Судья: Буряков В.Н. Дело № 33-11568/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бекловой Ж.В.,
судей Мариуца О. Г., Гулиной Е.М.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 апреля 2019 года апелляционную жалобу Борисова А. Н. на решение Коломенского городского суда Московской области от 21 ноября 2018 года по делу по иску Борисова А. Н. к Государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №14 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Борисов А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №14 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивирует тем, что 25 декабря 2017 года он обратился в к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»? в чем ему отказано ввиду отсутствия специального стажа 25 лет, засчитан стаж 13 лет 01 мес. 01 дней.
Просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» ; обязать ответчика назначить и выплачивать с 25 декабря 2017 года досрочную страховую пенсию по старости с зачетом в специальный стаж: с 28.07.1985 года по 24.08.1985 года - период работы в должности воспитателя <данные изъяты>»; с 10.05.1982 года по 30.06.1984 года - период службы в рядах Советской Армии; с 01.09.1985 года по 30.11.1987 года - период обучения в <данные изъяты>; с 01.01.2001 года по 27.10.2016 года - период работы в должности тренера-преподавателя по конькобежному спорту Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «<данные изъяты>».
В судебное заседание истец не явился, его представитель по доверенности в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Решением Коломенского городского суда Московской области от 21 ноября 2018 года в удовлетворении иска Борисова А.Н. отказано.
Не согласившись с решением суда, Борисов А.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении иска.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции, 25 декабря 2017 года Борисов А.Н. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии ГУ-УПФ РФ №14 по Москве и Московской области от 07.03.2018 года ему отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа 25 лет, засчитан стаж 13 лет 01 мес. 01 дней.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста».
В силу пункта 2 этой же статьи Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Стаж работы для назначения пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Должность "тренер-преподаватель" включена в п. 2 раздела "Наименование должностей" данного Списка, учреждение "специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" также предусмотрено п. 2 раздела "Наименование учреждений".
В силу п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Кроме того, в соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 годапо 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Таким образом, для включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периода работы истца с 01.01.2001 года по 27.10.2016 года в должности тренера-преподавателя по конькобежному спорту Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «<данные изъяты>», т.е. работавшего в учреждениях дополнительного образования детей, перечисленных в п. 2 раздела "Наименование учреждений", возможно только при соблюдении условий, указанных в пункте 12 Правил.
Указанные условия пункте 12 Правил в рассматриваемом случае не соблюдены, поскольку на 01.01.2001 года истец имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, 13 лет 01 мес. 01 дней, что менее требуемой продолжительности стажа 16 лет 08 месяцев, в связи с чем выводы суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы истца с 01.01.2001 года по 27.10.2016 года тренером-преподавателем в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «<данные изъяты>», являются правильными.
Являются правильными и выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж периода обучения истца в <данные изъяты> с 01.09.1985 года по 30.11.1987 года, поскольку он обучался по заочной форме, и в указанный период время работал слесарем механо-сборочных работ 3 разряда Конструкторского бюро машиностроения. Указанная работа не предусмотрена ни Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, ни Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), который применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Является правильным вывод суда и об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы истца в пионерском лагере с 28.07.1985 по 24.08.1985 года. В трудовой книжке истца данные о его работе в пионерском лагере отсутствуют, указано, что с 03.10.1984 года по 01.12.1987 года он работал слесарем механо-сборочных работ 3 разряда <данные изъяты>.
Ссылка в апелляционной жалобе истца на справку Федерального бюджетного учреждения <данные изъяты>» от 12.04.2018 года о том, что Борисов А.Н. работал в Детском <данные изъяты>» в должности воспитателя 3 смена (распоряжение № <данные изъяты> от 25.07.1985 года) продолжительность смены 28 дней, выводов суда не опровергает. Данных о том, что Федеральное бюджетное учреждение <данные изъяты>» является правопреемником <данные изъяты>», либо хранителем его архива, в деле не имеется.
Отказывая во включении в специальный стаж периода службы истца в рядах Советской Армии с 10.05.1982 года по 30.06.1984 года, суд указал, что его включение не влияет на возникновение у истца права на назначение досрочной страховой пенсии, поскольку требуемый стаж в 16 лет 8 месяцев на дату 01.01.2001 года в любом случае не набирается.
Судебная коллегия учитывает, что правовых оснований для включения в специальный педагогический стаж периода службы истца не имеется, с учетом следующего.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом согласно пункту 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам.
Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г., и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Поскольку с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии, и у Борисова А.Н. отсутствовал требуемый специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции о невозможности включения периода службы Борисова А.Н. в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения является правильным.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, они направлены на иное толкование норм действующего законодательства, не опровергают выводов суда.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коломенского городского суда Московской области от 21 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисова А. Н. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи