Дело № 2-4220/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2013 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Схудобеновой М.А.,
при секретаре Щербаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карповой ФИО11, Жилиной ФИО12, Гулько ФИО13, Попельникова ФИО14, Лиходед ФИО15 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании утвердить схему расположения земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Карпова Г.П., Жилина И.В., Гулько Г.Г., Попельников С.В., Лиходед В.Г. обратились в суд с заявлением к администрации муниципального образования <адрес> об обязании утвердить схему расположения земельного участка, указав в обоснование, что заявители являются собственниками индивидуального жилого дома в <адрес>. У них в пользовании находится земельный участок, предназначенный для эксплуатации указанного дома и надворных построек. Для формирования границ земельного участка и внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости были заказаны межевые работы, по результатам которых заявители обратились в МКУ «УА и Г» <адрес> с заявлением, в котором просили согласовать местоположение границ находящегося у них в пользовании земельного участка. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было признано неправомерным бездействие МКУ «УАиГ» <адрес>, выразившееся в не согласовании границ земельного участка. Указанным решением на администрацию города возлагалась обязанность устранить допущенные нарушения, в результате чего границы земельного участка по <адрес> в <адрес> были согласованы администрацией <адрес>, акты подписаны.
ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в администрацию МО <адрес> с заявлением в котором просили утвердить схему расположения находящегося у них в пользовании земельного участка в <адрес> на кадастровой карте территории. К заявлению были приложены все необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ, в обосновании которого указывалось, что в представленном заявлении не был указан вид разрешённого использования земельного участка. В представленных с заявлением документах содержалась информация о виде разрешённого использования земельного участка, а именно в схеме расположения земельного участка на кадастровой карте указан вид разрешённого использования под индивидуальное жилищное строительство. Кроме того в ответе было указано, что по мнению представителя администрации, дом принадлежащий заявителям является многоквартирным, соответственно земельный участок должен иметь разрешённое использование для эксплуатации многоквартирного дома.
ДД.ММ.ГГГГ заявители повторно обратились с заявлением в администрацию МО <адрес> в котором просили утвердить схему расположения земельного участка в <адрес> на кадастровой карте территории в существующих границах площадью 1892 кв.м. указав вид разрешённого использования под индивидуальное жилищное строительство.
ДД.ММ.ГГГГ был получен повторный отказ. В обосновании указано, что дом принадлежащий заявителям является многоквартирным, следовательно и земельный участок должен иметь соответствующее разрешённое использование. Кроме того в ответе сказано, что согласно Решения городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, максимальный размер земельных участков предоставляемых гражданам в собственность под ИЖС составляет 1000 кв.м.
Данное решение заявители считают неправомерным по следующим основаниям. Частью 1 ст.36 ЗК РФ установлено, что граждане имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с земельным законодательством, при этом исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии с ч.4 ст.37 ГрК РФ: «Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования». Аналогичная норма содержится в ст.7 ЗК РФ.
Исходя из указанной нормы собственники дома по <адрес> вправе самостоятельно решать с каким видом разрешённого использования будет сформирован находящийся у них в пользовании земельный участок.
Согласно схеме градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки утверждённых решением городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанный земельный участок находится в зоне Ж-1/11, зоне малоэтажной жилой застройки преимущественно усадебного типа. Для данной зоны установлены основные виды разрешённого использования, среди которых значится индивидуальные жилые дома с приусадебным участком. Собственники дома по <адрес> выбрали для своего дома, а равно и для земельного участка под домом вид разрешённого использования -индивидуальные жилые дома с приусадебным участком. Данный вид разрешённого использования был указан в схеме расположения земельного участка.
Требования к образуемым земельным участкам установлены ст. 11.9 ЗК РФ. В части 1 указанной статьи указано, что Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
На территории <адрес> градостроительные регламенты определены Правилами землепользования и застройки МО <адрес>, которые утверждены Решением городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно указанным правилам земельный участок заявителей находится в зоне малоэтажной застройки преимущественно усадебного типа Ж-1.
В пределах зоны Ж-1 выделены участки градостроительного зонирования, для которых установлены максимальные и минимальные размеры земельных участков для ИЖС. Участок заявителей находится в зоне Ж-1/11 и для данной зоны максимальные размеры земельных участков не установлены.
Ранее судом было установлено, что в собственности заявителей находится домовладение расположенное на земельном участке площадью 1691 кв.м., что нашло своё отражение в решении Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> была установлена судом исходя из «Перечня объектов Новороссийского Вагоноремонтного завода с указанием занимаемой площади», т.к. ранее этот земельный участок отводился Вагоноремонтному заводу под строительство дома для работников завода. <адрес> и границы участка ранее не устанавливались, т.к. землеустроительные работы не проводились.
После проведения межевания было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1892 кв.м.
Согласно п. 4 ст. 43 ГрК РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно п. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка учитывается фактическое землепользование.
Межевые работы проводились в строгом соответствии с действующим законодательством. Границы земельного участка обозначены на местности забором и существуют с 1957 года. Кроме жилого дома на земельном участке находятся строения вспомогательного назначения и многолетние насаждения.
Границы земельного участка согласованы с МКУ «УАиГ» МО <адрес>. Октябрьский районный суд <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ обязал МКУ «УАиГ» согласовать границы указанного земельного участка.
Кроме того, ранее заявителями проводились инженерно-топографические изыскания, в результате чего была подготовлена схема с указанием существующих границ земельного участка. Данная схема была принята МКУ «УАиГ».
С учётом изложенного и исходя из того, что земельный участок под домом по <адрес> фактически существует на местности в установленных границах с 1957 года ссылка администрации МО <адрес> Думы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции Решения № от ДД.ММ.ГГГГ устанавливающее максимальный размер земельных участков предоставляемых гражданам под ИЖС составляет 1000 кв.м. несостоятельна.
На основании ч.1 ст.4 ГК РФ Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Следовательно указанные решения Думы <адрес> а равно как и Правилами землепользования и застройки МО <адрес>, которые утверждены решением городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № не могут применяться при утверждении схемы расположения земельного участка заявителей на кадастровой карте территории.
Просят суд признать не законным действие администрации МО <адрес> выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка в <адрес> на кадастровой карте территории и обязать администрацию МО <адрес> утвердить схему расположения земельного участка в <адрес> на кадастровой карте территории.
В судебном заседании представитель Лиходед В.Г. по доверенности Тимофеев А.С. поддержал заявление, просил его удовлетворить.
Представитель АМО <адрес> в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не известила, в силу ч.2 ст. 257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Карпова Г.П., Жилина И.В., Гулько Г.Г., Попельников С.В. предоставили суду письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 254-255 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям (бездействиям), оспариваемым в судебном порядке относятся решения и действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
В судебном заседании установлено, что Лиходед В.Г. является собственником двух комнат в коммунальной <адрес>, на основании договора на передачу в собственность жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 является собственником одной комнаты в коммунальной <адрес>, на основании договора на передачу в собственность жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> на основании договора на передачу в собственность жилого помещений от ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности в равных долях ФИО4, ФИО8, ФИО5, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения иска ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО3 к Федеральной кадастровой палате ФСГРКК по <адрес> о снятии земельного участка с кадастрового учета установлено, что домовладение <адрес> расположено на земельном участке площадью 1691 кв.м., находящемся в пользовании истцов и оформлением в собственность которого они занимаются.
В судебном заседании установлено, что кадастровый учет вышеуказанного земельного участка в настоящее время не осуществлен.
Согласно ч.7 ст.36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Утверждение Схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного Постановлением АМО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, установлен документов, необходимых для получения муниципальной услуги, в частности требуется предоставить заявителю; п. 2.7.1.1. Заявление для предоставления муниципальной услуги с указанием сведений о правах на объекты недвижимого имущества, расположенных на земельном участке (при их наличии); 2.7.1.2. Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя), - для физического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - для ИП; учредительные документы (Устав, ИНН, ОГРН, приказ о назначении руководителя, свидетельство о государственной регистрации юр. лица) - для юридического лица; 2.7.1.3. Документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физ. или юр. лица, если с заявлением обращается представитель заявителя. Перечень необходимых и обязательных документов, предоставляемых заявителем: 2.7.2.1. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке (если право на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП); 2.7.2.2. Схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Так, специалистом ООО «ЗемГрад» были произведены геодезические и кадастровые работы, по результатам которых была подготовлена схема на площадь 1892 кв.м., по фактическому пользованию.
В судебном заседании установлено, что заявители неоднократно обращались в администрацию муниципального образования <адрес> с соответствующим заявлением об утверждении указанной Схемы и приложением всех предусмотренных документов.
Однако заявителям неоднократно отказывали в утверждении схемы расположения земельного участка с различными формулировками.
В частности одной их причин отказа в утверждении схемы расположения послужил тот факт, что с заявлением обращаются жильцы многоквартирного жилого дома (две квартиры), однако в схеме расположения земельного участка указано целевое назначение участка - для индивидуального жилищного строительства, при этом максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ИЖС, согласно Решению городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение городской Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об установлении и разграничении полномочий органов местного самоуправления в области земельных участков на территории муниципального образования <адрес>» составляет 1000 кв.м..
Однако данное обстоятельство не может служить основанием отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что целевое назначение, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч.4 ст.37 ГрК РФ: «Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования». Аналогичная норма содержится в ст.7 ЗК РФ.
Исходя из указанной нормы собственники дома по <адрес> вправе самостоятельно решать с каким видом разрешённого использования будет сформирован находящийся у них в пользовании земельный участок.
Согласно схеме градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки утверждённых решением городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанный земельный участок находится в зоне Ж-1/11, зоне малоэтажной жилой застройки преимущественно усадебного типа.
Для данной зоны установлены основные виды разрешённого использования, среди которых значится индивидуальные жилые дома с приусадебным участком.
Собственники дома по <адрес> выбрали для своего дома, а равно и для земельного участка под домом вид разрешённого использования -индивидуальные жилые дома с приусадебным участком. Данный вид разрешённого использования был указан в схеме расположения земельного участка.
В соответствии с п. 23 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 412 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территорий используется для подготовки межевого плана и выполнения согласно пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в отношении утвержденного земельного участка кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, схема расположения земельного участка, согласованная по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ МКУ УАиГ и подлежащая утверждению органом местного самоуправления является техническим документом, необходимым для подготовки межевого плана и выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета, в связи с чем, ссылка ответчика на нормы предоставления земельных участков под ИЖС в отказе не обоснованна, поскольку схема расположения участка решением о его предоставлении не является.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги определены п. 2.8 Административного регламента, являются исчерпывающими.
Приведенные мотивы отказа, в перечне оснований, не приведены.
Следовательно, какие-либо препятствия к рассмотрению вопроса об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка кадастровом плане территории у администрации отсутствовали.
Таким образом исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению, так как бездействием администрации МО <адрес> нарушаются право заявителей на осуществление кадастрового учета земельного участка на котором расположен принадлежащий им жилой дом, в целях его дальнейшего приобретения.
В соответствии с п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд полагает возможным возложить на АМО <адрес> обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав заявителей, рассмотреть и принять решение по их заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Карповой ФИО16, Жилиной ФИО17, Гулько ФИО18, Попельникова ФИО19, Лиходед ФИО20 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании утвердить схему расположения земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка в <адрес> по ул. <адрес>ю 1892 кв.м. на кадастровой карте территории.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> принять решение по заявлению ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО3 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес> ул. <адрес>ю 1892 кв.м. на кадастровой карте территории, ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО3, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение одного месяца.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2013 г.