по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028
г.Йошкар-Ола 19 июля 2019 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием законного представителя директора ООО «Фабрика Маритал», Зимина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Фабрика Маритал» Зимина А.С. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, которым
Общество с ограниченной ответственностью «Фабрика Маритал», расположенное по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшееся,
привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл ФИО2 № от 23 мая 2019 года Общество с ограниченной ответственностью «Фабрика Маритал» (далее по тексту – ООО «Фабрика Маритал») привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Фабрика Маритал» Зимин А.С. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить указанное постановление и заменить административную ответственность Общества в виде штрафа на предупреждение. В обоснование жалобы указал, что при назначении административного наказания административный орган не учел, что санкция статьи предусматривает назначение административного наказания в виде предупреждения, однако административный орган применил более суровое наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей. Как следует из оспариваемого постановления, административным органом установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Считает, что выявленные нарушения сами по себе не влекут угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Доказательства, подтверждающие, что выявленные административным органом нарушения повлекли или могут повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, либо причинили имущественный ущерб, в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах административный орган был обязан применить административное наказание в виде предупреждения за совершение вмененного обществу нарушения, а не штраф.
В судебном заседании законный представитель ООО «Фабрика Маритал» Зимин А.С. доводы и требования жалобы подержал.
Выслушав Зимина А.С., исследовав материалы дела Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статьи 20 ТК РФ работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной на основании распоряжения № от 05 февраля 2019 года Государственной инспекцией труда в Республике Марий Эл в период с 21 февраля 2019 года по 12 марта 2019 года плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ООО «Фабрика Маритал», выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства и требований охраны труда.
В ходе проверки были представлены личные карточки учета выдачи СИЗ. Были представлены товарные и кассовые чеки за период 2017,2018 и январь 2019.
Респираторы РПГ-67 с наголовником в количестве 4 шт., респиратор БРИЗ-1106 в количестве 10 шт. и от пыли в количестве 9 шт. приобретены 15 августа 2017 год, выдавались как дежурные. Сапоги ПВХ в количестве 5 пар приобретены 31 октября 2018 года. Кому выдано, установить не представляется возможным.
В нарушение статей 212, 221 Трудового кодекса РФ, ФИО4, слесарю-сантехнику, не выданы сапоги резиновые с защитным подноском, щиток лицевой или очки защитные до износа СИЗОД фильтрующее или изолирующее до износа, в соответствии с пунктом 148 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда и соцзащиты от 09 декабря 2014 года № 997н (далее по тексту – Типовые нормы);
-плотник ФИО5 не обеспечен очками защитными, в соответствии с пунктом 127 Типовых норм;
-мастер ФИО6 не обеспечена халатом х/б в количестве 1 штуки на год, сапогами резиновыми 2 пары на год, очками защитными до износа, респиратором до износа, в соответствии с пунктом 285 Типовых норм;
-аппаратчик дубления ФИО7 не обеспечен костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой сроком носки 1 штука на год, фартуком прорезиненным с нагрудником в количестве 2 штук на год, очками защитными до износа, в соответствии с пунктом 276 Типовых норм;
- мездрильщик ФИО8 не обеспечен костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой сроком носки 1 штуки на год, фартуком прорезиненным с нагрудником в количестве 2 штук на год, в соответствии с пунктом 288 Типовых норм;
- красильщик меха и шубной овчины ФИО9 не обеспечен костюмом хлопчатобумажным сроком носки 1 штуки на год, фартуком прорезиненным с нагрудником в количестве 2 штук на год, ботинками кожаными в количестве 1 пары на год, респиратором до износа, наколенниками в количестве 2 пары, в соответствии с пунктом 283 Типовых норм;
-транспортировщик ФИО10 не обеспечен костюмом хлопчатобумажным 1 шутки сроком носки на 9 месяцев, фартуком прорезиненным с нагрудником в количестве 2 штук на год, ботинками кожаными в количестве 1 пара на год, на наружных работах зимой дополнительно: куртка, брюки на утепляющей прокладке со сроком носки по поясам, в соответствии с пунктом 306 Типовых норм;
-швеи ФИО11, ФИО12, ФИО13, скорняки-раскройщики ФИО14, ФИО15, не обеспечены халатами х/б, в соответствии с пунктами 313, 314, 315 Типовых норм;
-отделочники меховых шкурок ФИО16, ФИО17, ФИО18 не обеспечены костюмом хлопчатобумажным 1 штуки сроком носки на 9 месяцев, фартуком прорезиненным с нагрудником в количестве 2 штуки на год, отделочники ФИО19, ФИО20, ФИО21 не обеспечены фартуком прорезиненным с нагрудником, в соответствии с пунктом 292 Типовых норм, отсутствуют сертификаты соответствия выдаваемых средств индивидуальной защиты.
В нарушение пункта 9 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. № 290 н, в карточках учета и выдачи СИЗ отсутствуют сведения о сертификате соответствия выдаваемых СИЗ, сведения о положенных к бесплатной выдаче СИЗ в полном объеме и сроки их носки.
Также в нарушение статьи 223 Трудового кодекса РФ, пункта 2.35.ПОТ РМ 004-97 Межотраслевых правил по охране труда при использовании химических веществ, в рабочем помещении склада химических веществ ООО «Фабрика Маритал» не оборудован пост для оказания первой помощи, укомплектованный аптечкой для оказания первой помощи с медикаментами, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 №169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам", отсутствуют: пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой 1 шт., салфетки марлевые медицинские стерильные - 1 уп., ножницы для разрезания повязок по Листеру - 1 шт., салфетки антисептические из бумажного текстилеподобного материала стерильные спиртовые - 5 шт., перчатки медицинские нестерильные, смотровые - 2 шт., маска медицинская нестерильная 3-слойная из нетканого материала с резинками или с завязками - 5 шт., покрывало спасательное изотермическое -1 шт., жгут кровоостанавливающий - 1 шт., и др.
В нарушение статьи 212 Трудового кодекса РФ, пункта 11.1 ПОТ РМ 004-97 Межотраслевые правила по охране труда при использовании химических веществ, в складском помещении хранения химических веществ отсутствует фартук прорезиненный, на представленный противогаз нет документов по сроку годности сменного фильтра.
В нарушение статьи 212 Трудового кодекса РФ, статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктов 2.1, 2.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279), в производственном помещении сырейно-красильного участка перед миксером для крашения напольное покрытие, на котором установлена рабочая площадка для обслуживания миксера, имеет значительные повреждения в зоне технологического сточного канала, что не исключает возможности сдвига и опрокидывания рабочей площадки.
В нарушение статьи 212 Трудового кодекса РФ, пункта 27 Правил по охране труда при размещении монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утвержденных приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 23.06.2016 № 210 н, технологический сточный канал сырейно-красильного участка у миксеров крашения, а также углубление в полу возле производственного оборудования без инвентарного номера, находящегося на ремонте, не закрыты перекрытиями.
В нарушение статьи 212 Трудового кодекса РФ, пункта 2.1.5. ГОСТа 12.2.003-91 Оборудование производственное. Общие требования безопасности, подпунктов б), д) пункта 5.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная, на ограждениях движущихся механизмов Б-МД (разбивочных машин), а также на внутренних поверхностях откидывающихся ограждений рабочих валов мездрильных машин и других, не применена сигнальная окраска, на ограждении машин Б-МД - отсутствуют знаки безопасности, указывающие на возможность затягивания при вращении механизма (открывающиеся дверцы не сблокированы с приводом рабочего механизма).
Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца 7 части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Согласно статьи 223 Трудового кодекса РФ, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в том числе, обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии с пунктом 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года № 290н, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.
Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
В соответствии с Приложением № 4 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 08.12.1997 № 61 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашитых в организации легкой промышленности предусмотрена бесплатная выдача следующих средств индивидуальной защиты:
Раздел: XIX. Меховое и овчинно-шубное производства:
пункт 276. Аппаратчик дубления должен быть обеспечен костюмом хлопчатобумажным отталкивающей пропиткой сроком носки 1 на год, фартуком прорезиненным с нагрудником в количестве 2 на год, сапогами резиновыми в количестве 2 пар на год, перчатками резиновыми 3 пары на год и очками защитными до износа;
пункт 283. Красильщик меха и шубной овчины должен быть обеспечен костюмом хлопчатобумажным сроком носки 1 на год, фартуком прорезиненным с нагрудником в количестве 2 на год, ботинками кожаными в количестве 1 пары на год, перчатками резиновыми 12 пар на год, респиратором до износа, наколенниками в количестве 2 пары;
пункт 285. Мастер смены при работе в мокрых сырейно-красильных цехах должен быть обеспечен халатом х/б в количестве 1 на год, сапогами резиновыми 2 пары на год, перчатками резиновыми 4 пары, очками защитными до износа, респиратором до износа;
пункт 288. Мездрильщик должен быть обеспечен костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой сроком носки 1 на год, фартуком прорезиненным с нагрудником в количестве 2 на год, ботинками кожаными или сапогами резиновыми в количестве 1 пара на год;
пункт 292. Отделочник меховых шкурок должен быть обеспечен костюмом хлопчатобумажным сроком носки 1 на 9 месяцев, фартуком прорезиненным с нагрудником в количестве 2 на год;
пункт 306. Транспортировщик должен быть обеспечен костюмом хлопчатобумажным сроком носки 1 на 9 месяцев, фартуком прорезиненным с нагрудником в количестве 2 на год, ботинками кожаными в количестве 1 пара на год, рукавицами комбинированными 4 пары на год, на наружных работах зимой дополнительно: куртка, брюки на утепляющей прокладке, валенки со сроком носки по поясам.;
пункты 313, 314, 315. Раскройщик, скорняк-раскройщик, швея должны быть обеспечены халатами хлопчатобумажными;
пункт 264. Слесарь-ремонтник по сырейно-красильному производству должен быть обеспечен костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой сроком носки 1 на год, сапогами кирзовыми в количестве 1 пара на год, рукавицами комбинированными 4 пары на год; на наружных работах зимой дополнительно: куртка, брюки на утепляющей прокладке, валенки со сроком носки по поясам;
В соответствии с пунктом 56 Типовых норм, утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 09 декабря 2014 г. № 997н, оператор котельной должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, щитком лицевым или очками защитными, каской защитной до износа.
В соответствии с пунктом 148 Типовых норм, утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 09 декабря 2014 г. № 997н, слесарь-сантехник должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитным подноском, щитком лицевым или очками защитными до износа, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим или изолирующим до износа, перчатками резиновыми или с полимерным покрытием 12 пар на год.
В соответствии с пунктом 189 электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием 12 пар на год или перчатками с точечным покрытием, щитком защитным лицевым или очками защитными до износа, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим до износа, ботами или галошами диэлектрическими и перчатками диэлектрическими дежурными.
В соответствии с пунктом 127 Типовых норм, утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 09 декабря 2014 г. № 997н, плотник должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, очками защитными до износа, перчатками с полимерным покрытием 12 пар на год.
Согласно пункта 2.35.ПОТ РМ 004-97 Межотраслевых правил по охране труда при использовании химических веществ, в рабочих помещениях должны быть организованы места для оказания экстренной первой помощи при возможном поражении вредными остротоксичными химическими веществами (кислотами, щелочами).
В соответствии с пунктом 6.2. ПОТ РМ 004-97, складские помещения химических веществ должны быть оснащены аптечкой со средствами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи.
Аптечка для оказания первой помощи должна быть укомплектована согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 № 169 н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
В соответствии с пунктом 36 ПОТ РМ 004-97 Межотраслевые правила по охране труда при использовании химических веществ, в производственных помещениях, где проводятся работы с вредными химическими веществами, для промывания глаз и кожи должны быть устроены аварийные души и фонтанчики.
Согласно пункта 11.1 ПОТ РМ 004-97 «Межотраслевые правила по охране труда при использовании химических веществ, работающие с химическими веществами» должны снабжаться средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды и специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Согласно пункта 304 Приложения № 4 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 08.12.1997 № 61 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в организации легкой промышленности», составитель химических растворов должен снабжаться костюмом х/б с водоотталкивающей пропиткой, фартуком прорезиненным, сапогами резиновыми, очками защитными до износа, противогазом до износа.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться по средством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технической обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно пунктов 2.1, 2.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279), производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников, ответственных за сохранность этих объектов. Кроме систематического наблюдения за эксплуатацией зданий и сооружений специально на то уполномоченными лицами, все производственные здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам.
В соответствии с пунктом 27 «Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования», утвержденных приказом Минтруда соцзащиты РФ от 23.06.2016 № 210 н, каналы, приямки и другие углубления в полу произволе венных помещений должны быть закрыты прочными перекрытиями (плитам углубления и площадки, выступающие над уровнем пола более чем на 0,3 м, должны быт ограждены перилами высотой не менее 1,1м.
Согласно п. 2.1.5. ГОСТа 12.2.003-91 Оборудование производственное. Общие требования безопасности, движущиеся части производственного оборудования, являющиеся возможным источником травмоопасности, должны быть ограждены или расположены так, чтобы исключалась возможность прикасания к ним работающего или использованы другие средства (например двуручное управление), предотвращающие травмирование.
Если функциональное назначение движущихся частей, представляющих опасность, не допускает использование ограждений или других средств, исключающих возможность прикасания работающих к движущимся частям, то конструкция производственного оборудования должна предусматривать сигнализацию, предупреждающую о пуске оборудования, а также использование сигнальных цветов и знаков безопасности.
В соответствии пунктом 5.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2015 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная, желтый сигнальный цвет следует применять для:
б) обозначения узлов и элементов оборудования, машин и механизмов, неосторожное обращение с которыми представляет опасность для людей: открытых движущихся узлов, кромок оградительных устройств, не полностью закрывающих ограждений движущихся элементов (шлифовальных кругов, фрез, зубчатых колес, приводных ремней, цепей и т.п.)...
д) внутренних поверхностей крышек, дверец, кожухов и других ограждений, закрывающих места расположения движущихся узлов и элементов оборудования, машин, механизмов, требующих периодического доступа для контроля, ремонта, регулировки и т.п.
Если указанные узлы и элементы закрыты съемными ограждениями, то окрашиванию лакокрасочными материалами желтого сигнального цвета подлежат сами движущиеся узлы, элементы и (или) поверхности смежных с ними неподвижных деталей, закрываемые ограждениями.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о наличии в действиях ООО «Фабрика Маритал» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является обоснованным.
В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вина ООО «Фабрика Маритал» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: распоряжением о проведении плановой, выездной проверки № от 05 февраля 2019 года; актом проверки № от 12 марта 2019 года; предписанием № от 12 марта 2019 года; протоколом № от 23 мая 2019 года; карточками выдачи СИЗ; фотоматериалами и другими материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из постановления, на момент составления протокола об административном правонарушении ООО «Фабрика Маритал» исполнило пункты предписания в установленные сроки и представило в Государственную инспекцию труда в Республике Марий Эл документы и фотоматериалы, подтверждающие исполнение предписания.
На основании имеющихся в деле доказательств должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о доказанности совершения ООО «Фабрика Маритал» указанного выше административного правонарушения, ООО «Фабрика Маритал» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела административным органом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых были вынесены указанное постановление, доказаны.
Доводы заявителя о возможности замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение, отклоняются.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно Сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Фабрика Маритал» является субъектом малого предпринимательства и включен в данный реестр 01 августа 2016 года.
Однако характер совершенного ООО «Фабрика Маритал» административного правонарушения, выраженном в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, необорудовании поста для оказания первой помощи в помещении склада химических веществ, несоблюдении регламента о безопасности зданий и сооружений, не применении сигнальной окраски на ограждениях движущихся механизмов, на ограждениях машин, свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников предприятия.
В связи с чем, по рассматриваемому делу нет оснований для замены назначенного Обществу наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из изложенного, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, совершенное ООО «Фабрика Маритал» правонарушение посягает на право каждого работника на безопасные условия труда, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к трудовым правам работников, на закрепленные в статье 2 Конституции Российской Федерации, права человека и свободы, являющиеся высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Таким образом, не нахожу основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
С учетом изложенного, привлечение ООО «Фабрика Маритал» к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются трудовые права граждан, фактических обстоятельств дела, в связи с чем, законных оснований для отмены и или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № от 23 мая 2019 года о признании ООО «Фабрика Маритал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, оставить без изменения, жалобу директора ООО «Фабрика Маритал» Зимина А.С. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Я. Сабирьянов