Дело № 2- 328/2024
УИД 20RS0006-01-2024-000312-25
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 03 апреля 2024 года
Гудермесский городской суд Чеченской Республики
в составе: председательствующего судьи Хамзатова Р.Б.,
при секретаре ФИО7,
истца ФИО2,
представителя ответчика органа опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района ЧР, по доверенности – ФИО8,
представителя ответчика- Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики по доверенности- ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к органам опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района ЧР и Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики о признании остро нуждающимся в жилье, восстановлении и постановке на учет для получения жилого помещения в категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к органам опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района ЧР и Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики о признании остро нуждающимся в жилье, восстановлении и постановки на учет для получения жилого помещения в категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведя следующие доводы и основания.
Она, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> ЧИАССР, осталась без попечения родителей в возрасте 16 (шестнадцати) лет. Её отец – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти её родителей её опекуном, на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № стала её тётя по материнской линии ФИО5, 1966 года рождения, так как она занималась её содержанием и воспитанием. На основании данного распоряжения было выдано удостоверение опекуна.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Она обращалась в орган опеки и попечительства при администрации Гудермесского муниципального района о постановке её на учет и наделении жилым помещением. На что, уполномоченным органом предоставлен ответ, в котором разъяснялось об отказе в удовлетворении её обращения, а также указывалось, что постановка на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется до достижения ими 23 лет.
Действительно, дополнительные гарантии, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления.
Вместе с тем, несвоевременное обращение истца с заявлением о постановке на учет для получения жилья (до достижения 23 лет) как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей была связана уважительными причинами и не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в обеспечении жильем, поскольку причины, по которым истец не мог встать на такой учет и реализовать свое право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, являются уважительными.
Она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на протяжении многих лет обращалась во все инстанции о постановке её в нынешнем Управлении образования <адрес>, после, в 2009 году, функции опеки и попечительства были переданы администрации <адрес> и органами местного самоуправления не было предпринято действий направленных на сохранение за ним жилого помещения, соответственно до достижения возраста 23 лет она обладала правом постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо специальной категории, однако, не была поставлена на учет по независящим от неё причинам, а именно в связи с ненадлежащим выполнением органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых она обучалась, обязанностей по защите её жилищных прав, по разъяснению ей права на получение жилья в льготном порядке, в настоящее время она временно живет в стеснённых условиях у родственников супруга.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших ей своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок, а при таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Истец ФИО2 иск поддержала и просила его удовлетворить по изложенным в нем доводам и приведенным им основаниям.
В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района, ЧР ФИО8, участвовавший в судебном заседании на основании доверенности, не возражал против удовлетворения заявленных ФИО2 требований о восстановлении и постановки на учет для получения жилого помещения в категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики ФИО9 также не возражал против удовлетворения заявленных истцом ФИО2 требований.
Заслушав истца, представителя органа опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района, ЧР ФИО8,, представителя Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики ФИО9, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:
Так, в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст. 14 Федерального закона за № – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ к вопросу местного значения относится обеспечение нуждающихся в жилых помещениях, малоимущих граждан жилыми помещениями, организацией строительства и содержанием муниципального жилищного фонда.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанные орган по месту своего жительства (ст. ст.14, 52 ЖК РФ).
В соответствии с Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 159-ФЗ «О дополнительный гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части обеспечения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым определен порядок обеспечения жильем детей указанной категории, регистрационный учет которых осуществляется по месту их жительства, месту их временного пребывания.
Согласно Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда Чеченской Республики», детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилые помещения предоставляются однократно по месту их выявления и первичного устройства.
Однако требования указанных норм законов России (ст.ст. 18, 40 Конституции РФ, Федерального закона за № – ФЗ, ст. ст.14, 52 ЖК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 159-ФЗ, Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ) администрацией <адрес> ЧР не исполняются. Этот факт подтверждается несвоевременной постановкой на учет ФИО2 остро нуждающейся в жилье из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Чеченской Республики, в соответствии с требованиями ст.ст. 18, 40 Конституции РФ, Федерального закона за № – ФЗ, ст. ст.14, 52 ЖК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 159-ФЗ, Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ.
Факт, что ФИО2 остался сиротой подтверждается копией свидетельства о смерти серии I–ОЖ № от ДД.ММ.ГГГГ отца истца- ФИО3; копией свидетельства о смерти серии I-ОЖ № от 04.09.2012г. матери заявителя- ФИО4, копией распоряжения администрации <адрес> ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО5, 1966 года рождения попечителем над несовершеннолетними ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;, копией ответа на заявление ФИО2 администрации <адрес> ЧР за исх. № от 26.02.2024г., что обеспечение жилой площадью распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, формирование личного дела о поставке на учет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья не представляется возможным;,
Копией свидетельства о рождении серии IV – ОЖ № от ДД.ММ.ГГГГ и копией паспорта серии 96 09 191456, выданного Отделом УФМС России по Чеченской Республике в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются данные о личности ФИО2.
В ст. 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ. Из названных норм закона следует, что суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и требовать от него принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Однако ненадлежащая и несвоевременная работа указанной администрации по направлению на исполнение требований Федерального закона от 06.102.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот, оставшихся без попечения родителей», Закона Чеченской Республики от 14. 07. 2008 № - РЗ «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда Чеченской Республики», повлекло негативные последствия, выразившиеся в нарушении права несовершеннолетней ФИО2, гарантированные ей Конституцией и законодательством РФ.
С учетом исследованных в судебном заседании материалов дела, у суда не вызывает сомнений факт ненадлежащего исполнения ответчиком требований федерального законодательства, в части нарушения жилищных прав ребенка-сироты.
Принимая во внимание, что, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Минтруд ставят на учет лиц остро нуждающихся в жилье по спискам, представляемым в Минтруд администрацией района, по достижении 18 лет. Учитывая, что ФИО2 не была своевременно включена администрацией <адрес> ЧР в списки, формируемые для обеспечения жильем детей-сирот и представлен в Минтруд как остро нуждающейся в жилье, суд приходит к выводу, что иск подлежит предъявлению как к администрации <адрес>, так и к Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики.
По этим же основаниям (Минтруд ставят на учет лиц остро нуждающихся в жилье по спискам, представляемым в Минтруд администрацией района, по достижении 18 лет, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), суд считает, что исковые требования ФИО2 о восстановлении и постановки на учет для получения жилого помещения в категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей основаны на законе, соответствуют действительным обстоятельствам дела и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 к органам опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района ЧР и Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики о признании остро нуждающимся в жилье, восстановлении и постановки на учет для получения жилого помещения в категории лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить.
- Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как остро нуждающуюся в жилье.
- Обязать администрацию Гудермесского муниципального района восстановить и поставить на учет ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для получения жилого помещения в категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Обязать Министерство труда и социального развития Чеченской Республики восстановить и поставить на учет ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для получения жилого помещения в категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Гудермесский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Р.Б. Хамзатов