Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Олейника И.И.,
при секретаре Литиковой М.Е.,
с участием прокурора Загидулиной Л.В.,
представителя ответчика Урманчеева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
01 марта 2012 года гражданское дело по иску прокурора Корткеросского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Коми тепловая компания» об обязательстве получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для котельной, расположенной в п....,
установил:
Прокурор Корткеросского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Коми тепловая компания» об обязательстве в срок до 01.07.2012 г. получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для котельной, расположенной в ...
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика с иском согласился, при этом просил установить срок устранения нарушений до 01.09.2012 г., указав, что в настоящее время предприятием ведется работа по получению требуемого разрешения.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ОАО «Коми тепловая компания» на основании Устава осуществляет в числе других видов хозяйственной деятельности производство, передачу и распределение пара и горячей (тепловой) энергии юридическим и физическим лицам. Для обеспечения указанного вида деятельности в составе имущества предприятия находится котельная, расположенная в ....
Указанная котельная отапливается твердым топливом – углем, продуктами сгорания которого являются зола угольная, сернистый ангидрид, окись углерода, диоксид азота, то есть при ее эксплуатации осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв;
В соответствии со ст.34 Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст.39 Закона).
Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливаются Федеральным законом от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», который направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Статьей 1 указанного Закона определено, что вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В соответствии с п.1 ст.14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что при эксплуатации котельной, расположенной в ..., осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, то есть оказывается негативное воздействие на окружающую среду, при этом ОАО «Коми тепловая компания» до настоящего времени не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, суд находит исковые требования Прокурора Корткеросского района подлежащими удовлетворению. При этом суд полагает возможным установить ответчику срок для получения разрешения до 01.09.2012 г.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Прокурора Корткеросского района.
Обязать ОАО «Коми тепловая компания» в срок до 01.09.2012 г. получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для котельной, расположенной в ....
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник