УИД 57RS0023-01-2023-004749-20
Дело № 2-3746/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Доровых Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой Ю.В.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кромского района Орловской области в интересах Злобина Ю.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами,
установил:
прокурор Кромского района Орловской области обратился в суд с иском в интересах Злобина Ю.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указав на то, что прокуратурой Кромского района проведена проверка по вопросу нарушения прав льготной категории граждан на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, в ходе которой установлено, что Злобин Ю.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, наблюдается в БУЗ ОО «<данные изъяты>» со <данные изъяты>, относится к числу лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи за счет регионального бюджета.
Несмотря на наличие медицинских показаний для приема лекарственных препаратов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», Злобин Ю.А. обеспечивается ими ненадлежащим образом.
Учитывая изложенные обстоятельства, процессуальный истец просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Злобина Ю.А. лекарственными препаратами «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Кромского района Орловской области Харькова Д.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, <данные изъяты> (коды заболеваний по международной классификации болезней (<данные изъяты>).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с которым в группе "категории заболеваний" поименован онкологические заболевания, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Злобин Ю.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, является <данные изъяты>, наблюдается в БУЗ ОО «<данные изъяты>» со <данные изъяты>, включен в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, вследствие чего имеет право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врачей бесплатно.
В связи с имеющимся заболеванием, Злобину Ю.А. лечащим врачом были назначены лекарственные препараты «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», которые включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р.
Вместе с тем, Злобин Ю.А. ненадлежащим образом обеспечивался лекарственным препаратом «<данные изъяты>», что подтверждается счетом на пациента, из которого следует, что Злобин Ю.А. не был обеспечен лекарственным препаратами: «<данные изъяты>» по рецептам от 09.02.2024, от 20.03.2024, от 23.04.2024, рецепт от 24.05.2024 до настоящего не обслужен и находится на отсроченном обеспечении в аптечном пункте.
При этом лекарственным препаратом «<данные изъяты>», согласно счету пациента Злобин Ю.А обеспечен по всем выписанным в 2024 году рецептам, в связи с чем, оснований для возложения обязанности на Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Злобина Ю.А. вышеуказанным лекарственным препаратом у суда не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора и возложении на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности обеспечить Злобина Ю.А. лекарственным препаратом «<данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лечащим врачом.
При этом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд, в соответствии с положениями статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает необходим обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Кромского района Орловской области в интересах Злобина Ю.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами – удовлетворить частично.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН №***, ОГРН №***) бесплатно обеспечить Злобина Ю.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт: серия №*** №***) лекарственным препаратом «<данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лечащим врачом.
Обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 16 июля 2024 года
Председательствующий Е.А. Доровых