Дело №2-4476/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2023г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Дедовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области, СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» о возложении обязанности по выделению денежных средств и организации стационарного электрического освещения проезжей части дороги,
у с т а н о в и л:
прокурор Заднепровского района г.Смоленска, уточнив требования, обратился в суд с иском в защиту прав свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам о возложении на Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству (после переименования - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области обязанности) обязанности по выделению в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу денежных средств для организации стационарного электрического освещения проезжей части дороги от <адрес> до поворота (<адрес>), а на СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» - обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор технологического присоединения и выполнить соответствующие строительно-монтажные работы, сославшись на то, что в нарушение законодательства о транспортной безопасности, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации упомянутая дорога общего пользования, расположенная в границах городского округа, не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения - на упомянутом участке дороги отсутствует искусственное освещение, что создает угрозу нарушения прав граждан на безопасное дорожное движение.
Представитель прокуратуры ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области ФИО4 в ходе рассмотрения дела сослался на то, что обязанность по проведению работ, направленных на организацию стационарного электрического освещения проезжей части дороги по <адрес>, возложена на СОГБУ «Смоленскавтодор».
Представитель СОГБУ «Смоленскавтодор» ФИО5 в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации г.Смоленска Титова Е.В. в судебном заседании сослалась на то, что в связи с вступлением в законную силу Закона Смоленской области от 21.04.2022 №25-з «О перераспределении полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности между органами местного самоуправления города Смоленска и органами государственной власти Смоленской области» полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения в г.Смоленске переданы от Администрации г.Смоленска Министерству транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа относит автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (ч.11 ст.5).
В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог – ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичные положения закреплены в п.5 ч.1 ст.41 Устава г.Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №164, который относит решение данных вопросов к компетенции Администрации города Смоленска.
В соответствии с абз.7 п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Как предусмотрено ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог п.5 ст.3 Федерального закона от 08.11.2017 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, подп.4 п.4 которой предусмотрено, что к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относится устройство электроосвещения.
По правилам п.4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно п.п.2.5, 9.1 «СНиП 2.05.02-85. Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги», утв. постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 №233, наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов обязательно, а сети освещения, являющиеся техническими средствами организации дорожного движения, относятся к обустройству дорог.
На основании п.6.9.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с постановлением Администрации г.Смоленска от 17.10.2022 №2973-адм «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения города Смоленска и внутриквартальных проездов города Смоленска» автомобильная дорога по <адрес> относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения г.Смоленска.
Поведенной прокуратурой Заднепровского района г.Смоленска проверкой соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории г.Смоленска установлено, что на проезжей части дороги от дома <адрес> до поворота (дом <адрес>) отсутствует стационарное электрическое освещение.
Наличие данных недостатков, вследствие которых упомянутая дорога местного значения является опасной для использования по назначению, подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами и ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
До настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения действующего законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения не устранены.
На основании ст.13.2 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления дорожной деятельности, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законом Смоленской области от 21.04.2022 №25-з «О перераспределении полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности между органами местного самоуправления города Смоленска и органами государственной власти Смоленской области» перераспределены полномочия органов местного самоуправления г.Смоленска по осуществлению дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска между органами местного самоуправления г.Смоленска и органами государственной власти Смоленской области (ст.1).
По правилам ч.1 ст.2 упомянутого Закона полномочия органов местного самоуправления г.Смоленска по осуществлению дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска осуществляются органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области. Перераспределение названных полномочий устанавливается до 01.01.2028.
Во исполнение указанного областного закона Администрацией Смоленской области принято постановление от 28.09.2022 №683, в силу которого исполнительным органом Смоленской области, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска определен Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству. Данное постановление вступило в силу 01.01.2023 и действует до 01.01.2028.
Таким образом, в рамках произведенного перераспределения полномочий между органами исполнительной власти Смоленской области и органами местного самоуправления с 01.01.2023 и до 01.01.2028 исполнительным органом Смоленской области, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска, является Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, который в соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 26.01.2023 №128-р/адм наряду с подведомственными ему организациями обеспечивает с 01.01.2023 проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения города Смоленска и перечню внутриквартальных проездов города Смоленска, утвержденным постановлением Администрации города Смоленска от 17.10.2022 №2973-адм.
Согласно п.1 приказа Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству от 30.12.2022 №253 СОГБУ «Смоленскавтодор» на период с 01.01.2023 до 01.01.2028 уполномочено на обеспечение реализации полномочий Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 18.11.2022 №1640-р/адм утверждены изменения, вносимые в Устав СОГБУ «Смоленскавтодор», утв. распоряжением Администрации Смоленской области от 12.01.2006 №13-р/адм, которыми предусмотрено осуществление названным учреждением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска.
Приказом Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству от 07.07.2023 №111 СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» определено в качестве учреждения, уполномоченного на обеспечение реализации полномочий Департамента по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог мастного значения в границах г.Смоленска.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п.п.3, 6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
По смыслу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа предполагает полную ответственность уполномоченного органа за решение названных вопросов, затрагивающих повседневные проблемы населения данного муниципального образования.
В настоящее время ответственным за содержание автомобильной дороги по <адрес> является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области, а, следовательно, последнее обязано обеспечить, в том числе через СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» ее надлежащее техническое состояние, устройство электроосвещения и соответствующее финансирование.
Упомянутое выше бездействие уполномоченного органа, сопряженное с нарушением требований действующего законодательства, создает угрозу безопасности дорожного движения и, как следствие, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, гарантированных государством и обеспечиваемых путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
При таком положении, суд возлагает на упомянутое Министерство обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» денежные средства на организацию стационарного электрического освещения проезжей части дороги от дома <адрес> до поворота (дом <адрес>), а именно – на заключение договора технологического присоединения и выполнение соответствующих строительно-монтажных работ, а на СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» - обязанность в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу организовать стационарное электрическое освещение проезжей части дороги от дома <адрес> до поворота (дом <адрес>) в соответствии с требованиями ГОСТ Р52766-2007, а именно – заключить договор технологического присоединения и выполнить соответствующие строительно-монтажные работы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на организацию стационарного электрического освещения проезжей части дороги от дома <адрес> до поворота (дом <адрес>), а именно - на заключение договора технологического присоединения и выполнение соответствующих строительно-монтажных работ.
Обязать СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать стационарное электрическое освещение проезжей части дороги от <адрес> до поворота (<адрес>) в соответствии с требованиями ГОСТ Р52766-2007, а именно – заключить договор технологического присоединения и выполнить соответствующие строительно-монтажные работы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В.Кудряшов
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска Е.Е. Дедованаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции 22.12.2023. |
УИД: №
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-4476/2023