дело № 2а-153/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Волосово 25 января 2018 года
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
судьи Тимофеевой В.В.,
с участием прокурора Чехлатого К.П.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Волосовского района Ленинградской области в интересах Российской Федерации к Совету депутатов <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по непривлечению депутатов к ответственности в виде досрочного прекращения их полномочий в связи с утратой доверия,
установил:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области, действующий в интересах РФ, обратился с административных иском к Совету депутатов <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по не привлечению депутатов к ответственности в виде досрочного прекращения их полномочий в связи с утратой доверия. В обоснование указал, что прокуратурой Волосовского района во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка соблюдения депутатами Совета депутатов <данные изъяты> законодательства в сфере противодействия коррупции, в ходе которой выявлены нарушения закона. В силу ч. 4 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем, в МО <данные изъяты> отсутствует муниципальный правовой акт, определяющий порядок предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования <данные изъяты> Волосовского муниципального района Ленинградской области. Частью 3 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 16.12.2005 № 117-ОЗ «О государственных должностях Ленинградской области» лица, замещающие государственные должности Ленинградской области в Законодательном собрании Ленинградской области, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом. Таким образом, лица, замещающие муниципальные должности в МО <данные изъяты>, были обязаны представить вышеуказанные сведения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.Проведенной проверкой установлено, что не всеми депутатами Совета депутатов <данные изъяты> Волосовского муниципального района вышеуказанные требования закона исполняются в полной мере. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ депутатами Совета депутатов МО <данные изъяты> ФИО7, ФИО1 сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год не представлены. Депутатом ФИО3 не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год на свою супругу ФИО8 С заявлениями о невозможности подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год по объективным причинам указанные лица не обращались.По фактам выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой района в Совет депутатов <данные изъяты> внесено представление с требованием принять меры к устранению нарушений федерального законодательства, их причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь, а также рассмотреть вопрос о привлечении вышеуказанных депутатов к установленной Федеральным законом от 25.12.2008№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности.По результатам рассмотрения представления в прокуратуру представлен протокол двадцать первого заседания третьего созыва Совета депутатов МО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью главы муниципального образования ФИО10 и секретаря Совета депутатов ФИО9, согласно которому Советом депутатов <данные изъяты> принято решение об отказе в привлечении депутатов ФИО1 и ФИО3 к установленной Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности. Вместе с тем, при наличии оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов ФИО1 и ФИО3, в связи с непредставлением ими не позднее ДД.ММ.ГГГГ сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, Советом депутатов <данные изъяты> не принято мер по устранению нарушений закона и применении меры юридической ответственности, предусмотренной ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ и ч. 10.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ в виде досрочного прекращения полномочий депутатов.Учитывая, что в данном случае бездействие Совета депутатов <данные изъяты> Волосовского муниципального района повлекло нарушение интересов Российской Федерации, поскольку неисполнение депутатами Совета депутатов <данные изъяты> обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подрывает авторитет власти и противоречит основным принципам противодействия коррупции, прокурор Волосовского района обратился в суд с настоящим иском. Просит суд признать незаконным бездействие Совета депутатов <данные изъяты> по не привлечению депутатов Совета депутатов <данные изъяты> ФИО1 и ФИО3 к установленной федеральным законодательством ответственности в виде досрочного прекращения их полномочий, обязать Совет депутатов <данные изъяты> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, принять решение о прекращении полномочий депутатов Совета депутатов <данные изъяты> ФИО1 и ФИО3 в связи с утратой доверия.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Волосовского района Ленинградской области поддержал заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Совета депутатов МО <данные изъяты>, в судебном заседании с иском не согласился, указав, что только 3 апреля 2017 года внесены изменения в ФЗ №131» Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ. Однако, срок подачи данных сведений и порядок их подачи не был регламентирован вплоть до 15 декабря 2017 года, до принятия областного закона №80-оз. Данный закон восполнил пробелы в законодательстве о порядке подачи сведений о доходах и расходах муниципальными служащими. В МО <данные изъяты> не было принято Положение подачи данных сведений и сроки подачи сведений. Депутаты ФИО3 и ФИО1 представили свои справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и родственниках кадровому работнику в октябре 2017 года. Полагает, что срок подачи они не нарушили. В настоящее время депутат ФИО13 ушел в отставку по собственному желанию. Просит суд в исковых требований прокурору Волосовского района отказать.
Глава администрации МО <данные изъяты> Волосовского муниципального района, привлеченный судом в качестве заинтересованного лица, с административными исковыми требованиями прокурора Волосовского района не согласен по доводам, изложенным представителем ответчика.
Заинтересованные лица ФИО3 и ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 указанного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В целях предупреждения коррупции и борьбы с ней принят Федеральный Закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также установлена ответственность за его нарушение.
В соответствии со ст. 1 Закона № 273-ФЗ под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такой порядок в отношении граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558 и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ«О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» установлена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается в том числе посредством единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы.
К лицам, замещающим муниципальную должность в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 11 ст. 40 этого Федерального закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Волосовского района во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка соблюдения депутатами Совета депутатов <данные изъяты> законодательства в сфере противодействия коррупции.
В ходе проверки установлено, что депутатами Совета депутатов МО <данные изъяты> Волосовского муниципального района ФИО7, ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год не представлены. Депутатом ФИО3 не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год на свою супругу ФИО8
Факт непредставления таких сведений в установленный законом срок административный ответчик и заинтересованные лица не оспаривали, указав, что законом такой срок в отношении депутатов не установлен.
Как пояснил в своих письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ. председатель Совета депутатов МО <данные изъяты> ФИО10, до настоящего времени сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год не поданы депутатами МО <данные изъяты>: ФИО11, ФИО7, ФИО9, ФИО1, ФИО3, ФИО12 В то время, как им неоднократно указывалось, на необходимость предоставления данных сведений (л.д.11).
Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, принятии конкретных мер по устранению нарушений и прекращении полномочий депутатов Совета депутатов <данные изъяты> ФИО7, ФИО1, ФИО3, было рассмотрено на заседании Совета депутатов МО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ В отношении депутата ФИО7 было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата. В удовлетворении в части прекращения полномочий депутатов ФИО3 и ФИО1 не было принято решение о прекращении их полномочий. (л.д. 34-47).
Из материалов дела следует, что в МО <данные изъяты> отсутствует муниципальный правовой акт, определяющий порядок предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования <данные изъяты> Волосовского муниципального района Ленинградской области.
Таким образом, сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должны быть представлены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558 в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Депутаты Совета депутатов МО <данные изъяты> третьего созыва ФИО1 и ФИО3 не представили справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что депутатом ФИО3 справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год представлена ДД.ММ.ГГГГ депутатом ФИО1 справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год на себя и супруга представлена ДД.ММ.ГГГГ
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении депутатами законодательства о противодействии коррупции, выразившемся в несвоевременном предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Доводы ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Решением Совета депутатов МО <данные изъяты> третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, досрочно с ДД.ММ.ГГГГ прекращены полномочия депутата Совета депутатов МО <данные изъяты> третьего созыва ФИО3 в связи с отставкой по собственному желанию.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Установленные антикоррупционным законодательством ограничения обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных прокурором требований, учитывая, что полномочия депутата Совета депутатов МО <данные изъяты> третьего созыва ФИО3 прекращены досрочно до рассмотрения административного иска по существу.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также органы местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь главой 22 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в интересах Российской Федерации, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов <данные изъяты> по не привлечению депутата Совета депутатов <данные изъяты> Волосовского муниципального района Ленинградской области ФИО1 к установленной федеральным законодательством ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.
Обязать Совет депутатов <данные изъяты> Волосовского муниципального района Ленинградской области в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, принять решение о прекращении полномочий депутата Совета депутатов <данные изъяты> Волосовского муниципального района Ленинградской области ФИО2 в связи с неисполнением обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруга в установленный законом срок.
В остальной части исковых требований отказать.
Сообщить в течение одного месяца, с момента исполнения решения суда, об исполнении данного решения в суд и административному истцу в лице прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено 2 февраля 2018 года.