Решение по делу № 2-342/2020 от 07.07.2020

Дело №2-342/2020

УИД: 18RS0016-01-2020-000623-03

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2020 года

с. Дебесы Удмуртской Республики

Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сундуковой Е.Н., при секретаре Ивановой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Старокычское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР о прекращении права общей долевой собственности на земельную долю и признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Старокычское» обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР о прекращении права общей долевой собственности на земельную долю и признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю.

Требование истца мотивировано тем, что в соответствии со статьей 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте) орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом об обороте порядке невостребованными.

Во исполнение Постановления Правительства РФ №86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ №708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ №323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Администрацией Дебесского района было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в долевую собственность граждан предоставлено 8,5 га сельскохозяйственных угодий.

В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

До момента смерти, ни после смерти, ни сам владелец, ни его наследники не воспользовались правом наследства на земельную долю.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 статьи 12.1. Закона об обороте, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 12.1. Закона об обороте (далее - список невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 8,5 га, находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории муниципального образования «Старокычское» Дебесского района.

В соответствии с указанными выше нормами статьи 12.1. Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Администрацией муниципального образования «Старокычское» составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (список невостребованных земельных долей). Данный список был опубликован в районной газете «Новый путь» от ДД.ММ.ГГГГ ), размещен на официальном сайте МО «Старокычское» в сети «Интернет», информационных щитах муниципального образования «Старокычское».

С момента публикации в газете «Новый путь» даты проведения общего собрания (публикации в районной газете «Новый путь» от ДД.ММ.ГГГГ ) до проведения общего собрания ДД.ММ.ГГГГ письменных заявлений граждан, считающих, что они необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, не поступало. От ответчика заявления не поступало. Указанное общее собрание в связи с отсутствием необходимого для принятия решения количества участников не утвердило список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. По истечении четырех месяцев со дня публикации невостребованных земельных долей (публикация в районной газете «Новый путь» от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов муниципального образования «Старокычское» решением от ДД.ММ.ГГГГ утвердил указанный список.

Администрация муниципального образования «Старокычское» просит прекратить право общей долевой собственности на земельную долю в размере 8,5 га, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую ФИО3 на основании свидетельства на право собственности на землю серии и признать право общей долевой собственности на указанную земельную долю, признанную невостребованной за муниципальным образованием «Старокычское».

В судебное заседание представитель истца Администрации МО «Старокычское» Коробова Н.Л. представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя истца.

Ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР, будучи надлежащим образом извещенный о дне и месте судебного рассмотрения, в суд не явился, заявлений об отложении дела слушанием не представил. Представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что полученные ответы нотариуса о том, что наследники с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались, не является безусловным доказательством того, что после смерти умершего собственника отсутствуют наследники, либо наследник не приняли наследство, в том числе фактически. Получение свидетельства о праве на наследство является правом наследников, а не обязанностью.

Истцом не учтено, что в порядке статьи 61 Основ законодательства о нотариате нотариус не извещал Межрегиональное территориальное управление об открытии наследства умершего собственника и о том, что оно является выморочным.

Администрация муниципального образования «Старокычское» не извещала Межрегиональное территориальное управление о том, что на территории МО «Старокычское» имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно и о том, что спорная земельная доля перешла в собственность Российской Федерации.

С учетом того, что Межрегиональное территориальное управление не было проинформировано ни со стороны нотариуса, ни со стороны администрации, Российская Федерация не имела возможности вступить в наследственные права, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на выморочную земельную долю, распорядиться данным земельным участком.

В исковом заявлении указано, что Администрацией муниципального образования «Старокычское» опубликованы списки лиц, имеющих права на земельные доли. Однако ни в одном из имеющихся в материалах дела списках не указана Российская Федерация, равно как и Межрегиональное территориальное управление. Следовательно, Администрация МО «Старокычское» не предоставила Межрегиональному территориальному управлению предусмотренного законом права направить свои возражения в установленный законом срок, предназначенный для установления лиц, необоснованно включенных в список невостребованных земельных долей и нарушила порядок, установленный пунктом 6 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» признанные в установленном порядке невостребованными земельные доли, принадлежавшие на праве собственности гражданам, которые не передали эту земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, до их передачи решением суда в муниципальную собственность входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Истец не учитывает, что Российской Федерации стало известно о наличии земельной доли, имеющей признаки выморочного имущества, только со дня поступления в адрес Межрегионального территориального управления искового заявления по иску Администрации муниципального образования «Старокычское» о признании права собственности на невостребованные земельные доли. С момента, когда ответчику стало известно о наличии выморочной доли, не прошло трех и более лет, соответственно у истца не было оснований прийти к выводу, что Российская Федерация не распорядилась данной земельной долей в установленный законом срок

Кроме того, Межрегиональное территориальное управление считает, что данный вывод сделан истцом при не правильном применении норм материального права. Исходя из смысла Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», следует понимать, что выморочная земельная доля может быть признана невостребованной, если государство знало или должно было знать о перешедшей к нему по наследству земельной доле и по неизвестным причинам сознательно не распоряжалось земельной долей на протяжении трех и более лет.

В исковом заявлении истец не указывает по каким основаниям Межрегиональное территориальное управление должно было узнать о наличии выморочного имущества, расположенного на территории МО «Старокычское» для вступления в наследственные права на земельные доли, оставшуюся после смерти собственника и дальнейшего распоряжения ею.

Истец не указывает по каким признакам, в опубликованных Администрацией МО «Старокычское» списках о невостребованных земельных долях, Межрегиональное территориальное управление должно было определить, что в указанных в списке лиц, именно доля умершего собственника является выморочной и реализовать свое право, предусмотренное пунктом 6 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Истец обязан доказать факт перехода имущества умерших собственников, как выморочного имущества в собственность Российской Федерации, факт что Российская Федерация знала о перешедшей к ней по наследству земельной доле и по неизвестным причинам сознательно не распоряжалась земельной долей на протяжении трех и более лет. Таких доказательств материалы дела не содержат.

В соответствии с вышеизложенным, ответчик указывает, что он является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

Третьи лица Управление Росреестра по УР, Администрация МО «Дебесский район», СПК (колхоз) имени Чапаева в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, заявлений об отложении дела слушанием не представили.

Третье лицо Министерство имущественных отношений УР представили суду заявление, в котором указали, что земельная доля, принадлежавшая Куртеевой Н.И., из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 18:07:000000:391, площадью 8,5 га, расположенная по адресу:УР, Дебесский район, СПК имени Чапаева не учитывается в Реестре государственного имущества УР. Министерство имущественных отношений УР со своей стороны не возражает против удовлетворений заявителя, самостоятельных требований по существу спора не имеет. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 8 Конституции РФ закреплен принцип признания и равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности.

Согласно статье 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с п.1 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельную долю, права на которую зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним «решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Выписка из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что земельный участок площадью 4125890 кв.м. с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер расположен по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, колхоз им. Чапаева.

Как следует из списка невостребованных земельных долей, ФИО3 принадлежала земельная доля площадью 8,5 га на землях сельскохозяйственного назначения - для производства сельскохозяйственной продукции, находящаяся в общей долевой собственности по адресу: <адрес>

Согласно Списку арендодателей к Договору аренды земельных долей при множественности лиц на <адрес>, под значится ФИО3. На <адрес> имеет земельную долю площадью 8,5 га. Серия, номер свидетельства на право собственности на землю РФ XXX УДР:07 .

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122- ФЗ право на земельную долю, принадлежавшую Куртеевой Н.И., не зарегистрировано.

Действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными постановлением правительства РФ от 01.02.1995 года №96, невостребованные земельные доли определялись как земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.1996 года № 337 было уточнено, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.

Куртеева Н.И. не передала в аренду, или не распорядилась иным образом в течение трех и более лет подряд с момента получения своей земельной долей. Доказательств обратного суду не представлено.

Частями 3 и 4 ст.12.1 закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи – список невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

В силу ч. 5-8 ст.12.1 закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Согласно ч.1 ст. 10 Закона УР от 29.12.2003 N 70-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики", в случаях, когда в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" требуется опубликование сообщения в средствах массовой информации, такие сообщения подлежат публикации в источниках официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района по месту нахождения земельного участка.

Администрация МО «Старокычское» составила и опубликовала на сайте МО «Дебесский район», в газете «Новый путь» от ДД.ММ.ГГГГ, списки граждан, чьи доли могут быть признаны невостребованными. В данном списке имеются сведения об указанном в иске лица как о собственнике земельной доли. В газете «Новый путь» от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано сообщение о проведении ДД.ММ.ГГГГ по указанному в объявлении адресу общего собрания собственников земельных долей.

На собрание не явились собственники земельных долей, что в силу ст. 14.1. Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года составляет менее 20% от общего числа участников долевой собственности. Кворум для принятия решений по утверждению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, не имеется.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Старокычское» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список земельных долей, признанных невостребованными, в этот список включена названная в иске земельная доля. С даты утверждения указанного списка земельные доли признаются невостребованными.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрацией МО «Старокычское» в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются представленными в материалы дела соответствующими доказательства: справкой Администрации МО «Старокычское» о составе семьи Куртеевой Н.И., списками невостребованных земельных долей, публикациями в районной газете, протоколом общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, постановлением Администрации МО «Старокычское» об утверждении списков невостребованных земельных долей.

Из материалов дела следует, что ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справки о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией МО «Старокычское», ФИО3 умершая ДД.ММ.ГГГГ проживала одна по адресу: Удмуртская <адрес>.

Из распечатки с официального сайта Федеральной нотариальной палаты (https://notariat.ru) наследственное дело после смерти ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ не заводилось.

Как следует из актовой записи о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Больше-Зетымским сельским Советом Дебесского района Удмуртской АССР ФИО16 заключил брак с ФИО23. После заключения брака супругам присвоена фамилия ФИО17

Как следует из справки о рождении № А-00236, выданной Отделом ЗАГС Администрации МО « Дебесский район» ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями указаны ФИО16 и ФИО3

Из информации, представленной Отделом ЗАГС Администрации МО «Дебесский район» ДД.ММ.ГГГГ следует, что актовой записи о регистрации смерти ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в архиве отдела ЗАГС не обнаружено.

Как следует из справки МП МО МВД России « Кезский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ года рождения выбыла в <адрес>.

Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР и Кировской области считает, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу.

Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.

Согласно приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 года №462 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, согласно которому Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.

В пункте 4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного суда от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

С учетом изложенного, надлежащим ответчиком по делу является Межрегиональное территориальное управление Федеральногоагентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.

Как следует из представленных в дело доказательств, до принятия Администрацией МО «Старокычское» постановления об утверждении спорной земельной доли невостребованной Российская Федерация в лице Росимущества в УР и Кировской области мер по оформлению права государственной собственности на эти доли не принимала. Росимущества в УР и Кировской области после опубликования Администрацией МО «Старокычское» списков невостребованных земельных долей и до принятия Администрацией МО «Старокычское» постановления об утверждении списка невостребованных земельных долей своих возражений относительно включения спорной земельной доли в указанный список не представило, о своих правах на данную земельную долю не заявило. Отсутствие возражений относительно включения спорной земельной доли в список невостребованных земельных долей послужило основанием для признания этой доли невостребованной.

Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и является единым для всех заинтересованных лиц. Данный порядок истцом соблюден.

Отсутствие возражений относительно включения спорной земельной доли в список невостребованных земельных долей послужило основанием для признания этой доли невостребованной. При этом в силу п. 7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения невостребованной данная доля признается с даты утверждения списка долей Администрацией.

В соответствии с п. 8 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьёй порядке невостребованными.

Доводы Управления Росимущества о том, что оно не имело возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю, поскольку узнало о ней только после поступления в его адрес искового заявления Администрации МО «Старокычское», суд отклоняет. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Не возложена такая обязанность действующим законодательством и на нотариуса.

Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и является единым для всех заинтересованных лиц. Данный порядок Администрацией МО «Старокычское» соблюден и он не предусматривает обязанности указывать в публикуемом средстве массовой информации списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными.

В связи с чем, суд считает исковые требования Администрации МО «Старокычское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление Администрации муниципального образования «Старокычское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю, принадлежавшую ФИО3 – удовлетворить.

Прекратить право собственности на принадлежавшую ФИО3 земельную долю площадью 8,5 га в праве общей долевой собственности на земельный участок из числа земель сельскохозяйственного назначения, входящего в земельный участок с кадастровым номером , площадью 4125890 кв.м. местоположение: <адрес>.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования «Старокычское» на земельную долю площадью 8,5 га в составе земельного участка с кадастровым номером из состава земель площадью 4125890 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> предоставленную ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства на право собственности на землю серии .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Кезский районный суд.

Мотивированное решение составлено 11 сентября 2020 года.

Судья                 Е.Н.Сундукова

2-342/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО "Старокычское"
Ответчики
ТУ федерального агенства по управлению государственным имуществом в УР
Другие
Управление Росреестра по УР
Администрация МО "Дебесский район"
СПК (колхоз) имени Чапаева
Министерство имущественных отношений УР
Суд
Кезский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Сундукова Елена Николаевна
Дело на странице суда
kezskiy.udm.sudrf.ru
07.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2020Передача материалов судье
13.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2020Судебное заседание
11.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее