25OS0000-01-2019-000176-05
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации23 июля 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Федоровой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панова А.С. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованное лицо – администрация Находкинского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Панов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 12 791 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады (6.9), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – здание, участок находится примерно в 60 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Находка, проспект Северный, д. 110.
Установленная по состоянию на 5 февраля 2016 года кадастровая стоимость земельного участка составляет 17170254,67 рублей и значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете ЗАО «Дальком-аудит» от 7 апреля 2020 года № 46-о/2020, в соответствии с которым его рыночная стоимость по состоянию на 5 февраля 2016 года составила 6141900 рублей.
Завышенная кадастровая стоимость земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влияет на размер выкупной стоимости земельного участка и влечет увеличение расходов административного истца.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 12 791 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады (6.9), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – здание, участок находится примерно в 60 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 6141900 рублей.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованного лица - администрации Находкинского городского округа не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края и администрацией Находкинского городского округа представлены отзывы на административный иск, согласно которым ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что постановление № 5-П, которым установлена оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, в настоящее время действует и никем не оспорено, а заинтересованное лицо полагает снижение кадастровой стоимости земельного участка несоразмерным и необоснованным. В письменном отзыве администрация администрации Находкинского городского округа просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
При указанных обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Панова А.С. - Сливин В.А. просил административные исковые требования удовлетворить, суду пояснил, что на земельном участке с кадастровым номером 25:31:010406:4839 отсутствуют здания и строения, принадлежащие административному истцу на праве собственности.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2. статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Из материалов дела следует, что между администрацией Находкинского городского округа и Пановым А.С. заключен договор аренды земельного участка от 20 февраля 2020 года № 7741ф20 с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – здание, участок находится примерно в 60 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Согласно пункту 1.4 договора срок аренды составляет 54 месяца, начиная с даты подписания договора.
Из пункта 2.1 договора следует, что размер ежегодной арендной платы за земельный участок установлен на основании протокола о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 17 февраля 2020 года № 11 и составляет 359000 рублей.
Таким образом, размер арендной платы за земельный участок является фиксированным и от размера кадастровой стоимости земельного участка не зависит.
Обращаясь с административным иском в суд, Панов А.С. указал, что размер кадастровой стоимости земельного участка нарушает его права, поскольку влияет на размер выкупной стоимости земельного участка.
Как разъяснено в абзаце 8 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что административный истец, являясь арендатором земельного участка, по которому установлен фиксированный размер арендной платы, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность.
Таким образом, оспариваемая Пановым А.С. кадастровая стоимость земельного участка не затрагивает его права и законные интересы.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Панова А.С. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованное лицо – администрация Находкинского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пилипенко