Дело № 2-387/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чердынь 02 августа 2016 года
Чердынский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Акладской Е.В.,
с участием представителя истца ФИО2,
ответчика - главы администрации Керчевского сельского поселения ФИО3,
представителя ответчика МБУ «Керчевское коммунальное хозяйство» ФИО4,
при секретаре судебного заседания Артёмовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к администрации Керчевского сельского поселения <адрес>, муниципальному бюджетному учреждению «Керчевское коммунальное хозяйство» о прекращении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в суд с иском к администрации Керчевского сельского поселения <адрес>, муниципальному бюджетному учреждению «Керчевское коммунальное хозяйство» о признании противоправным бездействия администрации Керчевского сельского поселения и МБУ «Керчевское коммунальное хозяйство» при решении вопросов местного значения поселения в части организации питьевого водоснабжения населения и возложении обязанности на ответчиков; в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ограждение территорий первого пояса зон санитарной охраны скважин, используемых для организации питьевого водоснабжения, с учетом требований действующего законодательства РФ (в том числе в радиусе 50 метров, при отсутствии данных о защищенности водоносного горизонта); возложении обязанности на администрацию Керчевского сельского поселения в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить бесхозное имущество (водопроводные сети, расположенные на территории <адрес> и <адрес>) на учет, а так же оформить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет бесхозного недвижимого имущества - водопроводных сетей общего пользования, расположенных на территории <адрес> и <адрес>; в течение 14 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (то есть по истечении года со дня постановки бесхозной недвижимости на учет) обратиться в суд с требованием о признании муниципальной собственности на водопроводные сети общего пользования расположенные на территории <адрес> и <адрес> и после решения суда о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество принять необходимые меры по владению, пользованию и распоряжению им в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. В иске указано, что по результатам плановой выездной проверки в отношении администрации Керчевского сельского поселения <адрес> установлены факты нарушений требований санитарного законодательства при решении вопросов местного значения поселения по организации водоснабжения населения, в том числе в части эксплуатации источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважин <адрес>. Администрация поселения не обеспечила соблюдение требований санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. В сложившейся ситуации, из-за бездействия администрации Керчевского сельского поселения (при решении вопросов местного значения поселения в части организации водоснабжения) и МБУ «Керчевское коммунальное хозяйство» (в части эксплуатации муниципального имущества для целей водоснабжения) не представляется возможным оказание услуг по питьевому водоснабжению населения соответствующих установленным требованиям.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Глава Керчевского сельского поселения с иском согласен, пояснил, что по решению Чердынского районного суда признано право собственности администрации Керчевского сельского поселения на водопроводные сети, расположенные в <адрес>.
Представитель ответчика с исковыми требованиями согласен.
Оценив пояснения сторон, исследовав представленные документы, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, проводить работы по критерию безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Части 3, 4, 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывают, что:
- использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
- проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам;
- границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Часть 3 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п.1 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ закрепляет обязанность по проведению производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, который включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
В соответствии с ч.5 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодной водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу ч.1 ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2.2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям Санитарных правил.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Керчевского сельского поселения по организации водоснабжения населения, в том числе в части эксплуатации источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважин <адрес>. По результатам проведенной проверки установлено, что администрацияпоселения не обеспечила соблюдение требований санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно:
- не в полном объеме реализуется исполнительно-распорядительные полномочия при решении вопросов местного значения поселения по организации питьевого водоснабжения населения, в результате чего отсутствует необходимая разрешительная документация на источники водоснабжения находящиеся в собственности поселения для надлежащей эксплуатации и содержания объектов водоснабжения, для организации надлежащего контроля за качеством и безопасностью питьевой воды, в нарушение требований подпунктов 3, 4, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 10, 11, 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 6, 8, 12, 23, 25, 37 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
- согласованные и утвержденные в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> отсутствуют, в нарушение требований п.4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п.2.4. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила»;
- санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов (водозаборов <адрес> и <адрес>) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отсутствуют, в нарушение требований п.3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
- территория 1 пояса зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) водозабора <адрес> ограждена в радиусе 30 м при отсутствии данных о защищенности водоносного горизонта, в нарушение требований п.п. 1.4, 1.5, 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»;
- дорожки, ведущие к водозаборному сооружению <адрес> не имеют твердого покрытия, территория 1 пояса ЗСО водозабора не спланирована для отвода поверхностного стока, в нарушение требований п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
- водозаборные сооружения <адрес> не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, в нарушение требований п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения».
- территория 1 пояса ЗСО водозабора <адрес> не ограждена, не спланирована для отвода поверхностного стока, в нарушение требований п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»;
- качество питьевой воды в водозаборных колонках <адрес>, не соответствует требованиям п. 3.3.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воду централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- имеющиеся водопроводные сети общего пользования в <адрес> и <адрес>, используемые населением в качестве единственного источника централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на балансе администрации Керчевского сельского поселения не числятся и фактически являются бесхозным объектом.
Таким образом, администрация Керчевского сельского поселения допустила использование водопроводных сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе бесхозяйного объекта - водопроводных сетей общего пользования, в нарушение требований установленных законодательством РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ответчиками допущено бездействие при организации питьевого водоснабжения.
Решением Чердынского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования администрации Керчевского сельского поселения о признании права собственности на сети водопровода, расположенные по адресу: <адрес>, Керчевское сельское поселение, <адрес>. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи, не требуется разрешения заявленных исковых требований в части возложения обязанности на администрацию Керчевского сельского поселения по постановке на учет бесхозяйного объекта - водопроводных сетей общего пользования, расположенных в <адрес>.
Оценивая исковые требования истца о возложении обязанности на администрацию Керчевского сельского поселения обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на водопроводные сети общего пользования и после решения суда о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество принять необходимые меры по владению, пользованию и распоряжению им, суд отмечает, что в силу принципа диспозитивности гражданского процесса заинтересованным лицам предоставлена свобода распоряжения предусмотренными законом материальными или процессуальными правами.
В соответствии с положениями ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд является правом, а не обязанностью заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению и принудить к его реализации невозможно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 199 ГПК РФ суд,
Ре ш и л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> удовлетворить частично.
Признать противоправным бездействие администрации Керчевского сельского поселения <адрес> и муниципального бюджетного учреждения «Керчевское коммунальное хозяйство» при организации питьевого водоснабжения населения.
Возложить на администрацию Керчевского сельского поселения и муниципальное бюджетное учреждение «Керчевское коммунальное хозяйство» обязанности:
- в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства Российской Федерации;
- в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ограждение территорий первого пояса зон санитарной охраны скважин, используемых для организации питьевого водоснабжения, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации (в том числе в радиусе 50 м, при отсутствии данных о защищенности водоносного горизонта).
Возложить на администрацию Керчевского сельского поселения обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить бесхозяйное имущество (водопроводные сети, расположенные на территории <адрес>) на учет, а также оформить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд.
Председательствующий - Е.В. Акладская