Решение от 29.08.2023 по делу № 2-1453/2023 от 07.08.2023

Дело № 2-1453/2023

УИД 33RS0006-01-2023-001565-96

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 августа 2023 года                             город Вязники

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи                      Киселевой Я.В.

при секретаре                                  Степановой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения ФИО2 <адрес> «<адрес> больница» об обязании организовать розничную торговлю лекарственными средствами в фельдшерско-акушерском пункте,

УСТАНОВИЛ:

Вязниковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения ФИО2 <адрес> «<адрес> больница» об обязании организовать розничную торговлю лекарственными средствами в фельдшерско-акушерском пункте – структурном подразделении больницы по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указано, что Вязниковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения государственным бюджетным учреждением здравоохранения ФИО2 <адрес> «<адрес> больница» (далее - ФИО1 ВО «Вязниковская РБ») требований законодательства о здравоохранении и выявлены нарушения законодательства о здравоохранении, лицензировании, в отношении граждан, проживающих на территории д. <адрес>. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) утвержден паспорт национального проекта «Здравоохранение», целевым показателем которого, в том числе является обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. В силу ч.1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон -Ф3) каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Статьями 4, 10 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что основными принципами охраны здоровья являются, в том числе доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона -Ф3 пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами. В соответствии с п.п. 1,2, ч. 2 ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста, лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации. Статьей 79 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация в числе прочего обязана оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме, организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской, помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи, обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (статья 55 Федерального закона - ФЗ). Перечень работ и услуг, которые включены в фармацевтическую деятельность утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (утверждено положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение). Согласно п. 1 Положения оно устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно -медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями. Лицензирование фармацевтической деятельности является обязательным, носит заявительный характер. В соответствии с п. 8 Положения при намерении осуществлять фармацевтическую деятельность по адресу, не предусмотренному реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий лицензиат указывает этот адрес, а также представляет необходимые документы. В ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи на территории <адрес> осуществляется ФИО1 ВО «Вязниковская РБ» через свои структурные подразделения - амбулатории и ФАПы. На территории д. <адрес> аптечные учреждения отсутствуют. При этом дополнительным видом деятельности юридического лица - ФИО1 ВО «Вязниковская РБ» является розничная торговля лекарственными препаратами (лицензия № ЛО -3302-001179 от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с положениями Устава ФИО1 ВО «Вязниковская РБ» осуществляет фармацевтическую деятельность. В нарушение требований вышеуказанных норм федерального законодательства ФИО1 ВО «Вязниковская РБ» не организована розничная торговля лекарственными препаратами для населения через Станковский ФАП, на территории обслуживания которого отсутствуют аптечные пункты, чем гражданам не обеспечена гарантированная государством услуга по доступности по месту жительства и качество оказания медицинской помощи. Межрайонной прокуратурой по фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главному врачу ФИО1 ВО «Вязниковская РБ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о здравоохранении, содержащее требование о принятии мер к организации розничной торговли лекарственными средствами в структурных подразделениях (ФАПах), на территории обслуживания которых отсутствуют аптечные пункты. Вместе с тем до настоящего времени ответ на указанное представление главного врача ФИО1 ВО «Вязниковская РБ» не поступил. Таким образом, учреждением здравоохранения меры к устранению выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и недопущению их впредь не приняты, законные требования прокурора по обеспечению розничной торговли лекарственными препаратами в структурных подразделениях учреждения (ФАПов) до настоящего времени не исполнены, что противоречит нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», влечет нарушение конституционных положений, регламентирующих право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и интересов неопределенного круга лиц о нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь. Данное заявление направлено на защиту прав неограниченного круга лиц, граждан проживающих на территории д. Станки, а также прибывающих в данный населенный пункт, круг которых определить не представляется возможным, в том числе в связи с миграцией населения

Представитель истца Вязниковского межрайонного прокурора в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.ФИО1 <адрес> «<адрес> больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. Ранее представили отзыв на заявление, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Третье лицо Министерство здравоохранения администрации ФИО2 <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон -Ф3) каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Статьями 4, 10 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что основными принципами охраны здоровья являются, в том числе доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗправо на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста, лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Статьей 79 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация в числе прочего обязана оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме, организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи, обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (статья 55 Федерального закона № 61-ФЗ).

Перечень работ и услуг, которые включены в фармацевтическую деятельность утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (утверждено положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее – Положение).

Согласно п. 1 Положения оно устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно – медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организация), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.

Лицензирование фармацевтической деятельности является обязательным, носит заявительный характер.

Как следует из Устава ФИО1 <адрес> «<адрес> больница», ФАП, расположенный в <адрес>, является структурным подразделением ФИО1.

В соответствии с выпиской из реестра все спорные структурные подразделения ФИО1 имеют действующие лицензии на осуществление работы и оказываемых услуг: отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения.

ДД.ММ.ГГГГ Вязниковской межрайонной прокуратурой в адрес главного врача ФИО1 ВО «Вязниковская РБ» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о здравоохранении, связанных, в том числе с не обеспечением осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для населения указанными в лицензии фельдшерско-акушерскими пунктами.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ВО «Вязниковская РБ» представило сообщение о том, что во всех действующих ФАПах учреждения не осуществляется продажа лекарственными препаратами ввиду отсутствия оборудования и кадров

Анализ материалов гражданского дела позволяет суду придти к выводу о том, что розничная торговля лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерских пунктах не осуществляется, что влечет невыполнение функций по оказанию медицинской помощи населению, проживающих на территории населенного пункта – в <адрес> и близлежащего к нему, не имеющему пункты первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.

Таким образом, поскольку в нарушение требований норм федерального законодательства ФИО1 ВО «<адрес> больница» не организована розничная торговля лекарственными препаратами для населения через ФАПы, на территории обслуживания которых отсутствуют аптечные пункты, чем гражданам не обеспечена гарантированная государством доступность оказания качественной медицинской помощи по месту жительства, то суд полагает обоснованными требования прокурора и подлежащими удовлетворению.

Отсутствие персонала и оборудования, необходимого для осуществления фармацевтической деятельности, равно как и отсутствие в бюджете ФИО1 ВО «<адрес> больница» денежных средств и наличие кредиторской задолженности не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требовании прокурора, поскольку данное нарушение является социально значимым и может повлиять на гарантированные Конституцией РФ права граждан Российской Федерации по здравоохранению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ФИО1 совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что в целях организации розничной торговли в ФАПах необходимо соблюдения ряда процедур по приобретению базовой комплектации лекарственных средств, учитывая имеющуюся кредиторскую задолженность, суд считает возможным обязать ФИО1 организовать такую торговлю в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным и соответствующим балансу прав интересов сторон.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░1 ░░ «<░░░░░> ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░2 <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░2 <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2-1453/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Вязниковская межрайонная прокуратура
Ответчики
ГБУЗ ВО "Вязниковская районная больница"
Другие
Министерство здравоохранения администарции Владимирской области
Суд
Вязниковский городской суд Владимирской области
Судья
Киселева Янина Викторовна
Дело на сайте суда
viaznikovsky.wld.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее