Решение по делу № 66а-860/2020 от 28.09.2020

УИД № 42OS0000-01-2020-000075-77

                                                                                                 Дело № 66а-860/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск                                                                  27 ноября 2020 года

    Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Знаменщикова Р.В.,

    судей                                 Никитиной Г.Н., Роженцевой Ю.В.,

    при секретаре                   Крикуновой Е.О.

    рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Щагриной Н.И. на решение Кемеровского областного суда от 22 июля 2020 года

    по административному делу № 3а-170/2020 по административному исковому заявлению Щагриной Н.И. о признании недействующими отдельных положений Правил благоустройства территории Новокузнецкого городского округа, утвержденных решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24 декабря 2013 года № 16/198.

    Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Щагрина Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать не соответствующим законодательству и недействующим пункт 2.9.6. раздела 2 части 3 Правил благоустройства территории Новокузнецкого городского округа, утвержденных решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24 декабря 2013 года № 16/198 (далее - Правила благоустройства).

В обоснование административных исковых требований указала, что оспариваемое положение нормативного правового акта, неисполнение которого повлекло привлечение административного истца к административной ответственности по статье 34 закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области», противоречит части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и принято административным ответчиком с превышением полномочий, поскольку фактически регулирует отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Решением Кемеровского областного суда от 22 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Щагрина Н.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что судебный акт является незаконным, необоснованным и принят с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела. Полагает, что Новокузнецкий городской Совет народных депутатов Кемеровской области не располагал при принятии Правил благоустройства полномочиями по установлению в них запрета на торговлю вне отведенных для этих целей местах, так как предмет регулирования данного правового акта установлен частью 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ, в которой закреплен исчерпывающий перечень подлежащих регулированию правилами благоустройства территории муниципального образования вопросов. Кроме того, оспариваемая норма регулирует отношения в сфере предпринимательской деятельности и никакого отношения к благоустройству территории не имеет. При этом административный истец осуществляла торговлю на придомовой территории многоквартирного дома, которая находится в частной собственности. Также судом допущены грубые нарушения норм процессуального права, выразившиеся в ее ненадлежащем извещении о последнем судебном заседании.

В письменных возражениях административный ответчик и прокурор просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.

Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения оспариваемого решения.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

Постановлением административной комиссии Центрального района Новокузнецкого городского округа от 24 января 2019 года Щагрина Н.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 34 закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области», за нарушение пункта 2.9.6. раздела 2 части 3 Правил благоустройства.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что административный истец была вправе обратиться в Кемеровский областной суд с требованиями о признании недействующими отдельных положений Правил благоустройства в части, затрагивающей ее права и законные интересы.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ одним из вопросов местного значения муниципального, городского округа является утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.

Пунктом 25 части 1 статьи 6 Устава города Новокузнецка, утвержденного постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 декабря 2009 года № 11/117, к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение Правил благоустройства территории города Новокузнецка, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В силу пункта 11 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Представительным органом Новокузнецкого городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Новокузнецкий городской Совет народных депутатов (часть 1 статьи 26 Устава города Новокузнецка).

Частью 4 статьи 33 Устава города Новокузнецка закреплено, что нормативные правовые акты городского Совета народных депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в городской газете «Новокузнецк».

Из представленных материалов следует, что решением административного ответчика от 24 декабря 2013 года № 16/198 утверждены Правила благоустройства территории Новокузнецкого городского округа, которые в этот же день подписаны главой города Новокузнецка и 26 декабря 2013 года опубликованы в городской газете «Новокузнецк» (№ 95 (740)).

Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд обосновано исходил из того, что Правила благоустройства приняты в рамках полномочий муниципального образования на осуществление правового регулирования вопросов, отнесенных к его ведению, уполномоченным на то органом - Новокузнецким городским Советом народных депутатов, с соблюдением требований к форме и порядку их принятия, введения в действия и официального опубликования. Административное исковое заявление и апелляционная жалоба в части нарушения процедуры принятия нормативного правового акта доводов не содержат.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут приниматься только по вопросам местного значения и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (абзац 21 части 1 статьи 2, пункт 11 части 10 статьи 35, часть 1, пункт 2 части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Градостроительный кодекс Российской Федерации, определяя градостроительную деятельность как деятельность по развитию территорий, городов и иных поселений, осуществляемую наряду с другими видами в виде благоустройства территорий, установил, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, а элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 1, 36 и 38 статьи 1).

В то же время нестационарные торговые объекты по своей юридической природе признаются законодателем не только объектом торговой деятельности в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», но и объектом градостроительной деятельности, что прямо вытекает из пунктов 1, 10.2, 36 - 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении административно-правового спора суд первой инстанции исходил из того, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на них объектов (при этом элементами благоустройства являются не только декоративные, технические, планировочные устройства, но и нестационарные торговые объекты, в том числе разностной и развозной торговли), следовательно, вопросы порядка и способов размещения нестационарных торговых объектов могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает собственникам земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из этого исходит и Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», говоря о том, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 10).

Очевидно, что при таком правовом регулировании введение запрета розничной торговли в неустановленных специально для этого местах не может рассматриваться как не соответствующим федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку оно имеет целевую направленность - обеспечение целостности и сохранности соответствующих объектов благоустройства и не предполагает ограничение свободы хозяйствующих субъектов в выборе ими видов и форм торговли, в том числе разносной (с рук, ручных тележек, через прилавки, из корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров) и развозной торговли с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, осуществляемых вне стационарных торговых объектах.

Учитывая изложенное и сущность оспариваемой правовой нормы, суд первой инстанции констатировал, что, устанавливая требование, содержащееся в пункте 2.9.6. раздела 2 части 3 Правил благоустройства, административный ответчик не вышел за пределы предмета правового регулирования данного правового акта и не превысил свои полномочия. Судебная коллегия соглашается с данным выводом Кемеровского областного суда.

По этим же основаниям суд апелляционной инстанции отклоняет утверждение административного истца о том, что оспариваемая норма регулирует отношения в сфере предпринимательской деятельности и никакого отношения к благоустройству территории не имеет.

Тот факт, что Щагрина Н.И. осуществляла торговлю на придомовой территории многоквартирного дома, которая находится в частной собственности, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения. Кроме того, приобщенный к материалам административного дела договор от ДД.ММ.ГГГГ на момент совершения административного правонарушения заключен не был.

В целом доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, они аналогичны приводимым в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Вопреки позиции апеллянта грубых нарушений норм процессуального права, в том числе связанных с ненадлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, при рассмотрении административного дела по существу не допущено.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным отношениям. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кемеровского областного суда от 22 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щагриной Н.И. - без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

66а-860/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Кемеровской области
Щагрина Надежда Ивановна
Ответчики
Совет народных депутатов Новокузнецкого городского округа
Другие
Администрация Новокузнецкого городского округа
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
5ap.sudrf.ru
28.09.2020Передача дела судье
12.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2020Передано в экспедицию
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее