ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-13940/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 4 июля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Пальцева Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-873/2023 (УИД: 02RS0006-01-2023-001507-75) по иску Мамаева Бориса Альбертовича к Отделению МВД России по Улаганскому району об установлении коэффициента за службу в высокогорном районе, взыскании недоначисленного и невыплаченного денежного довольствия, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Мамаева Бориса Альбертовича на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 24 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 07 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пальцева Д.А., объяснения Мамаева Б.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя МВД России, МВД по Республике Алтай, Отделения МВД России по Улаганскому району Селищевой М.С., возражавшей против доводов кассационной жалобы, участвующих посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мамаев Борис Альбертович (далее Мамаев Б.А., истец) обратился в суд с иском к Отделению МВД России по Улаганскому району об установлении коэффициента за службу в высокогорном районе, взыскании недоначисленного и невыплаченного денежного довольствия, компенсации морального вреда, просил, установить с 1 августа 2023 г. коэффициент за службы в высокогорном районе, с применением общего суммарного коэффициента 1,9, взыскать недоначисленное и невыплаченное денежное довольствие за период с 1 августа 2023 г. по 24 октября 2023 г. в размере 34206,22 руб., взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Требования мотивированы тем, что с 22 мая 2000 г. по настоящее время истец проходит службу в органах внутренних дел, в настоящее время в должности начальника отделения уголовного розыска Отделения МВД России по Улаганскому району. Улаганский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. № 58 установлены размеры коэффициентов за службу, в том числе, коэффициент 1,2 за службу в высокогорных муниципальных районах: Кош-Агачский, Улаганский. В ходе ревизии КРУ МВД России выявлено, что в Отделении МВД России по Улаганскому району к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел неправомерно применялся коэффициент 1,2 за службу в высокогорных районах. Вывод КРУ МВД России обоснован тем, что по информации Управления Росреестра по Республике Алтай максимальное значение высоты над уровнем моря в населенных пунктах Улаганского района – 1440 м., в с. Улаган – 1240 м. Полагает данный вывод неверным, поскольку не учтены иные территории Улаганского района, расположенные на высоте более 1500 м., такие как Улаганский перевал 2080 м., то есть для применения коэффициента необходимо учитывать не только населенные пункты, но и всю территорию Улаганского района. С 1 августа 2023 г. денежное довольствие выплачивается ему без учета коэффициента 1,2 за работу в высокогорных районах. В этой связи, истцу не доначислено и не выплачено денежное довольствие в размере 34206,22 руб. за период с 1 августа 2023 г. по 24 октября 2023 г. В связи с нарушением трудовых прав в виде неполной выплаты заработной платы, компенсации подлежит моральный вред, размер которого истец оценил в 10000 руб., также истцом понесены расходы на оплату юридических услуг представителя в размере 6000 руб.
Решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 24 ноября 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 7 февраля 2024 г., исковые требования Мамаева Б.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Мамаев Б.А. просит решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 24 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 7 февраля 2024 г. отменить, как незаконные.
МВД России, МВД по Республике Алтай, Отделения МВД России по Улаганскому району поданы возражения на кассационную жалобу, в которых просят судебные постановления оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях, проверив законность решения и апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Мамаев Б.А. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 22 мая 2000 г., с 12 ноября 2018 г. по настоящее время в должности начальника отделения уголовного розыска Отделения МВД России по Улаганскому району.
1 февраля 2012 г. с Мамаевым Б.А. заключен контракт на прохождение службы в должности оперативного уполномоченного отделения уголовного розыска отделения полиции № МО МВД России по Кош-Агачскому району.
12 ноября 2018 г. с Мамаевым Б.А. заключено дополнительное соглашение в связи с принятием его на должность начальника отделения уголовного розыска Отделения УВД России по Улаганскому району.
Расчетными листками за январь-июль 2023 г. подтверждается, что при исчислении денежного довольствия истца применялся коэффициент 1,2 за службу в высокогорных районах.
По итогам ревизии КРУ МВД России отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МВД по Республике Алтай выявлено, что в Отделении МВД России по Улаганскому району к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел применялся коэффициент 1,2, как к территориям, расположенным на высоте 1500-200м. над уровнем моря. Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай максимальное значение над уровнем моря в населенных пунктах Улаганского района – 1440м., в с. Улаган – 1240м. С целью установления правомерности применения указанного коэффициента в ходе ревизии направлено письмо в ДПД ГУВД России. До поступления разъяснения с ДПД МВД России, МВД по Республике Алтай Отделению МВД России по Республике Алтай указано приостановить применение коэффициента 1,2 за службу в высокогорных районах при начислении денежного довольствия сотрудникам отделения полиции.
В период после 1 августа 2023 г. при начислении и выплате Мамаеву Б.А. денежного довольствия коэффициент 1,2 за службу в высокогорных районах не применялся.
Полагая свои права нарушенными в связи с исчислением денежного довольствия без учета коэффициент в размере 1,2, установленного за службу в высокогорных районах Республики Алтай, Мамаев Б.А. обратился в суд с настоящим иском, просил установить с 1 августа 2023 г. коэффициент за службу в высокогорном районе с применением общего суммарного коэффициента 1,9, взыскать недоначисленную и невыплаченную часть денежного содержания за период с 1 августа 2023 г. по 24 октября 2023 г. в размере 34 206,22 руб., взыскать компенсацию морального вреда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, руководствовался нормами Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 г. № 239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов», исходил из определения места прохождения службы Мамаева Б.А., а именно с. Улаган Улаганского района Республики Алтай, которое согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Алтай находится на высоте 1 240 м, в связи с чем, место прохождения службы не попадает под требования пунктов 2, 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 г. № 239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов».
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами обеих инстанций нормы материального права применены правильно, выводы судом сделаны в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными специальными нормами права.
В силу части 2 указанной статьи, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее также оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее также оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Пунктом 8 части 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 г. № 239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов» (в редакции от 9 апреля 1992 г., действующей до 1 января 2022 г.) Улаганский район отнесен к районам, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно пункту 2 упомянутого постановления в Улаганском районе Республики Горный-Алтай установлены: единый районный коэффициент в размере 1.4, коэффициент к заработной плате за работу в безводной местности в размере 1.3 и коэффициенты за работу в высокогорных районах на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря в размере 1.2 и на высоте свыше 2000 метров – 1.3.
С 1 апреля 2023 г. действует постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. № 58 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», положения которого определяют размер коэффициентов и процентных надбавок к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также правила их применения для расчета денежного довольствия, в том числе, сотрудников внутренних дел, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах.
Согласно пункту 13 Раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. № 58, установлены размеры коэффициентов за службу в высокогорных районах Российской Федерации, районы, в которых применяется коэффициент 1.2 - территории Кош-Агачского, Улаганского муниципальных районов Республики Алтай, расположенные на высоте 1500 – 2000 метров над уровнем моря.
В соответствии с Правилами применения коэффициентов, размер коэффициентов, применяемых к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел, устанавливается применительно к району или местности дислокации органа (организации, учреждения) либо подразделения, в котором сотрудник исполняет свои обязанности, или месту исполнения должностных обязанностей по должности, занимаемой сотрудником, определенных соответствующим правовым актом Президента Российской Федерации, правовым актом Правительства Российской Федерации, правовым актом федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена служба, штатом (штатным расписанием) органа (организации, учреждения) или приказами уполномоченных на то начальников руководителей) органов (организаций, учреждений).
Приказом МВД России от 31 марта 2021 г. № 181 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, согласно которому денежное довольствие сотрудника, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выплачивается с учетом коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 46 Порядка).
Таким образом, из буквального толкования указанного правового акта следует, что основанием для применения коэффициента 1.2 является прохождение лицом службы в высокогорном районе на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря, соответственно для применения коэффициента 1,3 прохождение лицом службы в высокогорном районе на высоте свыше 2000 метров.
При этом, в Улаганском районе Республики Горный Алтай, как следует из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 г. № 239, могут применяться разные коэффициенты в зависимости от расположения местности над уровнем моря, на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря в размере 1,2 и на высоте свыше 2000 метров – 1,3.
Доводы кассационной жалобы о том, что истецосуществлял трудовую деятельность на всей территории Улаганского района не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку, как правильно указано судом апелляционной инстанции, в соответствии с трудовым контрактом от 1 февраля 2012 г., заключенным с Мамаевым Б.А., место его работы определено в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай, который не расположен на высоте выше 1500 м., что подтвердилось сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Алтай.
В целом, доводы кассатора выражают несогласие с выводами судов и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции. так как в соответствии со статьями 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами первой и апелляционной инстанций верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 24 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 07 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мамаева Бориса Альбертовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: