Решение от 31.01.2024 по делу № 2-14/2024 (2-254/2023;) от 07.12.2023

№2-14/2024

70RS0012-01-2023-000382-74

    Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2024 Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего            Корнеевой Т.С.

при секретаре                Глухове А.Л.,

помощник судьи                 П.А.Н.,

с участием:

представителя ответчика Администрации Вавиловского сельского поселения, Батурин А.В., действующего на основании Устава Вавиловского сельского поселения, решения №33 от 14.10.2020,

третьего лица Бикмухамедова Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по вопросам семьи и детей Томской области к Администрации Вавиловского сельского поселения о признании незаконным распоряжения, обязании его отмены,

У С Т А Н О В И Л:

Истец просит признать незаконным распоряжение Администрации Вавиловского сельского поселения от 11.06.2021 №11 о включении Бикмухамедова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ гр., в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. А также просит обязать отменить распоряжение Администрации Вавиловского сельского поселения от 11.06.2021 №11 о включении Бикмухамедова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ гр., в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование требований истец указывает, что оспариваемым распоряжением Бикмухамедов Н.Н. включен в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Полагает, что распоряжение принято в нарушение закона, Бикмухамедов Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ гр., статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет, данных о том, что мать Бикмухамедова Н.Н. была лишена родительских прав, не имеется. Согласно свидетельству о рождении и справке о рождении №A-0019S сведения об отце Бикмухамедова Н.Н. - Б.Н.И., внесены по заявлению матери, матерью Бикмухамедова Н.Н. значится Б.М.Ш. Решением Исполнительного комитета Малиновского сельского Совета депутатов грудящихся Томского района Томской области от 04.02.1977 № 7 постановлено лишить родительских прав Б.М.Ш. в отношении сына (без указания фамилии имени и отчества ребенка), то есть иное лицо, не указанное в документах о рождении, как мать Бикмухамедова Н.Н. Вышеуказанное решение согласуется с решением исполкома Октябрьского сельского Совета депутатов трудящихся Томского района Томской области от 30.03.1977 № 4 «Об определении ребенка гр. Бикмухаметовой в дошкольный детский дом». Иных сведений, подтверждающих статус Бикмухамедова Н.Н., как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет, в учетном деле не имеется. Архивная справка ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» о том, что Бикмухамедов Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ гр., являлся воспитанником Бакчарского детского дома и находился на полном государственном обеспечении с 31.08.1981 по 01.07.1991, не может являться документом, подтверждающим факт отсутствия родительского попечения. Согласно учетному делу, предоставленному Администрацией Вавиловского сельского поселения Бакчарского района Томской области, Бикмухамедову Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ гр., с 02.02.1995 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> где последний проживает по настоящее время в соответствии с регистрацией по месту жительства. В Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Бакчарского района Томской области, не включался. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом его статуса не состоял. Жилое помещение, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не получал. Указанные сведения не являлись безусловным подтверждением того обстоятельства, что Бикмухамедов Н.Н. имел право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовал это право по состоянию на 01 января 2013 или после 01 января 2013 имел право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не был включен в список. Администрацией Вавиловского сельского поселения оставлено без внимания то обстоятельство, что до наступления 23-летнего возраста Бикмухамедову Н.Н. для проживания предоставлено жилое помещение, которое он использует по назначению до настоящего времени и которое является его местом жительства. Для оценки данного вопроса Администрации Вавиловского сельского поселения следовало выяснить обстоятельства, связанные с вселением и проживанием Бикмухамедова Н.Н. в указанном жилом помещении, установить, кем и в качестве кого он вселялся в жилое помещение, установить все иные юридически значимые обстоятельства, связанные с наличием (отсутствием) у Бикмухамедова Н.Н. права пользования данным жилым помещением, однако этого должным образом сделано не было. Предоставленные Администрацией Вавиловского сельского поселения сведения о том, что Бикмухамедов Н.Н. не является собственником данного жилого помещения, сами по себе не свидетельствуют о его нуждаемости в предоставлении жилого помещения. Кроме того, не установлены причины, по которым Бикмухамедов Н.Н. не был постановлен на учет, сведения, имеющиеся в материалах учетного дела, не содержат информации о наличии уважительных причин, исключающих возможность Бикмухамедова Н.Н. ранее обратиться с постановкой на учет, как нуждающейся. Причины, по которым Бикмухамедов Н.Н. не был поставлен на такой учет, Администрацией Бакчарского сельского поселения и Маниловского сельского поселения, не установлены. При таких обстоятельствах, полагают, что решение о включении Бикмухамедова Н.Н. в Список, которое связано с возникновением у него права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, принято с нарушением действующего законодательства.

На основании изложенного, положений ст.109.1 ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Томской области от 19.08.1999№28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» просят свои требования удовлетворить.

В судебное заседание истец Департамент по вопросам семьи и детей Томской области представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Вавиловского сельского поселения Батурин А.В. с иском не согласился, указав, что мать Бикмухамедова Н.Н. была лишена родительских прав, данные об отце неизвестны, Бикмухамедов Н.Н. воспитывался в детском доме, находился на государственном обеспечении. Своего жилья он не имеет, относительно жилого помещения, которое он в настоящее время занимает, то собственник его неизвестен, в реестре муниципальной собственности оно не стоит, заключить с ним договор социального найма нет возможности.

Третье лицо Бикмухамедов Н.Н.с иском не согласился, пояснил, что не знал о своем праве получить специализированное жилье, воспитывался в детском доме, затем жил и работал в д.Вавиловка, только в 2021 году узнал об этом. Дом, в котором он сейчас живет ему предоставили еще в «советском время», он пытался его приватизировать, но ему отказали, своего жилья не имеет.

Третье лицо Администрация Бакчарского района Томской области о месте и времени рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило, об отложении рассмотрения дела не просило.

Суд на основании ст.ст.35, 167 ГПК РФ, ст.ст.10, 165.1 ГК определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с пп. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы, регулирующие жилищные отношения.

В силу п.2 ст.13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013), абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (т.е. лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Установление такого признака в отношении детей-сирот при определении права на обеспечение жилой площадью вне очереди, как признание их малоимущими, не требовалось.

На основании положений п.1 ст.8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8, Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ).

Аналогичная по содержанию норма приведена в п.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».

Кроме того, в данном пункте дополнительно указано, что органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

Из пункта 5 данной статьи следует, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным выше лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Законом Томской области от 11 сентября 2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (статья 1).

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, т.к. они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 №159-ФЗ мер социальной поддержки, т.к. при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 1 января 2013, действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу приведенной нормы, новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа распространяется на указанных лиц в случае обращения в уполномоченные органы для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24 апреля 2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

В ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ (вступил в законную силу с 01.01.2013) были внесены изменения.

В частности, было включено правило, в соответствии с которым заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абз.1 п.1 настоящей статьи. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абз.1 п.3 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 №397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила).

Пунктом 2 указанных Правил установлено, что формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц, из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Прием заявления о включении в Список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

Законом Томской области от 28.12.2007 №298-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в числе которых Администрация Бакчарского района, Администрация Вавиловского сельского поселения наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Законом Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области», в том числе, по формированию Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), городского округа, муниципального района в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 № 212-03 «О специализированном жилищном фонде Томской области», ст.15 Закона Томской области от 19 августа 1999 №28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», по предоставлению Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области информации о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Списки городского округа, муниципального района, указанные в пункте 27-3 настоящей статьи, а также сведений об обстоятельствах, указанных в п.3.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являющихся основанием для исключения указанных лиц из Списка, в порядке, установленном Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области, и по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в порядке, установленном Администрацией Томской области.

В соответствии с п.3 Постановления Администрации Города Томска от 26.12.2012 № 1591 «Об осуществлении переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также по предоставлению социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом Томской области лицам, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации районов Города Томска в рамках реализации переданных отдельных государственных полномочий, указанных в пункте 1 настоящего постановления: принимают в форме распоряжений глав администраций районов Города Томска решения о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в Список или об отказе во включении указанных детей (лиц) в Список; направляют информацию о включении в Список в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области по защищенному каналу связи в день принятия решения о включении указанных лиц к Список, а также сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являющихся основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Согласно ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03 в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями и предоставлению социальной выплаты органы местного самоуправления поселений, городских округов формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 №212-03 «О специализированном жилищном фонде Томской области», ст.15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года №28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».

Согласно пункту 3 Правил, в Список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали по право по состоянию на 01 января 2013 или после 01 января 2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.

В подпункте «г» пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, отнесены граждане, поименованные как лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно Определения Конституционного Суда от 24 июня 2021 №1215-О положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 N 1229-О, от 29 января 2019 N 185-О и от 30 января 2020 N 89-О).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абз.4 пункта 3 Правил.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе судебного разбирательства доказательств подтверждающих, что органы местного самоуправления, а в последующем органы опеки и попечительства предприняли меры к выявлению Бикмухамедова Н.Н., как имеющего право на включение в список и к включению истца в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, установлено не было.

Третьим лицом не оспаривалось, что он своевременно не обратился с заявлением о постановке на учет для предоставления жилья. Причиной этому он объясняет постоянное проживание в д.Вавиловка Бакчарского района Томской области, свою неосведомленность, правовую безграмотность, а также бездействие органов опеки и попечительства.

Фактически на день принятия ответчиком оспариваемого распоряжения о включении третьего лица Бикмухамедова Н.Н. в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем (11.06.2021), Бикмухамедову Н.Н. исполнилось полных 47 лет, что явно свидетельствует о превышении возрастного порога в 23 года, который установлен для обеспечения данной категории граждан жильем.

Вместе с тем, суд учитывает, что ни органы местного самоуправления, ни органы опеки и попечительства не выполнили требований, предписанных Федеральным законом от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), а также Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ (вступил в законную силу с 01.01.2013), в соответствии с которыми они обязаны были осуществлять контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимать меры по включению этих детей в список.

Право на включение в список у третьего лица, по мнению суда, возникло с момента выпуска из детского дома, поскольку он в указанное время уже нуждался в жилом помещении, однако право на включение в список не было реализовано до достижения им возраста 18 лет по независящим от него обстоятельствам, поскольку сам он не знал о наличии такого права, как обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не реализовал возможности обратиться с соответствующим заявлением, а органы местного самоуправления и органы опеки не реализовали своей обязанности по включению третьего лица в соответствующий список нуждающихся в жилом помещении.

Иное материалами дела не доказано.

Также суд исходит из того, что Бикмухамедов Н.Н. до настоящего времени не реализовал своего права на получение жилого помещения, тогда как право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Отсутствие факта постановки третьего лица на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако это обязательство не исполнило, суд приходит к выводу, что имеет место нарушение права третьего лица, в связи с чем, считает, что за ним должно быть сохранено право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, поскольку он по уважительным и объективным причинам не смог реализовать свое конституционное право на жилище.

Из материалов дела, пояснений участников судебного разбирательства установлено, что Бикмухамедов Н.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, - родители Б.Н.И. и Б.М.Ш. (свидетельство о рождении1 от 17.06.1976).

Согласно справке о рождении № от 08.06.2021, ответа ЗАГС от 16.01.2024 данные об отце внесены со слов матери.

В период с 31.08.1981 по 01.07.1991 Бикмухамедов Н.Н. являлся воспитанником Бакчарского детского дома и находился на полном государственном обеспечении (справка №1879 от 04.08.2020, личное дело воспитанника Бакчарской школы-интерната).

Основанием для направления несовершеннолетнего на тот момент Бикмухамедова Н.Н. в государственное учреждение явились путевка Областного отдела народного образования от 17.06.1981, решение Исполнительного комитета Малиновского сельского Совета депутатов трудящихся Томского района Томской области от 04.02.1977, а также решение №4 от 30.03.1977 Исполкома Октябрьского сельского Совета депутатов трудящихся Томского района Томской области.

По данным архива Департамента общего образования Томской области (архивная справка №340 от 01.09.2020) сведений о закреплении за Бикмухамедовым Н.Н. жилья не имеется.

Бикмухамедов Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ гр., имеет регистрацию в <адрес> 02.02.1995, договор социального найма на данное жилое помещение с ним никто не заключал, плату за найм жилья он не производит, в приватизации на данное жилое помещение он не участвовал, своего жилья в собственности не имеет (ответы от 09.06.2021, от 19.09.2022 ФСГРКК).

Занимаемый Бикмухамедовым Н.Н. жилой дом 1973 года постройки, выполнен из дерева, имеет центральное электроснабжение, отопление печное, водоснабжение – колонка, категория благоустройства 9 (Постановление Администрации Томской области от 31.01.2013 N 38а, всего предусмотрено 10 категорий).

Данное жилое помещение не состоит в реестре муниципальной собственности МО «Вавиловское сельское поселение Бакчарского района Томской области» (справка №18 о т 31.01.2024), состоит на кадастровом учете, данные о собственнике отсутствуют (выписка из ЕГРН от 31.01.2024).

Оснований не доверять изложенным обстоятельствам у суда не имеется, разночтения в написании фамилии матери третьего лица Бикмухамедова Н.Н. суд относит к техническим опискам.

Ранее Бикмухамедов Н.Н. в Списке не состоял, заявление было им подано 11.06.2011, на основании данного обращения третье лицо Бикмухамедов Н.Н. был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Вавиловского сельского поселения, что подтверждается Распоряжением №11 от 11.06.2021, выпиской из Списка, уведомлением о включении в Список.

В силу ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Проанализировав доводы и возражения сторон, предоставленные суду доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования не нашли своего подтверждения, поэтому не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:                                  (░░░░░░░)                         ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07.02.2024

2-14/2024 (2-254/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Ответчики
Администрация Вавиловского сельского поселения
Другие
Бикмухамедов Николай Николаевич
Чадович Лина Валериевна
Администрация Бакчарского района Томской области
Суд
Бакчарский районный суд Томской области
Судья
Корнеева Т. С.
Дело на сайте суда
bakcharsky.tms.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2023Передача материалов судье
14.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Подготовка дела (собеседование)
10.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее