Дело № 2-968 (2021)
59RS0005-01-2020-008800-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Опря Т.Н.
при секретаре Боровиковой К.А.
с участием истца Корякова В.А., представителя истца Новикова С.Б., ответчика Радкевич Л.А., представителя третьего лица Авдошиной Т.М. Хлопотовой А,А., представителя третьего лица ООО «УК «КОД» Лазуковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корякова Владимира Александровича к Радкевич Людмиле Александровне о признании решения собрания недействительным,
у с т а н о в и л:
Коряков В.А. обратился в суд с иском к Радкевич Л.А. о признании решения общего собрания собственников недействительным, указав, что является собственником нежилого помещения общей площадью 110,8 кв.м, расположенного на первом этаже дома по адресу: <адрес>. 31.10.2017 г. между истцом и ООО «Управляющая компания качественное обслуживание домов» заключен договор №-С о возмещении затрат, в котором предусмотрен расчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома. 30.10.2020 г. истцом было получено уведомление, об установлении дополнительных начислений к тарифу за содержание жилья, от ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» с приложением копии протокола № внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, г. Пермь в форме очно-заочного голосования от 31.10.2020 г. Так же к уведомлению, для ознакомления и подписания было приложено дополнительное соглашение № к договору №-С от 31.10.2017 г., в котором были отражены указанные дополнительные начисления. Считает решения собрания незаконными. Истец не был надлежащим образом извещен о предстоящем собран и, его времени и месте, а также о его повестке. Вопрос 2 об установлении дополнительных начислений к тарифу, не относиться к компетенции общего собрания, решение по данному вопросу было принято с существенным нарушением ЖК РФ. Управляющая организация должна была предоставить собственникам помещений предложение о размере платы на содержание жилого помещения не позднее 30 дней со д о дня проведения собрания. При этом должен быть представлен расчет (смета) с обоснование размеры платы. Размер должен быть одинаковым для всех собственников помещений. Протокол оформлен ненадлежащим образом, отсутствует список лиц принимавших участие в голосовании, отсутствуют реквизиты документов подтверждающих прав собственности, количество голосов. Отсутствует кворум для принятия решений. Просит признать недействительным протокол № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, г. Пермь в форме очно-заочного голосования от 31.02.2020 г.
Истец, в судебном заседании на требованиях настаивал, считает, что собрание проведено с нарушениями. Его о собрании не извещали, так же пояснил, что права его нарушены тем, что при увеличении и установлении дополнительной платы, для дворника, именно для него как собственника нежилого помещения, должно быть экономическое обоснование. Установление ограждения земельного участка, парковочных мест, должен быть кворум 2/3 голосов собственников помещений. Просит признать решение собрания недействительными
Представитель истца, Новиков С.Б. на заявленных исковых требованиях настаивал, считает, что решение собрания недействительны. Пояснив, что заполнено всего 73 бюллетеня из которых 47 соответствуют требованиям кодекса, в голосовании приняло участие собственники помещений от 25-28 %. Истца о собрании не уведомили, оснований для увеличения доплаты истцу, не имеется. На собрании отсутствовал необходимый кворум, в том числе и по вопросам 4,5 по ограждению земельного участка и установление парковочных мест.
Ответчик с требованиями не согласилась, считает проведенное собрание собственников многоквартирного жилого дома проведенным в соответствии с законодательством. Кворум имелся. Решения принимали собственники. Пояснила, что решили повысить заработную плату дворнику, так как работы стало у него больше, из за того, что у истца нежилое помещение, больше мусора, наледи, приходиться больше времени тратить на уборку Территорию дома решили загородить, так как дом находится рядом с дорогой и застройкой, чтобы посторонние машины не заезжали на территорию. парковочные места решили определить, чтобы машины ставили собственники дом, без определения конкретного места.
Представитель третьего лица, ООО «УК «КОД», с заявленными требованиями не согласился. Считает решение общего собрания законным и обоснованным. Пояснил, что ответчик является председателем совета дома. Собрание проводиться по бюллетенями, которые сдаются в управляющую компанию. Так же представитель пояснил, что у ООО «УК «КОД» дворников нет, дворники нанимаются подрядной организацией, по договору лизинга. ООО «УК «КОД» платит за проделанную работу подрядной организации, подрядная организация выплачивает заработную плату дворнику.
Представитель третьего лица Авдошиной Т. М., Хлопотова А.А. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснив, что дворник убирает двор каждый день, дополнительная нагрузка из-за пекарни. Бюллетени выдавали присутствующим лица, потом распространили через почтовые ящики.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;
1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;
1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;
1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;
2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на представление документов на согласование переустройства и (или) перепланировки помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания;
3.2) принятие решений об использовании при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования системы или созданной на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации региональной информационной системы, используемой для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - региональная информационная система), при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также иных информационных систем независимо от способа управления многоквартирным домом;
3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания);
3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
3.5) принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
4.4) принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
4.5) принятие решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
4.6) принятие решения о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, а также принятие решения об исключении многоквартирного дома из границ такой территории, из проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки или из решения о комплексном развитии территории жилой застройки;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 45 ч.3 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно ч. 4, 5 ст. 45 Жилищного кодекса РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
В соответствии со ст. 46 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В соответствии со ст. 48 Жилищного кодекса РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: 1) сведения о лице, участвующем в голосовании; 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; 3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».
При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.
Согласно ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
В силу ст. 181.3 Гражданского кодекса РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Согласно ст. 181.4 Гражданского кодекса РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.
Согласно ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 2) принято при отсутствии необходимого кворума.
В судебном заседании установлено, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 110,8 кв.м., по адресу: <адрес>,
Ответчик Радкевич Л.А. является собственницей 2/9 доли жилого помещения, расположенного в доме по адресу: <адрес>.
31 августа 2020 года в доме по <адрес>, г.Перми было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования (л.д. 11-13).
Из уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме следует, что до сведения собственников многоквартирного дома <адрес>, г.Перми была доведена информация о том, что общее собрание состоится 10 августа 2020 года в 19 час. 00 мин. по инициативе собственника Радкевич Л.А., <адрес>.
Место проведения очной части собрания указан адрес: <адрес>, детская площадка. Заочная часть очно-заочного голосования состоится с 10.08.2020 г. по 31.08.2020 г. путем заполнения бюллетеней для голосования по указанной повестке дня. Последняя дата принятия бюллетеней установлена до 19-00 ч. 31.08.2020 г.
Согласно протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> в форме очно-заочного голосования от 14.02.2020 г., инициатором собрания выступила Радкевич Л.А. В общем собрании собственников многоквартирного дома приняли участие собственники 1802,5 кв.м., составляющие 53,2%. Кворум для принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, имеется, собрание признано правомочным.
На повестку дня общего собрания поставлены следующие вопросы: избрание председателя, секретаря общего собрания; установление дополнительных начислений к тарифу на содержание жилья утвержденному администрацией г. Перми для нежилых помещений в размере 2000 руб. в месяц в период с 01 мая по 31 октября; 3000 руб. в месяц в период с 01 ноября по 30 апреля в связи с установлением ежемесячной доплаты дворнику для осуществления уборки земельного участка примыкающего к нежилым помещениям; поручение ООО «УК «КОД» уведомить собственников нежилых помещений о принятом решении в течении 5 рабочих дней с момента получения протокола общего собрания и производить дополнительные начисления с первого числа месяца, следующего за тем в котором было принято настоящее решение; установление ограждения придомовой территории по границам межевания земельного участка МКД по <адрес> с оборудованием шлагбаума по <адрес> на границе земельных участков МКД по <адрес> и <адрес>, за счет средств текущего ремонта в пределах собираемости; установление парковочных мест на земельном участке Иньвенская, 13 без выделения индивидуальных мест для жителей дома с возможностью использования любого свободного места всеми собственниками помещений МКД по <адрес>;утверждение порядка оформления и места хранения протокола общего собрания; Утверждение способа доведения до сведения собственников помещений решения общего собрания и итогов голосования путем размещения информации на первом этаже каждого подъезда много квартирного дома, принятие решения о переходе прав и обязанностей принадлежащих ООО «УК «КОД» по настоящему протоколу в случае смены формы управления либо управляющей организации.
По первому вопросу повестки дня собственники помещений решили: избрать председателем собрания Радкевич Л.А. (<адрес>), в качестве секретаря (с обязанностями подсчета голосов) Авдошину Т.М. (<адрес>); по второму вопросу принято решение об установлении дополнительных начислений к тарифу на содержание жилья утвержденному администрацией г. Перми для нежилых помещений в размере 2000 руб. в месяц в период с 01 мая по 31 октября; 3000 руб. в месяц в период с 01 ноября по 30 апреля в связи с установлением ежемесячной доплаты дворнику для осуществления уборки земельного участка примыкающего к нежилым помещениям; по третьему вопросу поручили ООО «УК «КОД» уведомить собственников нежилых помещений о принятом решении в течении 5 рабочих дней с момента получения протокола общего собрания и производить дополнительные начисления с первого числа месяца, следующего за тем в котором было принято настоящее решение; по четвертому вопросу приято решение об установлении ограждения придомовой территории по границам межевания земельного участка МКД по <адрес> с оборудованием шлагбаума по <адрес> на границе земельных участков МКД по <адрес> и <адрес>, за счет средств текущего ремонта в пределах собираемости; по пятому вопросу об установлении парковочных мест на земельном участке Иньвенская, 13 без выделения индивидуальных мест для жителей дома с возможностью использования любого свободного места всеми собственниками помещений МКД по <адрес>;по шестому вопросу утвердили следующий порядок оформления протокола: подписание протокола председателем и секретарем общего собрания, место хранение протокола: ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» (ИНН №) <адрес>; по седьмому вопросу о доведения до сведения собственников помещений решения настоящего общего собрания путем размещения письменного сообщения на 1 этажах в подъездах МКД; по восьмому вопросу в случае смены формы управления либо управляющей организации все права и обязанности принадлежащие ООО «УК «КОД» по настоящему протоколу переходят к вновь избранной управляющей организации.
Как следует из протокола подсчетов количество голосов собственников, принявших участие в голосовании 1802,5 кв.м., что составляет 53,2 % от общего числа голосов собственников 3388,90 кв.м.
Обращаясь в суд с иском, истец ссылается на нарушение порядка созыва, об отсутствии кворума, нарушение закона при принятии решения по второму вопросу.
Обращаясь с требованиями о признании протокола собрания недействительным, истец фактически оспаривает решения собрания, которые зафиксированы данном протоколе.
В силу части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Доводы истца, что о собрании его надлежаще не уведомили судом во внимание не принимается, поскольку согласно пояснений ответчика, извещение о собрании вывешивалось на информационных стендах в подъездах, на информационной доске со стороны торца, находящегося рядом с помещением истца. Иного истцом не представлено.
Суд считает, что неполучение истцом уведомлений о проведении собрания, не свидетельствует о том, что истец не был извещен о дате проведения собрания.
Установлено, что при проведении очного собрания кворума не имелось, проводилось заочное собрание, собственники получали бюллетени, которые также раскладывались по почтовым ящикам. Бюллетени принимались организаторами собрания с 10.08.2020 г. до 31.08.2020 г.
Истец считает, что решение собрания незаконно, поскольку отсутствует кворум для принятия решений.
Доводы истца, что собрание не правомочно, поскольку отсутствует кворум, судом отклоняется в части голосования по вопросам 1,2,3,6,7,8.
Для расчета кворума судом взяты голоса только собственников помещений на момент голосования, доля каждого собственника исходя из, выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных Управлением Росреестра по Пермскому краю. При этом суд учитывает долю каждого собственника, в том числе исходя из прав нескольких собственников на одну и ту же квартиру. Количество голосов участников долевой собственности рассчитывается пропорционально принадлежащей им доли в праве общей долевой собственности.
Кроме того, суд учитывает, что при наличии права совместной собственности, то обстоятельство, что собственники вправе согласно гражданского законодательства высказывать мнение относительно долей совместных собственников друг за друга, т.е. при наличии совместной собственности суд учитывает долю всей квартиры в случае наличия голоса в листе одного из совместных собственников. Данный вывод следует из смысла ст. 253 Гражданского кодекса РФ, что распоряжение общим совместным имуществом осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
Также, суд учитывает, что интересы лиц, не достигших возраста 18 лет представляют их законные представители в соответствии с гражданским законодательством, т.е. при подсчете учитывается доля несовершеннолетнего, при наличии подписи в бюллетени законного представителя.
При этом суд учитывает, по <адрес> Голосовали ФИО7 ФИО8 (Мухаева), ФИО9, ФИО10 по 1/5 доли, 48,24 голоса, по <адрес> голосовали ФИО11, ФИО12 31,06 голосов, по 47квартире, голосовала только ФИО13 -1/9 доля в праве 4,97 голоса, 57 квартира ФИО14 1/3 доли в праве собственности 19,8 голосов, по <адрес>, исключает голос ФИО15, 5/9 доли в праве собственности, поскольку голосовал ФИО16, доверенность не представлена, по указанной квартире суд учитывает голоса ФИО17, и Радкевич Л.А. по 2/9 доли, т. е 25,6 голосов по 67 квартире ФИО18 1/3 доли в праве собственности 20,46 голосов. Также суд учитывает, что по <адрес> ФИО19. принадлежит 25,8 кв.м,и 14,9 кв.м соответственно ей принадлежит 40,7 голосов, 23 квартира площадь 25,9 и 21.9 кв.м собственник ФИО20, принадлежит 47,8 голосов.
Общее число голосов собственников в <адрес>,9 кв.м., приняли участие в голосовании 1830,47, что составляет более 50% голосов от принявших участие в голосовании.
Судом не принимаются доводы представителя истца, доводы, что практически все бюллетени имеют признаки фальсификации, отсутствуют полные данные собственника, площадь помещения документ на основании которых он является собственником, поскольку достоверных доказательств, что собственники, чьи бюллетени представлены суду не принимали участие в собрании не голосовали, бюллетени не подписывали, не представлено, собственники приняли участие в голосовании о чем имеются бюллетени.
Следует отметить, что истец при обращении в суд с данным иском выполнил обязанность по извещению собственников о намерении обратиться в суд, однако иные собственники не присоединились к требованиям истца, решение собрания не оспаривали.
Основанием для отмены решения общего собрания собственников многоквартирного дома является не любое нарушение требований или формальностей, а лишь такие существенные нарушения закона, из-за которых невозможно определить истинную волю большинства собственников, и если такое решение нарушает права и законные интересы оспаривающего его лица.
Таким образом, на момент принятия решения и составления протокола 31.08.2020 г по вопросам 1,2,3,6,7,8 в голосовании приняли участие собственники жилых помещений и долей в них, обладающие в собственности площадью помещений более 50 %, то есть на момент принятия решения кворум имелся, собрание в указанной части является правомочным.
Анализируя представленные доказательства по делу в их совокупности, пояснения сторон, суд приходит к выводу, что нарушения процедуры голосования и уведомления истца, являются не существенными для признания общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме незаконным, поскольку суд при рассмотрении заявления собственника об обжаловании решения собрания вправе как отменить обжалуемое решение, так и оставить его в силе, если голос собственника не мог повлиять на результаты голосования, а допущенные нарушения не являются существенными, при этом принятое решение не повлекло за собой причинение убытков собственнику. Поскольку закон связывает возможность судебного оспаривания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с наличием совокупности условий. При этом, наличие каких-либо нарушений процедуры созыва и проведения собраний, само по себе, не влечет безусловной необходимости признания решения собрания незаконным, при условии, что иные основания, предусмотренные законом, отсутствуют. Оспаривая решение общего собрания, по данным доводам истцом убедительных доводов и доказательств в подтверждение своих доводов, о реальном нарушении его прав при созыве собрания, не представлено.
В то же время суд соглашается с доводами истца, о признании недействительными решения собрания по вопросу 2,4,5 собрания оформленного протоколом от 31.08.2021г.
Согласно вопросу 2 принято решение, установить дополнительные начисления к тарифу на содержание жилья утвержденному администрацией г. Перми для нежилых помещений в размере 2000 руб. в месяц в период с 01 мая по 31 октября; 3000 руб. в месяц в период с 01 ноября по 30 апреля в связи с установлением ежемесячной доплаты дворнику для осуществления уборки земельного участка примыкающего к нежилым помещениям.
Согласно положениям ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с п. 1 ст. 37 ЖК РФ Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Данные расходы состоят, в том числе из расходов на текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункты 1, 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, положениями ЖК РФ, каждый собственник помещений должен вносить плату за содержание общего имущества, исходя из размера своей доли в праве общей собственности на общее имущество; размер оплаты за содержание общего имущества дома зависит от размера расходов, необходимых на содержание общего имущества дома, и размера соответствующего помещения, принадлежащего собственнику. При этом действующее законодательство не ставит в зависимость размер оплаты за содержание общего имущества дома от других параметров соответствующего помещения (в том числе, от нахождения помещения на определенном этаже дома, либо использование помещения под коммерческие цели).
В законодательстве не исключена возможность учета при принятии решения особенностей помещений (в частности, их назначения), а также иных объективных обстоятельств, которые при соблюдении баланса интересов различных категорий собственников могут служить достаточным основанием для изменения долей их участия в обязательных расходах по содержанию общего имущества.
Возможность установления разного размера платы за содержание жилого помещения для жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирном доме не исключается, однако, в любом случае размер такой платы устанавливается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.31 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно п.31 Правил, указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Как следует из решения собрания, собственники решили повысить размер заработной платы дворнику, для осуществления уборки земельного участка примыкающего к нежилому помещения, собственником которого является истец, в летний период 2000 рублей в месяц, в зимний период 300рублей в месяц. Суд считает, что данное решение противоречит вышеуказанным требованиям закон.
Тариф на содержание жилья для собственника нежилого помещения, решением собрания не изменялся, установлена доплата дворнику за счет собственника нежилого помещения. Ответчиком, в материалы дела не представлены доказательства подтверждающие необходимость начисления для собственника нежилого помещения размера обязательных платежей в большем размере, чем с собственников жилых помещений, равно как и не представлено доказательств, что ранее установленные платежи были не достаточны для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания многоквартирного дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.
Кроме того, как установлено, из пояснений третьего лица, ООО «УК «КОД» трудовых отношений с лицом, который ведет уборку территории дома, не имеется. ООО «УК «КОД» за указанными услугами обращается в подрядную организацию, которая ведет свой расчет с работником.
На основании изложенного решение собрания по 2 вопросу, суд считает противоречащим закону и решение собрания в указанной части подлежит признанию недействительным.
Суд считает обоснованными доводы истца, что решение собрания по вопросам № 4, 5 установления ограждения придомовой территории по границам межевания земельного участка с оборудованием шлагбаума, установления ограждения парковочных мест, является незаконным в связи с отсутствуем кворума для принятия данных решений.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ, а именно п. 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;
По указанным вопросам решения принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, что так же относиться к компетенции собрания собственников. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ такие решения принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.
Само по себе ограждение на границе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с установкой шлагбаума, является ограничением при его пользовании, поскольку ограничивает доступ на земельный участок лиц, в том числе и собственников дома. Установление ограждения парковочных мест, также относиться к пределам использования земельного участка. Также, установлено, что в настоящее время, установлены отдельные парковочные места, с ограждением, которые занимают жители многоквартирного дома, что в судебном заседании не отрицала ответчик.
Земельный участок на котором расположен многоквартирный дом входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Принятие решений о пределах использования земельного участка должно быть принято не менее 2/3 голосов всех собственников помещений многоквартирного дома.
В судебном заседании установлено, что в принятии решения по данным вопросам проголосовало более 50% голосов, тогда как необходимо было 2/3 голосов от 3 388,9, должно было проголосовать 2 259,26, тогда как проголосовало 1830,47. Таким образом решения собрания в указанной части следует признать недействительными.
Довод истца о том, что нарушаются его права решением принятым по вопросу 7, о способе довести до сведения собственников помещений решения настоящего общего собрания путем размещения письменного сообщения на 1 этаже в подъездах МКД, во внимание не принимается, права истца данным пунктом не нарушены, кворум для принятия решения имелся, кроме того в соответствии с ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> г.Перми, оформленное протоколом 2/2020 от 31 августа 2020г. в части : по вопросу № 2 об установлении дополнительных начислений к тарифу на содержание жилья утвержденному администрацией г.Перми для нежилых помещений, в размере 2 000рублей в месяц в период с 01 мая по 31октября, 3 000рублей в месяц в период с 01ноября по 30 апреля, в связи с установлением ежемесячной доплаты дворнику для осуществления уборки земельного участка примыкающего к нежилым помещениям ; по вопросу 4 и 5 установление ограждения придомовой территории по границам межевания земельного участка многоквартирного дома с оборудованием шлагбаума, установления ограждения парковочных мест на земельной участке по <адрес> г.Перми.
В удовлетворении остальной части требований Корякову В.А. -отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись копия верна судья