Дело № 1-125/2020
27RS0020-01-2020-000617-69
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Николаевск-на-Амуре 28 апреля 2020 года
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Ковалихиной Д.А.,
при секретаре Бучневой Т.М.,
с участием государственного обвинителя – заместителя Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Ковтунова А.И.,
обвиняемого Рыбакова С.А.,
его защитника – адвоката Козлова В.В., представившего удостоверение № 1216 от 16 октября 2015 года и ордер № 312 от 24 апреля 2020 года,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в порядке предварительного слушания уголовное дело в отношении
Рыбакова Сергея Александровича, <данные изъяты>, не судимого,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 222.1, ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 223 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Настоящее уголовное дело поступило для рассмотрения в Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края 27 марта 2020 года
Постановлением суда от 17 апреля 2020 года по делу было назначено предварительное слушание для разрешения вопроса о возвращении уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ.
В ходе предварительного слушания судом на обсуждение был вынесен вопрос о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, поскольку в обвинительном акте приведена формулировка обвинения по ч. 1 ст. 228 УК РФ, которая противоречит существу обвинения.
Так, диспозиция ч. 1 ст. 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере.
Согласно существу приведенного в обвинительном акте обвинения, Рыбаков С.А. органом дознания обвиняется в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта в значительном размере частей наркотикосодержащих растений рода Конопля, которые согласно выводам эксперта, изложенным в заключении № 227 от 23 декабря 2019 года, наркотическим средством не являются, а также в незаконном изготовлении и хранении без цели сбыта в значительном размере наркотических средств – масла каннабиса (гашишное масло).
Вместе с тем, формулировка обвинения, приведенная в обвинительном акте, не соответствует данному существу обвинения, поскольку в ней указано, что Рыбаков С.А. обвиняется в незаконном приобретении, хранении, изготовлении без цели сбыта наркотических средств в значительном размере.
В предварительном слушании государственный обвинитель возражал против возвращения дела прокурору, полагал, что обвинительный акт составлен в соответствии с требованиями закона и препятствий для рассмотрения дела судом не имеется.
Обвиняемый оставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Защитник просил принять решение в соответствии с законом.
Выслушав мнения сторон, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ суд возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий рассмотрения его судом, если обвинительный акт составлен с нарушениями требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного акта.
Согласно п. 4, 5 ч. 1 ст. 225 УПК РФ в обвинительном акте должны быть указаны место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, а также формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ. По смыслу уголовно-процессуального закона указанные положения обвинительного акта должны быть согласованы между собой, второе должно вытекать из первого.
Содержащиеся в обвинительном акте по настоящему уголовному делу вышеуказанные противоречия между формулировкой обвинения и описанием существа обвинения свидетельствуют о том, что органом дознания при составлении обвинительного акта допущены такие нарушения норм уголовно-процессуального закона, которые не могут быть устранены в судебном заседании и исключают принятие по делу судебного решения, отвечающего требованиям законности и справедливости.
Составленный таким образом обвинительный акт порождает для суда неопределенность в вопросе о том, в каком преступлении и с какими признаками состава преступления обвиняется лицо.
В такой ситуации, с учетом неопределенности объема предъявленного Рыбакову А.С. обвинения, суд оказывается лишенным возможности провести судебное разбирательство и вынести по делу законное и справедливое итоговое решение с соблюдением предписаний ст. 252 УПК РФ, согласно которым судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению.
Кроме того, суд учитывает, что гарантированное в соответствии со ст. 47 УПК РФ право на защиту обвиняемый может осуществлять лишь в том случае, когда ему известны объем, содержание и характер обвинения. В том случае, если обвинение не конкретизировано, содержит противоречивые данные относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию, обвиняемый не может осуществлять право на защиту от обвинения, в том числе пользоваться правами на дачу показаний, представление доказательств.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что уголовное дело в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Согласно ч. 3 ст. 237 УПК РФ при возвращении уголовного дела прокурору судья решает вопрос о мере пресечения.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадет необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. 97, 99 УПК РФ.
Данных о том, что отпала необходимость в избранной в отношении Рыбакова С.А. меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении не имеется.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым оставить Рыбакову С.А. меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении прежней.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Уголовное дело в отношении Рыбакова С.А. в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ вернуть Николаевскому-на-Амуре транспортному прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Рыбакова С.А. оставить без изменения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения через суд, его вынесший.
Председательствующий Д.А. Ковалихина