Решение по делу № 33-6320/2017 от 29.03.2017

Судья Галиуллин А.Р.         дело № 33-6320/2017

учет № 107г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2017 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,

судей Гиниатуллиной Ф.И. и Моисеевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федеральной Службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан – Косова А.С. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 30 января 2017 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии ФСИН России, изложенное в протоколе №62 от 18 августа 2016 года в части, касающейся отказа Суягину А.Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Обязать Федеральную Службу исполнения наказаний России поставить Суягина А.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 01 марта 2014 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России – Косова А.С. в поддержку апелляционной жалобы, возражения Суягина А.Г. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Суягин А.Г. обратился в суд с иском к Федеральной Службе исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России), Управлению Федеральной Службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее по тексту - УФСИН России по РТ) о признании бездействия и действий незаконными, признании права на получение единовременной социальной выплаты. В обоснование иска указано, что Суягин А.Г. проходит службу в УФСИН России по РТ и имеет выслугу более 18 лет. В настоящее время семья истца из четырех человек – истец, его супруга Суягина М.Г., несовершеннолетние дети Суягин М.А., 2002 года рождения, и Суягин С.А., 2014 года рождения имеет постоянную регистрацию в квартире общей площадью 43,8 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>. В квартире также зарегистрированы и проживают родители истца. Всего в указанной квартире, в настоящее время зарегистрированы и проживают шесть человек. Указанная квартира принадлежит на праве собственности родителям истца по 1/2 доли каждому. Старшему сыну истца на праве собственности принадлежит 1/3 доли квартиры (24,87 кв.м.) по адресу: <адрес>. Иных жилых помещений по договору социального найма или на праве собственности у истца и членов его семьи не имеется. Решением от 18 августа 2016 года истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты было отказано в связи с ухудшением жилищных условий. С принятым решением истец не согласен, считает его незаконным. Истец просил признать незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в несвоевременном принятии решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; признать незаконным действие ФСИН России, выразившееся в принятии решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; признать за истцом право на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ФСИН России устранить в полном объеме допущенное нарушение жилищных прав, свобод и законных интересов и поставить истца на очередь на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи документов - с 01 марта 2014 года.

В судебном заседании Суягин А.Г. исковые требования уточнил, просил признать решение ФСИН России от 18 августа 2016 года незаконным, обязать ответчика поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 01 марта 2014 года.

Представитель ФСИН России и УФСИН России по РТ – Косов А.С. иск не признал.

Суд постановил решение в вышеизложенной формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО2 и УФСИН по РТ просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований Суягин А.Г, ссылаясь на несогласие с выводами суда. В жалобе отмечается, что истцу было обоснованно отказано в постановке на учет в связи с тем, что истец с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действие, повлекшее ухудшение его жилищных условий.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Согласно с ч.1, п.2 ч.3, ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.11.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

В соответствии с п.1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» указанные Правила устанавливают порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно п.п. 2, 3 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).

Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная таможенная служба.

Согласно п.11 Правил, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Согласно п.12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу п.7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Как видно из материалов дела, Суягин А.Г. проходит службу в УФСИН России по РТ и имеет выслугу более 18 лет.

В настоящее время семья истца из 4-х человек – истец, его супруга Суягина М.Г., несовершеннолетние дети Суягин М.А. и Суягин С.А. имеют постоянную регистрацию в квартире общей площадью 43,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

В квартире также зарегистрированы и проживают родители истца. Всего в указанной квартире в настоящее время зарегистрированы и проживают шесть человек. Указанная квартира принадлежит на праве собственности родителям истца по 1/2 доли каждому.

Старшему сыну истца на праве собственности принадлежит 1/3 доли квартиры (24,87 кв.м.) по адресу: <адрес>.

Таким образом, площадь жилого помещения, приходящаяся на истца и членов его семьи значительно меньше учетной нормы - 15 кв.м. В собственности либо по договору социального найма истец Суягин А.Г., его супруга и дети жилых помещений не имеют.

01 марта 2014 года Суягин А.Г. обратился с заявлением о принятии его на соответствующий учет для получения ЕСВ.

Согласно выписке из протокола №62 заседания Комиссии ФСИН России от 18 августа 2016 года Суягину А.Г. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Отказ мотивирован тем, что в 2013 году истец ухудшил жилищные условия, что в соответствии с п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 24 апреля 2013 года №369, является основанием для отказа в постановке на учет.

Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь указанными нормами права, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что отказ комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 18 августа 2016 года в принятии Суягина А.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты является незаконным. Ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если лицами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем. Однако, регистрация детей по месту жительства их родителей, на жилую площадь по месту регистрации и проживания матери не противоречит положениям семейного законодательства и не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий семьи истца.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и требованиям закона не противоречат.

Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции, вселение в занимаемое сотрудником жилое помещение его несовершеннолетних детей, мотивированное любыми причинами, не может расценивается как ухудшение сотрудником своих жилищных условий и не может служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В данном случае, снятие несовершеннолетнего ребенка истца с регистрационного учета по месту жительства родителей супруги истца (<адрес> в <адрес>) и их регистрация в <адрес> в <адрес> не преследовало собой цели совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий, подпадающих под ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года №238-ФЗ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года №258-О-О, по смыслу ст.53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом совершены намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, поэтому в отношении истца жилищная комиссия вынесла обоснованное решение, судебной коллегией отклоняется в силу вышеизложенного.

Судебная коллегия отмечает, что в целом доводы апелляционной жалобы заявителя являлись предметом проверки и исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции и правильно признаны несостоятельными по мотивам, подробно приведенным в оспариваемом решении суда, не согласиться с которыми судебная коллегия оснований не находит, поскольку они фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах дела, основаны на субъективном восприятии обстоятельств дела, что не является основанием, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Вахитовского районного суда г.Казани от 30 января 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федеральной Службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-6320/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Суягин А.Г.
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний России
Управление ФСИН России по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
17.04.2017Судебное заседание
26.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее