Дело №5-128/2020
Определение
г.Старая Русса 05 октября 2020 года
Судья Старорусского районного суда Новгородской области (<адрес>) Комлева Н.С., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении
Сергеевой Е.А., <данные изъяты>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ УУП МО МВД России «Старорусский» Богдановой Ю.А. в отношении Сергеевой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Определением начальника отдела МО МВД России «Старорусский» от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении в отношении Сергеевой Е.А. и другие материалы дела переданы для рассмотрения в Старорусский районный суд Новгородской области и поступили для рассмотрения в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе подготовки к рассмотрению дела судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Исходя из норм, предусмотренных ст. 29.4 КоАП РФ в случае неправильного составления протокола об административном правонарушении, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья возвращает протокол об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, дата и место его составления, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайности ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ №66 от 31 января 2020 года коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года №417 утверждены Правила поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» (далее – Правила).
В силу пп. «а, б» п. 3, пп. «в, г» п. 4 Правил при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок и требования законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно п.п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В Новгородской области приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, согласно Указу Губернатора Новгородской области №97 от 06 марта 2020 года в связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, с 07 марта 2020 года на территории Новгородской области вводится режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.1).
В силу п.8.6 названного Указа (в редакции Указа от 31 июля 2020 года №444), все работодатели, осуществляющие деятельность на территории Новгородской области, обязаны обеспечить применение работниками средств индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, кожные антисептики).
На основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (ст.11).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ст.29).
Таким образом, из вышеуказанных нормативно-правовых актов и п.8.6 Указа Губернатора Новгородской области № 97 от 06 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности» следует, что данными нормами регламентированы действия работодателей, осуществляющих деятельность на территории Новгородской области.
ДД.ММ.ГГГГ УУП МО МВД России «Старорусский» Богдановой Ю.А. в отношении Сергеевой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, из которого следует, что в 18 час. 14 мин. ДД.ММ.ГГГГ Сергеева Е.А., являясь продавцом магазина «Часовня», расположенного по адресу: <адрес>, находилась на своем рабочем месте без средств индивидуальной защиты (маска, перчатки) в нарушение п.8.6 Указа Губернатора Новгородской <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа от 31 июля 2020 года №444).
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АСП-Инвест» Сергеева Е.А. принята на работу на должность продавца с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, работодателем она не является, к ее действиям (бездействиям) нельзя применить п.8.6 Указа Губернатора Новгородской области № 97 от 06 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности».
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - подлежат квалификации по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к норме, предусмотренной ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении усматривается возможное наличие нарушений Сергеевой Е.А. санитарных правил по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, однако ссылка на соответствующий нормативно-правовой акт в протоколе об административном правонарушении отсутствует, суд самостоятельно не может дополнить указанную информацию, а так же решить вопрос о переквалификации действий лица с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ на ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Учитывая, что допущенные должностным лицом при оставлении протокола об административном правонарушении нарушения являются существенными, и не могут быть восполнены в судебном заседании, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Сергеевой Е.А. и другие материалы дела подлежат возращению в орган, должностные лица которого их составили.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ, судья
определил:
Протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сергеевой Е.А. и другие материалы дела возвратить в МО МВД России «Старорусский» для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела.
Возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела не препятствует повторному их направлению суд в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, после устранения недостатков и надлежащего оформления.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток через Старорусский районный суд со дня получения или вручения копии постановления.
Судья Н.С. Комлева