Дело № 2-1948/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Воркута Республика Коми 24 октября 2018 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Вальтер К.А.,
с участием представителя истца Гочелашвили С.В.,
представителя ответчика Галкина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокшанова Сергея Михайловича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о назначении пенсии, выплате недоплаты пенсии и взыскании судебных расходов,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о назначении пенсии. Просил суд обязать ответчика назначить ему пенсию по пп.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 05 августа 2018 года и выплатить недоплату пенсии с 05 августа 2018 года, взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере 10 000 руб., и по оплате госпошлины в размере 300 руб. В обоснование иска указал, что ответчик незаконно исключил из специального стажа периоды прохождения техминимумов с 18.08.1989 по 24.08.1989, с 15.06.1992 по 17.06.1992, с 20.09.1993 по 22.09.1993, период прохождения в СПТУ №3 г.Воркуты с 01.09.1986 по 17.08.1989, период службы в армии. Считает, что с учетом спорных периодов он имеет право на назначение пенсии по пп.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 05 августа 2018 года.
Ответчик в отзыве на иск указал, что спорные периоды исключены из специального стажа истца в силу закона. Стаж по Списку №1 истца составляет 04 г. 05 м. 01 дн. в льготном исчислении, в связи с чем истец не имеет права на пенсию. Судебные расходы считает завышенными. В удовлетворении исковых требований просит отказать.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в рассмотрении дела не принимал, направил представителя. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель истца поддержала иск по доводам, изложенным в нем.
Представитель ответчика иск не признал по доводам отзыва.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Истец 11 июля 2018 г. обратился к ответчику за назначением пенсии по пп.1 ч.1 ст. 30 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 16.08.2018 г. в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. Указанным решением установлено, что страховой стаж истца составил 28 л. 04 м. 02 дн., стаж по Списку №1 02 л. 11 м. 13 дн., в льготном исчислении 4 г. 05 м. 01 дн., стаж работы в РКС 24 г. 09 м. 12 дн.
В силу пп.1 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Таким образом, для назначения пенсии истцу с 05 августа 2018 года необходимо было иметь специальный стаж по Списку №1 не менее 10 лет и стаж в РКС не менее 15 лет.
Согласно п.2, 3 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Правительством РФ 16.07.2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившее в силу с 1 января 2015г., пунктом 3 которого предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из таблицы трудовой деятельности следует, что из специального стажа истца исключены периоды учебы в СПТУ-3 г.Воркуты. По данным трудовой книжки, имеющейся в пенсионном деле и копии диплома, имеющейся в материалах гражданского дела следует, что в период с 01.09.1986 по 06.02.1990 гг. истец обучался в среднем профессионально-техническом училище № 3 г.Воркуты по специальности электрослесарь подземный с умением выполнять работу МГВМ. Из копии военного билета следует, что истец проходил службу в армии с 27.05.1990 по 21.04.1992 гг. Согласно таблице трудовой деятельности указанные выше периоды обучения в СПТУ №3 и службы в армии исключены ответчиком из специального стажа истца. Из трудовой книжки следует, что после обучения в СПТУ №3 и как перед службой в армии, так и после нее, истец работал на шахте «Северная» в должности подземного электрослесаря, которые зачтены ответчиком в специальный стаж, дающий право на пенсию по пп.1 ч.1 ст. 30 и по пп.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверив расчет специального стажа истца, суд считает доводы истца обоснованными по следующим основаниям. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, на период обучения истца, прохождения им военной службы, могут быть применены нормы действующего на тот период законодательства.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, действовавшем в период обучения истца в СПТУ №3 г.Воркуты, службы в Вооруженных Силах СССР, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, на период обучения истца в среднем профессионально-техническом училище, прохождения службы в Советской Армии, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы с вредными условиями труда при определённых условиях.
В соответствии с Разъяснением № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. №70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27,28 Закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).
Поскольку у ответчика имелись сведения об учебе истца в училище и службе в армии, период работы истца после обучения в СПТУ №3 и как перед службой в армии, так и после нее на шахте «Северная» в должности подземного электрослесаря, относятся к специальному стажу по Списку №1 и включены ответчиком в специальный стаж по Списку №1, суд приходит к выводу о том, что сами спорные периоды службы в армии и обучения подлежат зачету в специальный стаж истца по Списку №1, так как соответствуют предусмотренным законом требованиям. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что в периоды с 18.08.1989 по 24.08.1989, с 15.06.1992 по 17.06.1992, с 20.09.1993 по 22.09.1993 гг. истец проходил техминимумы, при этом указанные периоды исключены ответчиком из специального стажа по Списку №1.
В силу пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков; периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик обоснованно исключил из специального стажа истца периоды проезда к месту отдыха и обратно.
В соответствии с § 6 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27.09.1972 г. и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972 г., утвержденных Министерством угольной промышленности СССР 14.12.1972 г. и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972 г.: «Все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, -10 дней, ранее работавших на шахтах - 5 дней и переводимых на работу по другой профессии - 2 дня; - для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, - 3 дня, ранее работавших на шахтах -1 день».
Согласно ст. ст. 27, 28 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как в соответствии со ст.112 КЗоТ РФ, так и в соответствии со ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что для прохождения техминимумов истец направлялся работодателем на учебу в связи с его профессиональной деятельностью, без чего не мог быть допущен к работе, в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата и уплачивались взносы в Пенсионный фонд, периоды прохождения техминимумов подлежат включению в специальный стаж работы истца. Следовательно, с учетом указанных выше норм указанные выше периоды прохождения техминимумов с 18.08.1989 по 24.08.1989, с 15.06.1992 по 17.06.1992, с 20.09.1993 по 22.09.1993 гг. подлежат включению в специальный стаж истца по Списку №1.
С учетом включения спорных периодов стаж работы истца по Списку №1 в льготном исчислении составляет более 9 лет, в связи с чем, у истца возникло право на назначении пенсии по пп.1 ч.1 ст.30 и ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 05 августа 2018 года. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о назначении пенсии по пп.1 п.1 ст.30 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и выплате недоплаты пенсии подлежат удовлетворению с 05 августа 2018 года по 31 октября 2018 года.
Согласно квитанции № 62 от 12.06.2018 г. истец уплатил Индивидуальному предпринимателю Гочелашвили С.В. за ведение дела в суде 10 000 рублей. Согласно чеку-ордеру истец оплатил госпошлину для подачи иска в суд в размере 300 руб.
В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ принимая во внимание степень сложности дела, с учетом ходатайства ответчика об уменьшении взыскиваемой суммы за услуги представителя, социальной значимости данной категории дела, с учетом принципа разумности и справедливости, суд считает возможным уменьшить расходы на представителя и взыскать в пользу истца расходы в размере 7000 рублей и расходы на оплату госпошлины в размере 300 рублей, а всего взыскать 7300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми назначить Новокшанову Сергею Михайловичу пенсию по пп.1 ч.1 ст. 30 и ст. 33 п.2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 05 августа 2018 года и выплатить недоплату пенсии с 05 августа 2018 года по 31 октября 2018 года включительно.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми в пользу Новокшанова Сергея Михайловича судебные расходы в размере 7 300 (семь тысяч триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Е.А. Бунякина