Дело № 2а-112/2021
УИД 24RS0034-01-2021-000049-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
(мотивированная часть)
13 апреля 2021 г. с. Шалинское
Красноярского края
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Капошко Д.Г.,
при секретаре Анциферовой С.С.,
с участием административного ответчика Колосковой У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Красноярскому краю к Колосковой Ульяне Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Колосковой У.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 года в размере 1 966 руб., пени по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 года в размере 36 руб. 56 коп., на общую сумму 2 002 руб. 57 коп.
Исковые требования аргументированы тем, что Колоскова У.В. является налогоплательщиком транспортного налога.
Межрайонная ИФНС России № 26 по Красноярскому краю в соответствии со ст. 52 НК РФ произвела расчет налога и направила налогоплательщику налоговые уведомления об уплате имущественных налогов: № 91909648 от 06.08.2016 (транспортный налог за 2015), № 8704986 от 11.07.2017 (транспортный налог за 2016, 2014), №57757818 от 24.08.2018 (транспортный налог за 2017).
О направлении уведомления свидетельствует копия реестра почтовой отправки ответчика.
Расчет налога в налоговых уведомлениях осуществлен исходя из сведений, представленных регистрирующими органами в порядке, установленном ст. 85 НК РФ.
В установленный срок налогоплательщик, свою обязанность по уплате налогов не исполнил
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п.4 ст.75 НК РФ за просрочку уплаты налога начисляется пени в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый день в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.ст. 69, 75 НК РФ, налогоплательщику выставлены и направлены требования: № 38324 от 22.12.2016 (задолженность транспортного налога за 2015 и пени), № 13606 от 20.02.2018 (задолженность транспортного налога за 2016, 2014 и пени), № 74885 от 08.11.2019 (задолженность транспортного налога за 2017 и пени), в которых предложено уплатить сумму задолженности.
О направлении требования свидетельствуют копия реестра почтовой отправки. До настоящего времени Колоскова У.В. указанные в требованиях суммы задолженности не уплатила.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил данное дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик Колоскова У.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила применить срок исковой давности, указывав, что с момента направления первого требования прошло три года, в связи с чем срок исковой давности пропущен. Ссылается на то, что задолженность ею оплачена в полном объеме, база данных налогового органа была неисправной и платежи задваивались. Документы, подтверждающие уплату налога, не сохранились. Уведомления и требования налогового органа об уплате налога ею получены не были. Полагала необходимым считать указанную задолженность безнадежной.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Так, в силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база в соответствии со статьей 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК).
На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ).
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края «О транспортном налоге» от 08 ноября 2007 г. № 3-676 (в редакции действующей на период спорных правоотношений), суммы авансовых платежей по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками-организациями не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что Колоскова У.В. является плательщиком транспортного налога на следующие транспортные средства: ГАЗ 33021, г/н №; ХОНДА ФИТ, г/н № (л.д. 10).
Данный факт административным ответчиком не оспаривается.
Межрайонная ИФНС России № 26 по Красноярскому краю в соответствии со ст. 52 НК РФ произвела расчет налога и направила налогоплательщику налоговые уведомления об уплате имущественных налогов:
- № 91909648 от 06.08.2016 (транспортный налог за 2015) (л.д. 11);
- № 8704986 от 11.07.2017 (транспортный налог за 2016, 2014) (л.д. 13);
№57757818 от 24.08.2018 (транспортный налог за 2017) (л.д. 15).
О направлении указанных уведомлений ответчику свидетельствуют копии реестра почтовой отправки (л.д. 12,14,16).
Однако в установленный срок налогоплательщик свою обязанность по уплате налогов не исполнила, в результате чего начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.
В связи с неуплатой транспортного налога, налогоплательщику выставлены и направлены требования:
- № 38324 от 22.12.2016 (задолженность по транспортному налогу за 2015 и пени) со сроком уплаты до 07.02.2017 (л.д. 17), требование направлено ответчику 29.12.2016 (л.д.18);
- № 13606 от 20.02.2018 (задолженность по транспортному налогу за 2016, 2014 и пени) со сроком уплаты до 16.04.2018 (л.д. 19), требование направлено ответчику 26.02.2018 (л.д.20);
- № 74885 от 08.11.2019 (задолженность по транспортному налогу за 2017 и пени) со сроком уплаты до 17.12.2019 (л.д. 21), требование направлено ответчику 14.11.2019 (л.д.23).
Между тем, до настоящего времени Колоскова У.В. указанные в требованиях суммы задолженности не уплатила.
Доводы ответчицы о неполучении указанных уведомлений и требований правового значения не имеют, поскольку в силу ч. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления (требования) заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма. Указанная корреспонденция направлялась в адрес ответчицы заказными письмами, что подтверждается представленными налоговым органом копиями реестров почтовых отправлений (л.д. 12, 14, 16, 18, 20, 22-23).
В судебном заседании административный ответчик Колоскова У.В. заявила о пропуске административным истцом срок исковой давности.
Между тем, суд не может согласиться с вышеуказанными доводами административного ответчик по следующим основаниям.
Согласно абзацу третьему пункту 2 статьи 48 НК РФ (в редакции действующей на период спорных правоотношений) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что сумма подлежащего взысканию налога и пени за 2015 год по самому раннему требованию не превысила 3 000 рублей (требование N 38324), срок добровольного исполнения по указанному требованию установлен до 07.02.2017, таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год, и пени, истекал 07.08.2020 (07.02.2017 + 3 года 6 месяцев).
Сумма подлежащего взысканию налога и пени за 2014 и 2016 года по требованию № 13606 также не превысила 3 000 рублей, срок добровольного исполнения по указанному требованию установлен до 16.04.2018, таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 и 2016 года и пени, истекает 16.10.2021 года (16.04.2018 + 3 года 6 месяцев).
Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Колосковой У.В. транспортного налога и пени подано налоговым органом мировому судье 02.07.2020, то есть без нарушения срока обращения в суд с данными требованиями.
02.07.2020 года мировым судьей судебного участка N 98 в Манском районе Красноярского края выдан судебный приказ N 2а-575/2020 о взыскании с Колосковой У.В. указанной задолженности по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка N 98 в Манском районе Красноярского края от 20.07.2020 вышеуказанный судебный приказ отменен (л.д. 7).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился 19.01.2021 года. Таким образом, срок на обращение в суд налоговым органом также не пропущен (20.07.2020 + 6 месяцев).
Доводы административного ответчика Колосковой У.В. о том, что указанная задолженность по транспортному налогу ею оплачена в полном объеме, не могут быть приняты во внимание, поскольку являются голословными и какими-либо доказательствами не подтверждены.
Рассматривая довод ответчицы о признании задолженности безнадежной, суд отмечает, что в силу ч. 2 ст. 59 Налогового кодекса РФ принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании относится к компетенции налогового органа, а не суда.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю к Колосковой У.В. исковых требований, поскольку установлен факт неуплаты ответчиком транспортного налога за 2014, 2015, 2016, 2017 года и пени по транспортному налогу.
Расчет задолженности по налогам и пени сделан истцом с учетом положений ст. 2 Закона Красноярского края «О транспортном налоге» от 08.11.2007 года № 3-676 и является верным. Возражений относительно правильности расчета стороной ответчика не представлено.
С учетом данных обстоятельств, требования истца о взыскании с ответчика Колосковой У.В. задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 года в размере 1966 руб. и пени по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 в размере 36 руб. 57 коп. на общую сумму 2002 руб. 57 коп., подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета
Таким образом, в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, исходя из размера удовлетворенных требований, заявленных истцом, суд полагает необходимым взыскать с ответчика Колосковой У.В. государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Красноярскому краю к Колосковой Ульяне Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.
Взыскать с Колосковой Ульяны Владимировны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Красноярскому краю задолженность по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 годы в размере 1 966 руб., пени по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 годы в размере 36,57 руб., всего взыскать 2 002, руб. 57 коп.
Взыскать с Колосковой Ульяны Владимировны в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий Д.Г. Капошко
Мотивированное решение в соответствии с ч. 2 ст. 177 КАС РФ изготовлено 21.04.2021.