Дело ***а-2224/2021
УИД 22OS0000-01-2021-001984-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бакланова Е.А.,
при секретаре Степаненко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тихоновой О. Н. к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Тихонова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, требуя присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15000 рублей. В обоснование требований указано, что решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 19 сентября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 января 2018 года, частично удовлетворены исковые требования, в том числе Тихоновой О.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Тихонова М.В. На комитет жилищно – коммунального хозяйства города Барнаула (далее также КЖКХ г. Барнаула) возложена обязанность в срок до 01 августа 2018 года провести капитальный ремонт многоквартирного <адрес> в <адрес> с перечислением в резолютивной части решения конкретных видов работ. Кроме того, решением Алтайского краевого суда от 15 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, в пользу Тихоновой О.Н. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Однако до настоящего времени капитальный ремонт дома не осуществлен, требования исполнительного документа не исполнены, что свидетельствует о нарушении права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Определением судьи от 19 октября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежаще.
На основании статей 150,258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в административном деле, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела при имеющейся явке.
Исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела *** и материалы исполнительного производства ***-ИП, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в г.Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п.1 ст.6).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта (часть 3 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2011 года №17-П, в целях реализации вытекающей из Конституции Российской Федерации (статья 46, части 1 и 3) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязанности Российской Федерации по обеспечению права каждого на справедливое судебное разбирательство его дела в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из необходимости создать надлежащие условия для осуществления права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на охрану их прав законом, на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.ст.52 и 53 Конституции Российской Федерации), Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрел вспомогательный к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, механизм защиты прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство и своевременное исполнение судебных актов в виде присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве внутригосударственного средства правовой защиты от предположительно имевшего место нарушения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151,1069,1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 46,47, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При оценке своевременности мер, принимаемых органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 19 сентября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 января 2018 года, частично удовлетворены административные исковые требования Тихоновой О.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Тихонова М.В., Кулыгиной М.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Кулыгина Р.А., Кулыгина А.В., Чирковой Н.А.. Власовой О.Е., Мишиной Н.И., Мишина А.В. Литуевой Н.М. к ООО «УК ЖЭУ №40 г. Барнаула», комитету жилищно – коммунального хозяйства г. Барнаула о проведении работ по капитальному ремонту, текущему ремонту, компенсации морального вреда.
На КЖКХ г. Барнаула возложена обязанность в срок до 01 августа 2018 года выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> в <адрес>: полная замена кровельного покрытия, замена деревянных оконных блоков на анлогичные, полная замена трубопроводов системы холодного водоснабжения с заменой запорной арматуры, полная замена канализационных труб и стояков, полная замена трубопроводов отопления с заменой радиаторов отопления в местах общего пользования, задвижек вентелей, кранов, полная замена системы электроснабжения здания в местах общего пользования с подключением к ней индивидуальных приборов учета электроэнергии, заменой вводно – распределительного устройства, распределительных щитков, розеток, выключателей, автоматов и общедомового счетчика, устройство пола с твердым покрытием в помещении подвала и уклоном его к специальному бетонному приямку для сбора воды, замена асфальтобетонного покрытия отмосток. В остальной части иска отказано.
На основании заявления от 01 февраля 2018 года выдан исполнительный документ серии ФС *** в пользу Тихоновой О.Н. согласно отметке на копии исполнительного листа 28 февраля 2018 года.
04 декабря 2018 года в суд поступило заявление Тихоновой О.Н, о выдаче дубликата исполнительного документа с указанием в качестве основания выдачи дубликата – получение исполнительного документа представителем, который не передал документ взыскателю.
Определением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 15 января 2019 года Тихоновой О.Н. выдан дубликат исполнительного документа. Как следует из определения, исполнительный лист серии ФС ***, утрачен.
Дубликат исполнительного листа выдан 01 февраля 2019 года, получен Тихоновой О.Н. 19 февраля 2019 года, предъявлен в службу судебных приставов для исполнения 21 февраля 2019 года.
Постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 21 февраля 2019 года о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно отметке на постановлении его копия вручена должнику 04 марта 2019 года.
Постановлением от 21 марта 2019 года с должника взыскан исполнительский сбор за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок, который уменьшен определением Центрального районного суда г. Барнаула от 15 октября 2019 года до 37 500 руб.
Постановлениями судебного пристава – исполнителя должнику неоднократно устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа: постановлением от 21 марта 2019 года - до 07 августа 2019 года, от 23 августа 2019 года - до 02 марта 2020 года, от 18 марта 2020 года - до 21 сентября 2020 года, от 09 октября 2021 года – до 22 марта 2021 года, от 07 апреля 2021 года – до 30 августа 2021 года.
В ходе исполнительного производства должник и комитет по финансам, налоговой и кредитной политике г. Барнаула сообщали об отсутствии достаточного финансирования исполнения решений судов, программное исполнение бюджета, включение многоквартирного дома в программу капитального ремонта на 2025 год.
Вступившим в законную силу постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 23 августа 2019 года КЖКХ г. Барнаула признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 26 сентября 2019 года, вступившим в законную силу, оставлено без удовлетворения заявление должника об отсрочке исполнения решения суда до 01 июня 2020 года.
Постановлениями заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 18 марта 2020 года, 09 октября 2020 года, 07 апреля 2021 года, 07 сентября 2021 года КЖКХ г. Барнаула признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судебного пристава – исполнителя от 07 сентября 2021 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 10 марта 2022 года.
Руководитель Комитета ЖКХ неоднократно предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение решения суда.
Кроме того, решением Алтайского краевого суда от 15 мая 2020 года по административному делу №3а-257/2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, частично удовлетворены требования Тихоновой О.Н. к комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула и комитету по финансам, налоговой и кредитной политике г.Барнаула о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, взыскана соответствующая компенсация в размере 25000 рублей.
Поскольку в отношении Тихоновой О.Н. уже принималось судебное решение, которым срок исполнения судебного постановления признавался не отвечающим критерию разумности, должник должен был проявить особое усердие в целях пресечения нарушения права указанного лица на исполнения судебного акта в разумный срок.
Вместе с тем, достаточных и эффективных действий в этом направлении не предпринято, до настоящего времени исполнительное производство не окончено, решение суда о возложении обязанности выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома не исполнено.
Общий срок исполнения с даты вступления в законную силу решения суда (31 января 2018 года) до даты рассмотрения дела (15 ноября 2021 года) составил 3 года 9 месяцев 15 дней, из которых 6 месяцев (до 01 августа 2018 года) были предоставлены судом для добровольного исполнения решения.
Срок принудительного исполнения решения суда с даты поступления заявления в службу судебных приставов (21 февраля 2019 года) до даты рассмотрения дела (15 ноября 2021 года) составил 2 года 8 месяцев 25 дней.
При этом срок исполнения судебного акта, истекший с момента присуждения компенсации за предыдущий период (15 мая 2021 года) на дату рассмотрения дела (15 ноября 2021 года), составил 1 год 6 месяцев.
Проанализировав сведения в материалах исполнительного производства, суд приходит к выводу о том, что со стороны службы судебных приставов принимаются достаточные меры к принудительному исполнению решения суда.
Так, судебным приставом – исполнителем неоднократно устанавливались сроки должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа, запрашивались у должника сведения о принятых мерах, за неисполнение требований исполнительного документа с должника взыскан исполнительский сбор, руководитель должника неоднократно предупреждался судебным приставом – исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, должник привлечен к административной ответственности.
Со стороны суда также не допущено каких – либо действий, бездействия, обуславливающие длительность исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части не содержит неясностей; рассмотрение судом вопросов об отсрочке исполнения судебного решения, уменьшении размера исполнительного сбора не приостанавливало исполнение обязанности по предоставлению жилого помещения уполномоченным органом.
Особенность предмета исполнительного производства (выполнение капитального ремонта) предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, в связи с чем оценке подлежит деятельность органов местного самоуправления по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Принимает суд во внимание и предмет исполнения, связанный с проведением капитального ремонта объекта, являющегося жилым.
При этом, несмотря на значительный объем подлежащих проведению работ в многоквартирном доме, данное обстоятельство не может служить оправданием длительности исполнения, поскольку должником ни в материалы исполнительного производства, ни в материалы настоящего административного дела не представлены доказательства начала выполнения работ в течение истекшего со дня вступления решения суда в законную силу периода.
С учетом указанных обстоятельств, продолжительности допущенного нарушения, значимости последствий для административного истца и его поведения, а также учитывая правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, и касающиеся защиты права лица на разумные сроки исполнения судебного акта, суд полагает, что требуемая заявителем сумма соответствует принципам разумности и справедливости, в связи с чем определяет подлежащую присуждению компенсацию в размере 15000 рублей.
В связи с удовлетворением административных исковых требований на основании статей 103,106,111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу подлежат возмещению также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Поскольку судебный акт подлежит исполнению муниципальным образованием в лице уполномоченных органов, компенсация и судебные расходы взыскиваются с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула за счет средств местного бюджета.
В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180, 259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2021 ░░░░.