Решение по делу № 2а-8186/2018 от 28.06.2018

К делу № 2а-8186/2018

Решение

Именем Российской Федерации

«18» июля 2018 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодар в составе:

председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,

секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Головко В.С, к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, понуждении к восстановлению нарушенных прав,

Установил:

Головко В.С, обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, понуждении к восстановлению нарушенных прав. В обоснование иска указано, ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар отказал истцу в формировании на бюджетной основе земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес>. Причиной для отказа в формировании земельного участка послужил то, что спорный земельный участок согласно Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года № 19 п. 6, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1.), которая не предполагает образование земельного участка с видом разрешенного использования «малоэтажный жилой дом». Истец полагает вышеуказанные действия Администрации незаконны и нарушают его права и законные интересы. Просит суд признать отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в формировании на бюджетной основе земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес> незаконным; обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар осуществить весь комплекс мер по формированию на бюджетной основе и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворить исковые требован по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар отказал истцу в формировании на бюджетной основе земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес>. Причиной для отказа в формировании земельного участка послужил то, что спорный земельный участок согласно Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года № 19 п. 6, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1.), которая не предполагает образование земельного участка с видом разрешенного использования «малоэтажный жилой дом».

Однако, расположение дома, введенного в эксплуатацию в 1971 году, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, не может являться препятствием для формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом. Поскольку обращение граждан с заявлением о формировании земельного участка и последующее формирование земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Тогда как утвержденные в 2007 года Городской думой г. Краснодара Правила землепользования и застройки предполагают определение видов разрешенного использования в пределах соответствующих территориальных зон для незастроенных в установленном законом порядке и вновь образованных земельных участков.?

Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар в письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что в соответствии с частями 8, 9 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Градостроительным кодексом РФ установлен запрет и изменение видов разрешённого использования на несоответствующие градостроительным регламентам. Данная норма закона не распространяет свое действие на первичное образование земельных участков под объектами, возведёнными на законном основании. Виды разрешённого использования в таких случаях принимается в соответствии с видом разрешенного использования по документам и берется из актуальной редакции классификатора вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540.

Отсутствие в зонах Ж.1.1. и Ж.1.2. вида разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная застройка» не создает препятствий для образования земельных участков под многоквартирными домами.

Департаментом архитектуры и градостроительства не принял во внимание принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем жилого дома, а так же то обстоятельство, что законодатель, возлагая на органы местного самоуправления обязанность формирования земельных участков под многоквартирными домами, преследовал цель юридического оформления уже сложившихся, существующих отношений, предполагающих отнесение земельного участка под многоквартирным жилым домом к имуществу общего пользования, которое согласно положений п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, поскольку в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Отказ Департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес> противоречит ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодек Российской Федерации», Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года № 12-П, Постановлению главы муниципального образования г. Краснодар от 30.05.2008 года № 1370 «О формировании земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета», Постановлению администрации муниципального образования г. Краснодар от 01.12.2010 года № 9774 «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования г. Краснодар от 30.05.2008 года № 1370 «О формировании земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования г. Краснодар)», Постановлению администрации муниципального образования г. Краснодар от 31.12.2015 года № 8947 «Об утверждении Порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета», и нарушает права истца на формирование земельного участка под указанным жилым домом и постановку его на кадастровый учет за счет средств бюджета муниципального образования г. Краснодар, что препятствует возникновению права общей долевой собственности собственников помещений данного шестиквартирного жилого дома на указанный земельный участок момента его формирования и постановки на кадастровый учет.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодек Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. 5. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года № 12-П, законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления. При этом, законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ. Законодатель, возлагая на органы местного самоуправления обязанность формирования земельных участков под многоквартирными домами, преследовал цель юридического оформления уже сложившихся, существующих отношений, предполагающих отнесение земельного участка под многоквартирным жилым домом к имуществу общего пользования, которое согласно положений п.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, поскольку в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом. Собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

При этом обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений (многоквартирный жилой дом возведен на земельном участке еще в 1971 году). Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Согласно Постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 31.12.2015 года № 8947 «Об утверждении порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета» проведение работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в случае если до 01.03.2005 такие земельные участки были не сформированы (далее - земельные участки), осуществляется департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар на основании обращения лиц, указанных в подпунктах 2.2.1-2.2.4 пункта 2 данного постановления. Указанные работы проводятся за счёт средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на соответствующий финансовый год и включают в себя проведение полного комплекса работ по формированию указанных земельных участков.

В Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар были предоставлены все документы, предусмотренные пунктами 2.2.3. и 2.2.4 вышеуказанного постановления, необходимые для оказания данной муниципальной услуги. При этом перечень необходимых документов является исчерпывающим. Однако в формировании земельного участка было отказано по причине, независящей от меня и иных собственников помещений данного многоквартирного жилого дома. На Департамент архитектуры и градостроительства возлагается обязанность проведения полного комплекса работ, необходимых для формирования земельного участка.

Формирование земельного участка - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 года, Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка (п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Описание земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствии с заявкой на выполнение работ и правилами учета, в объеме который необходим для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом не требуется принятие соответствующим органом власти решения о предоставлении его в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома. Федеральное законодательство возлагает на местные органы власти лишь обязанность по формированию земельного участка, что предполагает установление его границ и постановку на кадастровый учет.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года № 12-П, собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).

Согласно пункту 68 Постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган) организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обстоятельства дела, установленные в ходе судебного следствия и анализ сложившейся ситуации, позволяют суду сделать вывод о том, что административное исковое Головко В.С, к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, понуждении к восстановлению нарушенных прав подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного,

и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд

Решил:

Административные исковые требования Головко В.С, к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, понуждении к восстановлению нарушенных прав, удовлетворить.

Признать решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об отказе в формировании на бюджетной основе земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>, незаконным.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрацию муниципального образования город Краснодар осуществить весь комплекс мер по формированию на бюджетной основе и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –

2а-8186/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Головко В. С.
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар
Суд
Прикубанский районный суд г. Краснодара
Судья
Ермолов Георгий Николаевич
Дело на странице суда
krasnodar-prikubansky.krd.sudrf.ru
28.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2018[Адм.] Судебное заседание
18.07.2018[Адм.] Судебное заседание
18.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2018[Адм.] Дело оформлено
18.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее