Решение по делу № 2-1951/2024 от 22.01.2024

Дело № 2-1130/2024

УИД 24RS0032-01-2023-005028-97

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2024 года                                                                          г. Красноярск

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Шевцовой О.В.,

с участием представителя истца КГКУ «Управления социальной защиты населения» ФИО3, действующей на основании доверенности № 793 от 26 февраля 2021 года.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО1 - Ахуновне о взыскании неосновательного обогащения.

УСТАНОВИЛ:

Представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту КГКУ «УСЗН») ФИО3, действующая на основании доверенности №793 от 26 февраля 2021 года, обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО1-А. о взыскании неосновательного обогащения.

Требования мотивированы тем что 17 февраля 2022 года ФИО1-А. обратилась в территориальное отделение краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ленинскому району в г.Красноярске (далее - территориальное отделение) с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. На основании заявления ФИО1-А. от 17 февраля 2022 года о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию по поиску работы, территориальным отделением принято решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта от 25 февраля 2022 года № 57/22. 15 марта 2022 года с ФИО1-А. был заключен социальный контракт сроком на 09 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по 30 ноября 2022 года). Согласно социальному контракту ФИО1-А. предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере 14 486 руб. 00 коп. как заявителю, зарегистрированному в органе занятости населения в качестве безработного и нетрудоустроенному на дату предоставления выплаты. Данная сумма перечислена на расчетный счет ФИО1-А., указанный ею в заявлении. 12 апреля 2022 года ФИО1 трудоустроилась в ООО «Торговая сеть Командор» на должность менеджера торгового зала, что указала в отчете за апрель 2022 года, с приложением копии трудового договора № ТС 014560 от 12 апреля 2022 года, в связи с чем уполномоченным учреждением принято решение от 04 мая 2022 года о предоставлении ФИО1-А. очередной суммы выплаты на основании социального контракта в размере 14 486 руб. 00 коп., которая ей была перечислена на расчетный счет, указанный в заявлении. Далее ФИО1 представила в уполномоченное учреждение еще два отчета, в том числе за май и июнь 2022 года, при том, что отчеты подлежали ежемесячному представлению ответчиком в КГКУ «УСЗН» по сроку до 30 ноября 2022 года с подтверждением факта трудоустройства, продолжая работать. 24 августа 2022 года территориальным отделением принято решение о прекращении оказания Мусаевой С.Д.-А. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с нарушением условий социального контракта, не извещением уполномоченного учреждения об изменениях обстоятельств, являвшихся основанием для принятия решения о назначении государственной социальной помощи, а также невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме и в установленные сроки; непредоставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (подпункты 4, 5 пункта 34 Порядка - обстоятельства, послужившие основанием для решения о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта). Других ежемесячных отчетов о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, кроме отчета за апрель - июнь 2022 года. ФИО1-А. не представила, а также пояснений по сложившейся ситуации не дала. В адрес ФИО1 территориальным отделением направлено уведомление от 24 августа 2022 года №57/22 о прекращении оказания государственной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных денежных средств. 29 ноября 2022 года поступило письмо № с-80/1-1354 из КГКУ «УСЗН», содержащее методические указания о том, что в случае наступления оснований, предусмотренных пунктами 35. 38 Порядка по всем исковым заявлениям территориальные отделения обязаны заявить исковые требования о взыскании сумм государственной помощи (по всем направлениям, мероприятиям) в полном объеме, то есть в размере общей суммы денежных средств, полученных заявителем от уполномоченного учреждения по социальному контракту. С учетом данных методических указаний территориальным отделением 14 августа 2023 года направлено повторное уведомление о прекращении оказания государственной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных денежных средств в размере 60 842 руб. 00 коп. В телефонном режиме специалисты уполномоченного учреждения неоднократно пытались уведомить ФИО1-А. о необходимости добровольно возвратить незаконно полученные денежные средства в ближайшее время, однако, до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили. Истец, приводя правовые обоснования исковых требований, просит суд взыскать с ФИО1-А. незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 60 842 руб. 00 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 025 руб. 26 коп.

