КОПИЯ
Дело № 2-214/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 мая 2024 года Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Помигуева В.В.,
при секретаре Плехановой Д.О.,
с участием:
прокурора Шиверского Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Приаргунск гражданское дело по исковому заявлению Пичуева Владимира Ивановича к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании неустойки,
установил:
Истец Пичуев В.И. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании неустойки за задержку выплаты страховой суммы, сославшись на следующее.
ФИО1 был мобилизован для участия в специальной военной операции на территории Украины 24 сентября 2022 г., в связи с чем прибыл на территорию войсковой части 06705 для прохождения подготовительных сборов. Был зачислен в списки части, а также принял дела и должность.
27 сентября 2022 г. в войсковой части № рядовой ФИО1 был обнаружен мертвым.
Приказом командира воинской части ФИО1 исключен из списков личного состава части в связи со смертью, которая наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
Пичуев В.И. является отцом ФИО1 и, соответственно, единственным выгодоприобретателем по обязательственному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, иных членов семьи, определенных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», не имеется.
Пичуев В.И. направил в АО «СОГАЗ» заявление о выплате страховой суммы с комплектом предусмотренных Перечнем документов, которое было получено АО «СОГАЗ» 09 ноября 2022 г. Таким образом, страховая выплата должна была быть выплачена 9 декабря 2022 г. (так, в связи с мобилизацией увеличилась штатная численность военнослужащих, и поэтому срок увеличился для осуществления выплаты с 15 дней до 30 дней в соответствии с ранее указанной нормой закона).
Страховая выплата была произведена АО «СОГАЗ» 3 февраля 2023 года.
Ссылается на то, что в соответствии с п.4 ст.7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» в случае необоснованной задержки выплаты компенсации выгодоприобретателю выплачивается неустойка в размере 1 процента от суммы компенсации или от суммы доплаты, произведенной в связи с изменением ранее установленной группы инвалидности, за каждый день просрочки.
Указывает, что с 9 декабря 2022 г. по 3 февраля 2023 г. просрочено 55 дней, в соответствии с законом 1% это 29684 руб. от страховой суммы, а за 55 дней сумма неустойки составляет 1 632 620 руб.
Просит суд взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Пичуева Владимира Ивановича неустойку в соответствии с ч.4 ст.7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ в размере 1 632 620 руб.
Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (АО «СОГАЗ» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением судьи от 27 марта 2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена войсковая часть №.
В судебное заседание истец Пичуев В.И. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
В судебное заседание ответчик Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, представителя не направило. Представитель ответчика Иванов Л.М., действующий на основании доверенности, направил в суд письменные возражения по заявленным требованиям, просил в иске отказать. В возражениях ответчик указал, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
По результатам рассмотрения гражданского дела №2-115/2023 определением Приаргунского районного суда Забайкальского края от 28.03.2023 производство по гражданскому делу по иску Пичуева В.И. к АО «СОГАЗ» о взыскании страховой суммы в размере <данные изъяты> руб. прекращено.
Основанием для прекращения указанного гражданского дела явилось заявление Пичуева В.И. в связи с полным возмещением страховой суммы ответчиком и устранением обстоятельств, явившихся основанием для обращения в суд.
Обращаясь в суд с исковым заявлением о взыскании неустойки, Пичуев В.И. указывает о том, что страховое возмещение было выплачено 03.02.2023.
Определяющим моментом возникновения права и, как следствие, обязанности на осуществление выплаты являются обстоятельства получения АО «СОГАЗ» полного комплекта документов, предусмотренных Перечнем, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы.
На момент смерти ФИО1 между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» действовал государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2022-2023 гг. от 27 октября 2021 г. №, застрахованными лицами по которому выступали военнослужащие (за исключением военнослужащих, военная службы по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждане, призванные на военные сборы, отчисленные с военных сборов или окончившие военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. Государственный контракт действовал до 24 часов 00 минут 31 декабря 2023 г.
Лица, призванные на военную службу по мобилизации, согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. №, в данном контракте не поименованы.
С 23 января 2023 г. между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» был заключен государственный контракт №, действие которого распространялось на военнослужащих, за исключением лиц, застрахованных по государственному контракту от 27 октября 2021 г. №, в том числе на граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647.
После заключения данного контракта Министерство обороны Российской Федерации 23 января 2023 г. направило АО «СОГАЗ» выплатные документы, в том числе и заявление Пичуева В.И.
Поскольку на момент смерти жизнь и здоровье ФИО1, как мобилизованного на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647, не была предметом страхования по государственному контракту от 27 октября 2021 г. №, возможность получения страховой выплаты истцом возникла после заключения государственного контракта от 23 января 2023 г. №.
По заключению государственного контракта соответствующая страховая сумма была выплачена истцу в пределах установленного законом пятнадцатидневного срока.
Правовых оснований для выплат, до заключения государственного контракта от 23 января 2023 г. №, у ответчика не имелось.
Также указывает, что в связи с тем, что правоотношения по страхованию между истцом и ответчиком возникли в силу Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ и заключенного государственного контракта на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, выгодоприобретателем в правоотношениях по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц выступает лицо, застрахованное в порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья, следовательно, в отношении неустойки могут быть применены положения ст. 333 ГК РФ.
Указывает, что заявленная сумма неустойки в размере 1632620 руб. не является разумной и соответствующей последствиям нарушения обязательства.
Просит учесть то, что Вооруженными Силами Российской Федерации проводится специальная военная операция на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. В соответствии с п. 3 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации от 16.08.2024 №, к числу основных задач Минобороны России относится поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ. Таким образом, бюджетные обязательства должны расходоваться исключительно обоснованно и разумно.
В судебное заседание третье лицо АО «СОГАЗ», надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, представителя не направило. Представитель Карамова Ю.А., действующая на основании доверенности, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указала следующее.
27.10.2021 между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» заключен Государственный контракт № на оказание услуг по обязательному государственному страхованию в 2022-2023 годах жизни и здоровья военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - Государственный контракт).
В соответствии с пунктом Государственного контракта, срок страхования распространяется на страховые случаи, произошедшие с 00 часов 00 минут 1 января
2022 г. по 24 часов 00 минут 31 декабря 2023 г. включительно.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования в рамках Государственного контракта установлены в соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».
Круг лиц, имеющих право на получение страховой суммы в размере 3 131 729,56 руб. урегулирован частью 3 статьи 2 Закона № 52-ФЗ.
Страховая сумма, подлежащая выплате в 2022 году, составляла 2 968 464,08 руб., а в 2023 году составляет 3 131 729,56 руб. с учетом индексации на основании Постановления Правительства РФ от 26 января 2023 г. N 99 «Об индексации в 2023 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы». Вступает в силу с 4 февраля 2023 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
В качестве обоснования заявленных требований истец указывает, что комплект документов на выплату поступил в адрес АО «СОГАЗ» в ноябре 2022 г.
Указанное обстоятельство АО «СОГАЗ» не оспаривается о поступлении документов 12.11.2022, вход. №.
Вместе с тем, как следует из фактических обстоятельств, ФИО1 24.09.2022 был мобилизован на основании Указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
27.09.2022 мобилизованный ФИО1 умер от механической асфиксии, в результате преднамеренного самоповреждения путем повешения.
На момент первоначального поступления документов в АО «СОГАЗ» (12.11.2022 вход. №), последнее не имело правовых оснований рассматривать и производить выплату страховых сумм членам семьи мобилизованных, погибшим в ходе специальной военной операции, поскольку граждане, мобилизованные на основании Указа Президента РФ от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», не были отнесены к статусу военнослужащих и не были указаны в числе застрахованных в упомянутом выше Государственном контракте.
Вследствие отсутствия правового урегулирования на дату получения комплекта документов по ФИО1 как мобилизованному в части выплаты страховых сумм членам семьи мобилизованных, письмом АО «СОГАЗ» от 16.11.2022 № поступивший пакет документов по мобилизованному ФИО1 по акту приема-передачи был передан в Департамент военно-экономического анализа Министерства обороны Российской Федерации, поскольку вопросами выплат мобилизованным и (или) их членам семьи занималось Министерство обороны РФ.
В последующем, письмом Министерства обороны РФ в лице Департамента военно-экономического анализа от 23.01.2023 № направлены выплатные документы в адрес АО «СОГАЗ» (вход. № от 24.01.2023), в том числе по мобилизованному ФИО1, для рассмотрения вопроса по выплатам страховых сумм во исполнение заключенного с АО «СОГАЗ» Государственного контракта от 23.01.2023 № на оказание услуг по выплате компенсации лицам, которым причитаются страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (мобилизованным).
03.02.2023 платежным поручением №, то есть в пределах срока (15-дневного), указанного в части 4 статьи 11 Закона № 52-ФЗ, истцу было перечислено <данные изъяты> руб.
Таким образом, вопрос выплат страховых сумм членам семьи мобилизованных, умерших в период СВО, разрешился только заключением Государственного контракта от 23.01.2023 №, соответственно, с 24.01.2023 до момента перечисления 03.02.2023 Пичуеву В.И. прошло 11 (одиннадцать) дней.
В судебное заседание третье лицо войсковая часть № представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
На основании положений ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, третьих лиц.
Участвующий в деле прокурор Шиверский Е.М. в заключении указал, что исковые требования подлежат удовлетворению с учетом разумности и соразмерности последствиям нарушенного обязательства.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24 сентября 2022 г. ФИО1 был мобилизован для участия в специальной военной операции на территории Украины, в связи с чем прибыл на территорию войсковой части № для прохождения подготовительных сборов. Был зачислен в списки части, а также принял дела и должность.
27 сентября 2022 г. в войсковой части № рядовой ФИО1 был обнаружен мертвым. Как следует из свидетельства о смерти, ФИО1 умер 27 сентября 2022 г., место смерти в/ч №.
Приказом командира воинской части от 03.10.2022 № ФИО1 исключен из списков личного состава части в связи со смертью, которая наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
Пичуев В.И. является отцом ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении. Пичуев В.И. является единственным выгодоприобретателем по обязательственному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, иных членов семьи, определенных пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, не имеется.
27 октября 2021 г. между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» был заключен государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2022-2023 гг. №, застрахованными лицами по которому выступали военнослужащие (за исключением военнослужащих, военная службы по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждане, призванные на военные сборы, отчисленные с военных сборов или окончившие военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. Государственный контракт действовал до 24 часов 00 минут 31 декабря 2023 г.
Лица, призванные на военную службу по мобилизации согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647, в данном контракте не поименованы.
03 ноября 2022 г. Пичуев В.И. обратился в АО «СОГАЗ» с заявлением о выплате страховой суммы в связи со смертью сына ФИО1
12 ноября 2022 г. документы на выплату страховой суммы поступили в АО «СОГАЗ».
16 ноября 2022 г. АО «СОГАЗ» поступивший пакет документов по мобилизованному ФИО1 по акту приема-передачи был передан в Департамент военно-экономического анализа Министерства обороны Российской Федерации.
23 января 2023 г. Министерство обороны РФ в лице Департамента военно-экономического анализа направило выплатные документы в адрес АО «СОГАЗ», в том числе по мобилизованному ФИО1, для рассмотрения вопроса по выплатам страховых сумм во исполнение заключенного с АО «СОГАЗ» Государственного контракта от 23.01.2023 № на оказание услуг по выплате компенсации лицам, которым причитаются страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (мобилизованным).
23 января 2023 г. Пичуев В.И. обратился в Приаргунский районный суд Забайкальского края с исковым заявлением к АО «СОГАЗ» о взыскании страховой суммы (поступившим в суд 06.02.2023), которое было принято к производству суда.
03 февраля 2023 г. АО «СОГАЗ» зачислило на банковский счет истца страховую сумму в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается расширенной выпиской по счету (л.д.11).
В связи с поступлением истцу страховой суммы, Пичуев В.И. заявил отказ от исковых требований о взыскании страховой суммы.
Определением Приаргунского районного суда Забайкальского края от 28 марта 2023 г. принят отказ истца от иска к АО «СОГАЗ» о взыскании страховой суммы, производство по делу в указанной части прекращено, определение суда вступило в законную силу 19.04.2023.
Истец Пичуев В.И. обратился в суд с иском к АО «СОГАЗ» о взыскании неустойки за задержку выплаты страховой суммы, просил взыскать с АО «СОГАЗ» в его пользу неустойку за период просрочки с 24 ноября 2022 г. по 3 февраля 2023 г. (70 дней) в размере <данные изъяты> руб.
Решением Приаргунского районного суда Забайкальского края от 18 июля 2023 г. в удовлетворении иска Пичуева В.М. к АО «СОГАЗ» о взыскании неустойки за задержку выплаты страховой суммы отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 16 января 2024 г. решение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 18 июля 2023 г. оставлено без изменения.
Истец Пичуев В.И. обратился с требованиями о взыскании неустойки к Министерству обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, сотрудников Войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации".
Статья 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ устанавливает, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования. Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ предусмотрено, что если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование по причине признания несостоявшимся соответствующего конкурентного способа определения страховщика, выбранного страхователем для осуществления закупки, или отсутствия возможности заключения договора страхования с единственным поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо отсутствия страховщика, имеющего доступ к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, то при наступлении страхового случая такой страхователь выплачивает лицам, которые указаны в пункте 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и которым причитались бы страховые суммы (далее - лица, имеющие право на получение компенсации), компенсацию.
Согласно пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, компенсация выплачивается в размере и на условиях, которые определены в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен содержать в том числе порядок принятия решения о выплате компенсации, перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате компенсации, способы ее выплаты, способы предоставления лицам, имеющим право на получение компенсации, информации об их правах и об обязанности должностных лиц страхователя по выплате компенсации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, страхователь, не осуществивший обязательного государственного страхования, обязан выплатить компенсацию в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения о ее выплате. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, компенсация выплачивается в 30-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения о ее выплате.
В случае необоснованной задержки выплаты компенсации выгодоприобретателю выплачивается неустойка в размере 1 процента от суммы компенсации или от суммы доплаты, произведенной в связи с изменением ранее установленной группы инвалидности, за каждый день просрочки (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ).
Исходя из пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ к отношениям между лицом, имеющим право на получение компенсации и страхователем, не осуществившим обязательного государственного страхования, по выплате компенсации применяются положения пунктов 2.1 - 4 ст. 7, ст. 10, абзацев 2 и 3 п. 1, пунктов 2 и 3 ст. 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 10 статьи 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, в случае, если после начала действия договора страхования количество лиц, жизнь и здоровье которых подлежат обязательному государственному страхованию, увеличилось и при этом отсутствует возможность внесения соответствующих изменений в договор страхования, при наступлении страхового случая таким лицам выплачивается компенсация.
Выплата компенсации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется страховщиком, с которым страхователем заключен договор страхования, при наличии согласия страховщика. Денежные средства, затраченные на выплату компенсации, возмещаются страховщику страхователем.
При отсутствии согласия страховщика на выплату компенсации указанная компенсация выплачивается страхователем.
Таким образом, основанием наступления ответственности страхователя перед выгодоприобретателем, с учетом положений статей 7 и 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, является отсутствие самого факта заключения страхователем договора обязательного государственного страхования со страховщиком на соответствующий период времени или заключение страхователем договора страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении N 24-п по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", страхователь, не осуществивший обязательное государственное страхование или заключивший соответствующий договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с установленными Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", при наступлении страхового случая несет, как следует из пункта 1 статьи 7 данного Федерального закона, ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.
Будучи гарантией прав выгодоприобретателей по договору обязательного государственного страхования, такая ответственность является вместе с тем способом, побуждающим к исполнению конституционно-правовой обязанности государства возместить вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц при прохождении ими службы, который предусмотрен законом, в том числе для случаев, когда возмещение вреда путем выплаты страховой суммы не было обеспечено вследствие того, что такой договор заключен не был.
Следовательно, выплата выгодоприобретателю соответствующей суммы при отсутствии заключенного договора обязательного государственного страхования направлена на обеспечение гарантированного законом страхового возмещения, причем в том же размере, в каком страховщик должен был выплатить страховую сумму по своевременно заключенному договору страхования, включая неустойку за ее необоснованную задержку. Такое понимание ответственности перед выгодоприобретателем по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц не расходится с предписаниями статьи 969 ГК Российской Федерации, в силу которых обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий может осуществляться как на основании договоров страхования, заключаемых страховщиками и страхователями, так и непосредственно на основании законов и иных правовых актов.
Само по себе отсутствие договора страхования не отменяет указанную конституционно-правовую обязанность, а, напротив, предполагает необходимость ее надлежащего исполнения в специально предусмотренном законом порядке, что согласуется со статьей 8 ГК Российской Федерации, в силу которой гражданские права и обязанности возникают не только из договоров, но и, в частности, из актов государственных органов, предусмотренных законом в качестве основания возникновения этих прав и обязанностей, вследствие действий или событий, с которыми закон либо иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Не отменяется при этом и действие общих гражданско-правовых оснований ответственности за нарушение обязательства, включая вину, с тем условием, что бремя доказывания отсутствия вины несет, по общему правилу, лицо, нарушившее обязательство (пункты 1 и 2 статьи 401 ГК Российской Федерации).
По буквальному смыслу пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", отсутствие договора обязательного государственного страхования или его несвоевременное заключение не могут служить основанием для освобождения страхователя от обязанности возместить вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ страховые суммы выплачиваются в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2000000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Страховая сумма, подлежащая выплате в 2022 году, составляла 2968464,05 руб., а в 2023 году составляла 3131729,56 руб.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ являются супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица.
Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2018 г. N 18-П пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение не предполагает отказ выгодоприобретателю в выплате неустойки за необоснованную задержку страховщиком выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья в соответствии с названным федеральным законом за период после истечения 15-дневного срока со дня получения им от выгодоприобретателя документов для принятия решения о выплате страховых сумм со ссылкой на наличие между ними судебного спора о выплате страховых сумм, решение по которому принято в пользу выгодоприобретателя, если из состава и содержания полученных от выгодоприобретателя документов следовало, что право на получение страховых сумм возникло у выгодоприобретателя до его обращения за судебной защитой.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названном постановлении, а также в постановлении от 18 июня 2018 г. N 24-П, в случаях, когда право на выплату страховой суммы было предметом судебного спора, срок задержки выплаты страховой суммы может быть связан и со вступлением в законную силу судебного акта, которым подтверждается наличие у застрахованного лица права на получение страховой суммы (например, на основании обосновывающих юридические факты документов, которые ранее страховщику не предоставлялись) и признано его нарушение. Если суд установит, что право на получение страховой суммы возникло у выгодоприобретателя до его обращения за судебной защитой (то есть представленные страховщику документы свидетельствовали о наличии у него данного права), то и срок, за который подлежит взысканию неустойка, сам по себе не может быть обусловлен собственно вступлением в законную силу судебного акта. Соответственно, при возникновении спора о праве выгодоприобретателя на получение страховых сумм обоснованность задержки выплаты ему этих сумм страховщиком относится к обстоятельствам, которые подлежат оценке рассматривающим спор судом, и обязанность по ее доказыванию лежит на страховщике, который как профессиональный участник рынка страховых услуг должен избегать принятия необоснованных решений, касающихся выплаты страховых сумм.
Из приведенных норм материального права с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих в части мер ответственности, применяемых к страховщику, урегулированы специальным законом - Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, которым предусмотрено, что к страховщику в случае несвоевременного исполнения им обязательств по выплате страховой суммы выгодоприобретателю и установления судом неправомерности и необоснованности такой задержки, в том числе в тех случаях, когда решение суда о взыскании страховых сумм в пользу выгодоприобретателя принимается по спору в защиту уже существующего права (то есть когда представленные выгодоприобретателем страховщику документы свидетельствовали о наличии у него права на получение страховых сумм), нарушенного отказом в его признании и (или) отказом от исполнения обязанностей со стороны страховщика, применяется мера ответственности в виде неустойки, которая подлежит исчислению за период после истечения 15-дневного срока со дня получения страховщиком от выгодоприобретателя документов для принятия решения о выплате страховых сумм.
Однако при возникновении спора о праве на страховые выплаты, возникшего из правоотношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и связанного с установлением обстоятельств и условий наступления страхового случая, неустойка, предусмотренная пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, может быть взыскана со страховщика в пользу выгодоприобретателя за просрочку выплаты страхового возмещения только с момента неисполнения в установленный законом срок вступившего в законную силу решения суда о назначении страхового возмещения.
Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию определены статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.
Согласно абз. 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ, страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе, военных сборах.
Как следует из материалов дела, ФИО1 был мобилизован 24 сентября 2022 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
16 ноября 2022 г. АО «СОГАЗ» направило поступившие 12 ноября 2022 г. документы на выплату страховой суммы Пичуеву В.И. в связи со смертью мобилизованного ФИО1 директору Департамента военно-экономического анализа Министерства обороны Российской Федерации, поскольку заключенным между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» Государственным контрактом № на оказание услуг по обязательному государственному страхованию в 2022-2023 годах жизни и здоровья военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, граждане, мобилизованные на основании Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» не были указаны в числе застрахованных в указанном государственном контракте.
23 января 2023 г. между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» заключен Государственный контракт № на оказание услуг по выплате компенсации лицам, которым причитаются страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, в 2023 году для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 1.1.2 данного контракта предусмотрено, что лица, имеющие право на получение компенсации – военнослужащие, за исключением лиц, застрахованных по государственному контракту обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих Минобороны России от 27 октября 2021 г. №, в том числе граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
Таким образом, условиями указанного контракта предусмотрено право на получение компенсации для категории военнослужащих, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», к категории которых относится ФИО1
При этом условиями Государственного контракта № от 27.10.2021, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ», граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации не были указаны в числе застрахованных лиц.
После заключения Государственного контракта № от 23 января 2023 г. АО «СОГАЗ» перечислило Пичуеву В.И. страховую сумму в размере <данные изъяты> руб. платежным поручением от 03.02.2023 №.
Таким образом, страховая сумма получена Пичуевым В.И. 03.02.2023, то есть в связи с несвоевременным заключением Министерством обороны Российской Федерации контракта (в связи с призванием на военную службу по мобилизации) допущена задержка в выплате положенных выплат истцу в связи со смертью мобилизованного ФИО1
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Министерство обороны Российской Федерации, как страхователь, не осуществивший своевременное обязательное государственное страхование по наступившему страховому случаю - смерти застрахованного лица, в период прохождения службы, несет ответственность перед выгодоприобретателем Пичуевым В.И. в виде неустойки за нарушение его права на своевременное получение страховой суммы, предназначавшейся ему в силу норм Федерального закона от 28 марта 1998 года N52-ФЗ в связи со смертью сына.
Истцом заявлен период взыскания неустойки с 9 декабря 2022 г. по 3 февраля 2023 г. (55 дней). Суд полагает, что период взыскания неустойки подлежит исчислению с 16 декабря 2022 г., поскольку документы для выплаты страховой суммы поступили в Министерство обороны Российской Федерации 16 ноября 2022 г., поэтому с учетом установленного 30-дневного срока для страховой выплаты, компенсация подлежала выплате не позднее 16 декабря 2022 г. Таким образом, период просрочки выплаты составляет с 16 декабря 2022 г. по 3 февраля 2023 г. (50 дней).
Таким образом, размер неустойки в размере 1 процента от суммы компенсации составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> х 1% х 50).
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющее право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 г. N 185-О-О, от 22 января 2014 г. N 219-О, от 24 ноября 2016 г. N 2447-О, от 28 февраля 2017 г. N 431-О).
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свободы других лиц. Именно поэтому в пункте 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 263-О).
Таким образом, при определении размера неустойки, подлежащей взысканию с должника в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. При этом суд должен учитывать, что неустойка, являясь способом обеспечения исполнения обязательства должником, не должна служить средством обогащения кредитора, в данном случае выгодоприобретателя.
Ответчик ссылался на несоразмерность заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства, её чрезмерность по сравнению с последствиями нарушения обязательства.
Как следует из материалов дела, истец получил страховую выплату 3 февраля 2022 г. в размере <данные изъяты> руб., при этом в случае получения страховой выплаты в 2022 году её размер должен был составить 2968464,05 руб. То есть страховая выплата была индексирована и разница в индексации составила <данные изъяты> руб. То есть, учитывая, что с момента наступления срока для страховой выплаты до её выплаты заявителю прошел незначительный период времени, соответственно истцу не причинен значительный ущерб. Поэтому заявленная к взысканию неустойка является несоразмерной последствиям нарушения обязательства.
Суд, рассматривая заявленные требования, приходит к выводу о необходимости снижения размера неустойки с учетом разумности и соразмерности до 10% от её размера.
Таким образом, в пользу Пичуева В.И. следует взыскать неустойку в размере 148423 руб. (1484232,03 х 10%), в остальной части требований следует отказать.
решил:
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 7704252261) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 7704252261) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 148423 ░░░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22 ░░░ 2024 ░░░░
«░░░░░ ░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.___________ ░░░░░░░░░ ░░░░ ______________░░░2 «_____»_______________20___ ░. |
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-214/2024 (░░░) № ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.