Дело № 33-2711/2019 судья в первой
Категория 132г инстанции Гавура О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2019 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Герасименко Е.В.,
судей Ваулиной А.В., Балацкого Е.В.,
при секретаре Кныш Е.С.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу Провоторовой Ирины Васильевны на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 апреля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Провоторовой Ирине Васильевне (третьи лица, не заявляющие самостоятельные требований относительно предмета спора – Правительство Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя) о признании недействительным государственного акта о праве частной собственности на недвижимое имущество, признании права отсутствующим, истребовании из чужого незаконного владения в федеральную собственность вышеуказанный земельный участок,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Минобороны России обратилось в суд с иском к Провоторовой И.В., в котором с учётом изменении, просило признать недействительным государственный акт о праве частной собственности на недвижимое имущество– земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес>, признать отсутствующим права собственности ответчика на этот земельный участок и истребовать его из чужого незаконного владения в федеральную собственность.
В обоснование своих требований указало, что спорный земельный участок в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, а именно в пределах территории военного городка № 474, переданного для использования Черноморским флотом Российской Федерации. После принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок № 474. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО», подписан акт приёма-передачи имущества – военного городка № 474, общей площадью 11,1063 га. В процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка № 474 и регистрации права собственности стало известно о том, что фактически спорный земельный участок является частью земельного участка, занимаемого воинским формированием Черноморским флотом Российской Федерации, и не мог быть передан в собственность физических лиц.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 апреля 2019 года иск Минобороны России удовлетворён частично, признан недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок, площадью 0,1 га, кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>, выданный на имя Провоторовой И,В., спорный земельный участок истребован из чужого незаконного владения ответчика. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Судом разрешён вопрос о судебных расходах.
С таким решением суда Провоторова И.В. не согласна и в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права, приняв новое решение об отказе истцу в иске. Считает, что спорный земельный участок, как в настоящее время, так и в момент его предоставления не относится и относился к землям особой категории, которые не могли быть переданы в собственность граждан. Заявитель отмечает, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, а также пропущен срок исковой давности.
Минобороны России в возражениях просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Провоторова И.В., представители Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес>, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительства Севастополя не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представители Провоторовой И.В. – Перекрестов Б.Ф. и Муляр В.Я., действующие на основании доверенностей соответственно от 31 января 2018 года и 27 мая 2019 года, апелляционную жалобу поддержали, просили её удовлетворить.
Представители Минобороны России Хмиль О.Ю., действующая на основании доверенности от 06 декабря 2018 года № 207/10/010/д/180, и ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Алексеенко А.П., действующая на основании доверенности от 10 октября 2018 года № 199, просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования Минобороны России, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, фактически являлся на момент предоставления частью земельного участка военного городка № 474 Черноморского флота Российской Федерации, в связи с чем, спорный земельный участок не мог быть передан в собственность Провоторовой И.В.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Согласно пункту 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.
Как разъяснено в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают такие способы защиты права, как истребования имущества из незаконного владения.
Законом города Севастополя от 07 августа 2014 года № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» установлено, что управление государственным имуществом города Севастополя, в том числе объектами имущественной казны города Севастополя, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Севастополя, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Севастополя.
От имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя (статья 3 Закона).
В силу статьи 6 приведенного Закона, а также статьи 9 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» Правительство Севастополя в сфере управления государственным имуществом города Севастополя принимает решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность, в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральными законами.
Постановлением Правительством Севастополя от 14 ноября 2014 года № 483 утверждён Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Согласно подпункту «а» пункта 2 данного Порядка безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком на основании решения Согласительной комиссии подлежит имущество, в том числе здания, сооружения, помещения (в том числе жилые), обособленные имущественные комплексы, состоящие из земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, используемых для размещения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (военные городки), а также иные объекты недвижимого имущества (включая объекты, строительство которых не завершено), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся на территории города федерального значения Севастополя, и к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины от 28 мая 1997 года.
На основании пункта 16 Порядка с принятием предусмотренного пунктом 3 настоящего Порядка решения переданное имущество для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства приобретает статус военного имущества в понимании Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» и Федерального закона от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок № 474 (№«224» в прилагаемом перечне).
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, подписан акт приёма-передачи имущества, в том числе и военного городка № 474, включающего в себя <адрес> (пляж «Омега» площадью 11,1063 га и Стрелецкую мерную линию площадью 0,0140 га.
Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учёт и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
До передачи в федеральную собственность военный городок № 474 и № 540 использовались Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии со статьёй 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № 2 и №3 и картах №1 и №2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В соответствии со статьёй 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении №2.
Согласно Приложению №2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находится военный городок №474 общей площадью 5,69 га.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 02 июля 2015 № 45 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 109961 кв.м, кадастровый №, установлен вид разрешённого использования земельного участка: «обеспечение обороны и безопасности (код 8.0)».
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации 06 апреля 2010 года № 1030-р Провоторовой И.В. передан в собственность земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешённого использования – для индивидуального дачного строительства, кадастровой №, 06 апреля 2010 года Главным управлением Госкомзема в г.Севастополе выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок.
В настоящее время земельный участок имеет кадастровый № и состоит на кадастровом учёте как «актуальный, ранее учтённый».
В соответствии с заключением судебной землеустроительной экспертизы ООО «БлицСервис» № 09/18-С от 01 октября 2018 года, согласно графическим сведениям Публичных кадастровых карт Российской Федерации и Украины, земельный участок с кадастровым номером 8536400000:01:001:0189 (новый кадастровый №) площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес> наложений и пересечений с другими земельными участками не имеет, в том числе и с земельным участком военного городка № 474. Согласно сведениям землеустроительной документации Дачного товарищества и технической документации по землеустройству для индивидуального дачного строительства, земельный участок с кадастровым номером № (новый кадастровый №) площадью 01, га, расположенный по адресу: <адрес>, в состав земельного участка военного городка № не входит; согласно проведенным исследованиям по установлению границ земельного участка военного городка № факт вхождения земельного участка с кадастровым номером № (новый кадастровый №) площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес> в составе военного городка №, находящегося в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, не установлен.
Из исследовательской части экспертного заключения № 09/18-С от 01 октября 2018 года следует, что 28 мая 1997 года между Российской Федерацией и Украиной заключено Соглашение о параметрах раздела Черноморского флота, согласно которому к Российской Федерации отходит объект, значащийся в Приложении 2 к Соглашению как «Дача военного Совета ЧФ», военный городок № 474 площадью 5,69 га. Иных объектов, указанных в Соглашении, отнесенных к территории военного городка № 474 к Соглашению не значится. Площадь 5,69 га - это площадь военного городка № 474 за вычетом земельного участка 2,48 из бывшей по 1994 год общей площади равной 8,17 га.
Таким образом, из Соглашения о параметрах раздела Черноморского флота следует вывод, что оставшийся после инвентаризации земельный участок площадью 5,69 га и есть земельный участок военного городка 474. То есть, иных земель за военным городком № 474 не числится. Сведений о закреплении каких-либо иных земель кроме дачи военного Совета ЧФ за военным городком № 474 в данном документе также не значится.
20 марта 2015 года Правительством Севастополя издано Распоряжение №195-РП о передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность. Согласно данному распоряжению, в федеральную собственность передаётся в том числе, военный городок № 474 общей площадью 11,1063 га. При этом, в самом Распоряжении отсутствует ссылка на материалы инвентаризации либо иные землеустроительные документы, согласно которым площадь земельного участка с 5,69 га (по Соглашению от 1997 года) увеличилась до 11,1063 га. Отсутствуют в деле также и сами инвентаризационные материалы.
02 июля 2015 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано Распоряжение № 45 об утверждении схемы расположения земельного участка в районе <адрес> площадью 109961 кв.м. Является ли данный земельный участок военным городком № 474, несмотря на общий ориентир (<адрес>), установить не представляется возможным по следующим основаниям:
-в распоряжении не упоминается военный городок № 474;
-в распоряжении отсутствует точный адрес земельного участка, а кадастровый квартал присвоен № (в землеустройстве и кадастре так называемый «нулевой» квартал, в частности является условной маркировкой, используемой в случаях, когда имеются трудности при отнесении земельного участка к определённому кварталу, либо когда такой участок является многоконтурным; для установления реального местоположения участка на кадастровой карте такая маркировка не предназначена);
Таким образом, площади 5,69 га (Соглашение от 1997 года), 11,1063 га (Распоряжение №195-РП) и 109961 кв.м (Распоряжение № 45) расходятся между собой, при этом не установлено, является ли площадь 109961 кв.м площадью данного военного городка, а техническая документация, подтверждающая увеличение земельного участка с 5,69 га до 11, 1063 га, не представлена. Таким образом, утверждённые параметры имеет лишь участок площадью 5,69 га (Соглашение от 1997 года).
Определением Гагаринского районного суда города Севастополя 12 ноября 2018 года по делу назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза, основанием для её назначения послужил тот факт, что заключение судебной землеустроительной экспертизы №09/18-С от 01 октября 2018 года является неполным, поскольку при его составлении не были использованы картографические материалы из Фонда инженерных изысканий г.Севастополя.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы ООО «Эксперт-Сервис» № 144-11/18 от 24 декабря 2018 года земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес>, полностью входит в состав земельного участка военного городка №474, переданного в Федеральную собственность по акту приёма-передачи распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП согласно схемы расположения земельного участка утверждённой распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя № 45 от 02 июля 2015 года.
Имеется полное наложение земельного участка площадью 0,1 га, расположенного по адресу: <адрес> на земельный участок военного городка 474 по его фактическим границам.
В суде апелляционной инстанции эксперт ООО «Эксперт-Сервис» Ч.В.В. также подтвердила, что вхождение спорного земельного участка в состав военного городка № 474 определялось только на 2015 год, то есть на момент издания распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от 02 июля 2015 года.
Наложение земельного участка площадью 0,1 га, расположенного по адресу: <адрес> на земельный участок военного городка 474 по его фактическим границам определялось только на 2018 год.
При проведении экспертизы не была дана оценка проекту землеустройства ДК «Планета Плюс» от 2010 года и Распоряжению Севастопольской городской администрации №1030.
Таким образом, при проведении экспертизы вопрос о вхождении спорного земельного участка в состав военного городка №474 исследовался только по состоянию на 2015 год и на 2018 год; между тем, факт вхождения спорного земельного участка в состав военного городка на момент его предоставления и передачи земельного участка в собственность ответчика Провоторовой И.В., то есть на 2010 год, исследован не был, поскольку судом первой инстанции такой вопрос перед экспертом не ставился, что также подтвердила в суде апелляционной инстанции эксперт Ч.В.В.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, судебная коллегия не принимает заключение эксперта Ч.В.В. в качестве надлежащего средства доказывания по делу, поскольку юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию, является вхождение спорного земельного участка в состав военного городка № 474 на дату предоставления спорного земельного участка Провоторовой И.В. на 2010 год, однако экспертом этот вопрос не исследовался.
С учётом вышеизложенного, судебная коллегия принимает во внимание в качестве относимого и допустимого доказательства заключение судебной землеустроительной экспертизы ООО «БлицСервис» №09/18-С от 01 октября 2018 года, согласно которой земельный участок с кадастровым номером № (новый кадастровый №) площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес>, наложений и пересечений с другими земельными участками не имеет, в том числе и с земельным участком военного городка №474; факт вхождения земельного участка с кадастровым номером № (новый кадастровый №) площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес> в составе военного городка №474, находящегося в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, не установлен, поскольку при проведении экспертизы эксперт исследовал вопрос о вхождении спорно земельного участка в состав военного городка №474 на момент его передачи в собственность ответчика Провоторовой И.В., то есть на 2010 год.
Данное заключение судебной экспертизы соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы; оно является мотивированным и объективным, эксперт, составивший заключение, обладает специальными знаниями в данной области, был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Оснований сомневаться в достоверности заключения судебной землеустроительной экспертизы у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истцом в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены надлежащие доказательства, бесспорного свидетельствующие и позволяющие сделать вывод о вхождении спорного земельного участка в состав земельного участка военного городка №474, использующегося ЧФ РФ в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года.
Учитывая, что истцом заявлены требования об изъятии земельного участка площадью 0,1 га, принимая во внимание заключение судебной землеустроительной экспертизы ООО «БлицСервис» № 09/18-С от 01 октября 2018 года, согласно которой спорный земельный участок не входил в состав земель военного городка №474 на момент предоставления в собственность ответчику, судебная коллегия приходит к выводу от отказе в удовлетворении исковых требований Минобороны России, поскольку истцом заявленные требования не доказаны.
Кроме того, коллегия судей учитывает, что спорный земельный участок в настоящее время в установленном законом порядке не отнесён к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц.
С учётом разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок, поскольку истец не является владеющим собственником спорного имущества.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 апреля 2019 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Провоторовой Ирине Васильевне о признании недействительным государственного акта о праве частной собственности на недвижимое имущество, признании права отсутствующим, истребовании из чужого незаконного владения в федеральную собственность вышеуказанный земельный участок - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В. Герасименко
Судьи: А.В. Ваулина
Е.В. Балацкий