Представитель истца КГКУ «УСЗН» ФИО3, действующая на основании доверенности №793 от 26 февраля 2021 года, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик ФИО1-А., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась по неизвестным суду причинам. Возражений, ходатайств об отложении, либо рассмотрении дела в ее отсутствие в адрес суда не поступало.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц суд принимает во внимание, что согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско - правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской

Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Ленинского районного суда г. Красноярска в сети Интернет, и ответчик имела объективную возможность ознакомиться с данной информацией.

Принимая во внимание, что ответчик о месте и времени проведения судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила и не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, против чего сторона истца не возражала.

Выслушав представителя истца, исследовав, проверив и оценив в совокупности представленные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

С 01 января 2021 года полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта осуществляет КГКУ «УСЗН» в лице территориальных отделений. На территории Ленинского района г. Красноярска указанные полномочия осуществляет территориальное отделение.

Согласно пункту 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» от 18 июня 2021 года, территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2553-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» - социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер. гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, как указывает статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в обозначении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на перечисленные в статьях 69, 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели, и в том числе на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и социальное обеспечение населения. Нецелевое использование бюджетных средств может выражаться в использовании их на цели, не соответствующие целям получения данных средств.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Частью 1 статьи 8.1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».

Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.

В соответствии с подпунктом 3.4.4.10 Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.

Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.

В соответствии с пунктом 2 Порядка, право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 года №10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (подпункт 2 пункта 7 Порядка).

Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (Пункт 8 Порядка).

В соответствии с пунктом 9 Порядка при реализации мероприятия по поиску работы заявителю, зарегистрированному в учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, предоставляется ежемесячная денежная выплата в течение месяца с даты заключения социального контракта и в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства заявителя (в том числе на срочной основе, а также в случае заключения гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг) в размере величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения по соответствующей группе территорий Красноярского края на год предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с условиями социального контракта.

Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Размер ежемесячной денежной выплаты определяется на основании постановления Правительства Красноярского края от 29 сентября 2021 года № 674-п, принятого на 2022 год и действовавшего в тот период, который составлял 14 486 руб. 00 коп., с 01 июня 2022 года - 15 935 руб. 00 коп. для трудоспособного населения по третьей группе территорий края.

Согласно пункта 26 Порядка оказание государственной помощи осуществляется уполномоченным учреждением путем перечисления средств ежемесячной денежной выплаты на счет, открытый получателю в российской кредитной организации, указанный в заявлении, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен социальный контракт при реализации мероприятия, указанного в подпункте 4 пункта 8 Порядка, в дальнейшем при соблюдении получателем требованием, установленным абзацем первым пункта 28 Порядка - в срок не позднее 26 числа месяца, следующего за отчетным (в случае принятия решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с абзацем вторым пункта 28 Порядка).

В соответствии с пунктом 27 Порядка, уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В силу пункта 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению №2 к форме социального контракта.

Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).

В соответствии с пунктом 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4.5 настоящего пункта 35 Порядка.

В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4. 7 - 10. 12. 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и| (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной] помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018года№ 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе Российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17): соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Судом установлено, что 17 февраля 2022 года ФИО1-А. обратилась в территориальный отдел КГКУ «УСЗН» по Ленинскому району в г. Красноярске о назначении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта при отсутствии работы, нехватки денежных средств, указав, что преодоление трудной жизненной ситуации может быть осуществлено в результате реализации мероприятий по поиску работы.

15 марта 2022 года между КГКУ «УСЗН» (Управление) и ФИО1-А. (Получатель) заключен социальный контракт № 93-04-0057/22, сроком на 09 месяцев (с 01 марта 2022 года по 30 ноября 2022 года).

Предметом социального контракта является сотрудничество между Управлением и Получателем по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Получателя (его семьи), и последствия которых он (его) семья не может (не могут) преодолеть самостоятельно, указанных в пункте 1.2 социального контракта и предусмотренных программой адаптации согласно приложения №1 к социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В соответствии с пунктом 1.2 социального контракта мероприятия (действия) по поиску работы, направлены на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Получателя (его семьи) и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно.

Государственная помощь по настоящему социальному контракту в силу пункта 2.1 составляет 57 944 руб. 00 коп. Размер ежемесячной денежной выплаты составляет для Получателя, зарегистрированного в краевом государственном учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу - 14 486 руб. 00 коп. продолжительность выплаты один месяц; для трудоустроившегося Получателя 14 486 руб. 00 коп., продолжительность выплаты три месяца. В случае если в течение срока действий социального контракта Получатель трудоустраивается несколько раз. ежемесячная денежная выплата предоставляется единожды (в течение трех месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства получателя) после первого трудоустройства.

14 июня 2022 года между КГКУ «УСЗН» (Управление) и ФИО1-А. (Получатель) заключено дополнительное соглашение к социальному контракту, предусматривающего размер ежемесячной денежной выплаты для трудоустроившегося Получателя составляет 14 486 руб. 00 коп. продолжительностью выплаты один месяц. Размер ежемесячной денежной выплаты для трудоустроившегося Получателя составляет 15 935 руб. 00 коп., продолжительностью два месяца с 01 июня 2022 года.

По условиям социального контракта №93-04-0057/22 от 15 марта 2022 года ФИО1-А. приняла на себя обязательства в том числе: осуществить поиск работы с последующим заключением трудового договора (в том числе на срочной трудовой основе или в форме гражданско - правового договора о выполнении работ или услуг) в период действия социального контракта; указанные в разделе 2 социального контракта; представлять в период действия социального контракта ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), лично, либо посредством почтового отправления, либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты ТО КГКУ «УСЗН» добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо для продолжения оказания назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течение 30 дней со дня получения от ТО КГКУ «УСЗН» уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи.

В соответствии с разделом 3 социального контракта №93-04-0057/22 от 15 марта 2022 года ТО КГКУ «УСЗН» имеет право: инициировать досрочное расторжение контракта в случаях, в том числе, предоставления недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта: инициировать расторжение контракта и возврат заявителем суммы денежных выплат по социальному контракту в целях нецелевого расходования, необоснованного получения денежных средств, несвоевременного уведомления центра об изменении обстоятельств, несоблюдения сроков предоставления отчетов о выполнении программы социальной адаптации и иных отчетных документов.

В приложении №1 к социальному контракту №93-04-0057/22 от 15 марта 2022 года разработана программа социальной адаптации. Основными мероприятиями социального контракта явились: прохождение собеседований у работодателей, заключение трудового договора, подтверждение трудовой деятельности.

В силу раздела 5 социального контракта №93-04-0057/22 по оказанию государственной помощи от 15 марта 2022 года, договор вступил в законную силу с момента его подписания.

Подписав указанное соглашение, ответчик согласилась с его условиями и обязалась выполнять их.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 7 пункта 4.1 социального контракта получатель обязан ежемесячно представлять до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению №2 к социальному контракту.

Решением ТО КГКУ «УСЗН» №57/223 от 25 февраля 2022 года ответчику назначена и предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере 14 486 руб. 00 коп. как заявителю, зарегистрированному в органе занятости населения в качестве безработного и нетрудоустроенному на дату предоставления выплаты.

Данная сумма перечислена на расчетный счет ФИО1-А., указанный ею в заявлении.

12 апреля 2022 года ФИО1 трудоустроилась в ООО «Торговая сеть Командор» на должность менеджера торгового зала, что указала в отчете за апрель 2022 года, с приложением копии трудового договора № от 12 апреля 2022 года, в связи с чем уполномоченным учреждением принято решение от 04 мая 2022 года о предоставлении ФИО1-А. очередной суммы выплаты на основании социального контракта в размере 14 486 руб. 00 коп., которая ей была перечислена на расчетный счет, указанный в заявлении.

Далее ФИО1-А. представила в уполномоченное учреждение отчеты за май и июнь 2022 года, после чего отчеты более в уполномоченное учреждение не представляла, чем нарушила положения подпункта 7 пункта 4.1 социального контракта и пунктов 15-31 программы социальной адаптации.

Из материалов дела усматривается, что обязательства по социальному контракту №93-04-0057/22 от 15 марта 2022 года по оказанию государственной помощи в виде выплаты ФИО1-А. ежемесячной денежной помощи за период с марта по июль 2022 года на общую сумму 60 842 руб. 00 коп., из них: март 2002 года - 14 486 руб. 00 коп., май 2022 года - 14 486 руб. 00 коп., июнь 2022 года - 15 935 руб. 00 коп., июль 2022 года - 15 935 00 коп. исполнено истцом надлежащим образом, что подтверждается информацией о суммах и сроках ежемесячных перечислений, с указанием в нем даты, номеров платежных поручений о перечислении ответчику данных сумм, что не оспорено ответчиком в ходе рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, сумма произведенных выплат ФИО1-А. по оказанию государственной помощи за период с марта 2022 года по июль 2022 года составляет 60 842 руб. 00 коп.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная социальная помощь на основании социального контракта производится за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых должно отвечать принципу эффективности необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с частью 1 статьи 8.1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» цель оказания социальной помощи на основании социального контракта - стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации.

Нецелевое использование бюджетных средств выражается в использовании их на цели, не предусмотренные социальным контрактом, и влечет за собой бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению.

Поскольку ФИО1-А. обязана была представлять в уполномоченное учреждение отчеты по 30 ноября 2022 года включительно, с подтверждением факта трудоустройства, продолжая работать. 24 августа 2022 года территориальным отделением принято решение о прекращении оказания ФИО1-А. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи нарушением условий социального контракта, не извещением уполномоченного учреждения об изменениях обстоятельств, являвшихся основанием для принятия решения о назначении государственной социальной помощи, а также невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме и в установленные сроки; непредоставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (подпункты 4. 5 пункта 34 Порядка - обстоятельства, послужившие основанием для решения о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта).

В адрес ФИО1 территориальным отделением направлено уведомление от 24 августа 2022 года №57/22 о прекращении оказания государственной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных денежных средств.

Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, денежные средства в добровольном порядке истцу не возвращены.

Установленные судом обстоятельства ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств, являются основанием для расторжения социального контракта и взыскания суммы денежных выплат по социальному контракту.

Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации и в сроки, предусмотренные программой социальной адаптации.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено суду доказательств надлежащего исполнения условий социального контракта №93-04-0057/22 по оказанию государственной социальной помощи от 15 марта 2022 года, наличия обстоятельств препятствующих исполнению условий контракта, как не представлено и доказательств возврата сумм государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта.

Поскольку истцом предоставлено суду достаточно доказательств в обоснование заявленного требования о взыскании суммы денежных выплат по социальному контракту №93-04-0057/22 по оказанию государственной социальной помощи от 15 марта 2022 года, суд находит требование истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ФИО1-А. в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме в сумме 2 025 руб. 26 коп., подтвержденные платежным поручением № 1222950 от 08 сентября 2023 года.

На основании изложенного, руководствуясь главой 22, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО1 - Ахуновне о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 - Ахуновны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт 04 19 . выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес>, код подразделения 240-002) в пользу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463/ КПП 246601001/ ОГРН 1142468053683, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 60 842 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 025 руб. 26 коп., всего: 62 867 руб. 26 коп. /шестьдесят две тысячи восемьсот шестьдесят семь рублей двадцать шесть копеек/.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Заочное решение может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:                                           О.В. Шевцова

2-1951/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "СИТИУС"
Ответчики
Селина Наталия Юрьевна
Другие
Харитонова А.П.
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярск
Судья
Шевцова Олеся Вадимовна
Дело на странице суда
lenins.krk.sudrf.ru
22.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2024Передача материалов судье
26.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2024Судебное заседание
14.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее