назначению субсидий и работы с населением по Красноармейскому району г. Волгограда комитета жилищной и социальной политики Администрации Волгограда сведения о доходах, полученных от продажи недвижимого имущества, которое истцом было игнорировано, документы ответчику истцом не были представлены.

В пункте 36 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указано, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении (т.е. указать в произвольной форме сведения о размере и источниках средств существования заявителя и членов его семьи).

Однако никаких подобных сведений при обращении за субсидией истцом задекларировано не было.

Согласно пункта 2.12.2 Постановление администрации Волгограда от 08.09.2015 N 1284 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда", которые явились основанием отказа в обжалуемых истцом решений, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги - непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктом 2.7.1 настоящего раздела, по истечении срока, установленного в пункте 2.4 и подпункте 2.8.4 (в случае предоставления заявления и документов в электронной форме) настоящего раздела.

Согласно пункта 2.7.1.1.5 Постановление администрации Волгограда от 08.09.2015 N 1284 для назначения субсидии заявитель представляет в том числе :

сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, за шесть календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления.

Согласно пункту 32 Правил (ред. от 28.07.2020 № 16) совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, утвержден постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Одним из видов доходов, учитываемых при назначении субсидии, являются доходы от реализации недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей).

Таким образом, поскольку документов, содержащих сведения о доходах истца за период с 01.08.2021г. по 31.01.2022г. по заявлению от 11.08.2022г. и за период с 01.12.2021г. по 31.05.2022г. по заявлению от 07.12.2022г. истец в отдел по назначению субсидий и работы с населением по Красноармейскому району г. Волгограда комитета жилищной и социальной политики Администрации Волгограда не представил, а представленные документы не свидетельствовали об отсутствии дохода, отказ в назначении истцу субсидии правомерен.

Истец не представила такие документы и в ходе рассмотрения настоящего дела, поэтому основания для признания за истцом права на получение субсидии на оплату ЖКУ по ее заявлениям от 11 августа 2022г. и от 07.12.2022г. отсутствуют.

Суд полагает приведенные выше решения ответчика и действия от 25 августа 2022г., от 12 декабря 2022г. обоснованными, при этом, истцом в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств нарушения ответчиком положений действующего законодательства при отказе в предоставлении субсидии не представлено. Суд отмечает, что требования, установленные Правилами, применительно к заполнению заявления и комплекту прилагаемых документов, преследуют законную цель оценить нуждаемость заявителя в предоставлении субсидии. В данном случае неполнота представленных документов лишила ответчика возможности проверить факт нуждаемости истца в субсидии.

Так как судом в ходе рассмотрения не установлено нарушений прав и законных интересов истца, то суд в удовлетворении иска Шарафутдиновой Г.Х. в полном объеме отказывает, в том числе в заявляемом ответчиком компенсации морального вреда, взыскания не полученной субсидии по оплате ЖКУ и убытков в виде поездки в г. Челябинск согласно представленного истцом расчета по иску.

К тому же, истцом заявлен иск к ненадлежащему ответчику - начальнику отдела субсидии Красноармейского района г. Волгограда Павловой Т.А., поскольку Павлова Т.А. является должностным лицом ответчика, а надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям является Департамент по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда.

Довод истца о недопустимости доказательства – доверенности представителя ответчика Департамента по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда не является основанием для отказа в иске, поскольку доверенность представителя ответчика удостоверяет полномочия представителя, а не является доказательством по делу.

Доводы истца о недопустимости представленных ответчикам выписок из ЕГРН о принадлежности истцу объектов недвижимости суд относится с сомнением, поскольку представленные ответчиком доказательства в виде выписок из ЕГРН получены были ответчиком на законных основаниях и в рамках рассматриваемых истцом заявлением о предоставлении субсидии, поскольку истец самостоятельно требуемые документы не представила.

При принятии решения суд так же принимает во внимание, что в последующем Шарафутдиновой Г.Х. подано заявление от 09.01.2023 и отделом учитывался доход за период с 01.01.2022 по 30.06.2022. По результатам рассмотрения заявления было принято решение о назначении субсидии. Субсидия выплачена за период с 01.01.2023 по 30.06.2023.

24.03.2023г. вступила в силу редакция № 17 Правил, согласно ст. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии.

04.07.2023г. Шарафутдиновой Г.Х. подано заявление в ходе рассмотрения которого отделом учитывался доход за период с 01.12.2022 по 31.05.2023. По результатам рассмотрения заявления было принято решение о назначении субсидии. Субсидия выплачена за период с 01.07.2023 по 31.12.2023.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

      РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░8, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2022░. ░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2022░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 28 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1280 ░░░., ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                               ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2024░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                               ░.░. ░░░░░░░

2-963/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарафутдинова Гульфина Хасаитдиновна
Ответчики
департамент по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда
начальник отдела субсидии Павлова Татьяна Андреевна
Другие
Плаксунова Кристина Сергеевна
Суд
Красноармейский районный суд г. Волгоград
Судья
Ковалев Андрей Павлович
Дело на сайте суда
krasn.vol.sudrf.ru
23.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2024Передача материалов судье
29.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2024Подготовка дела (собеседование)
16.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее