Решение по делу № 33-11605/2023 от 27.06.2023

Судья Баташева М.В. 61RS0004-01-2023-000337-82

     дело № 33-11605/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2023 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей: Тактаровой Н.П., Федорова А.В.,

при секретаре Загутиной С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-988/2023 по иску Чумакова Александра Борисовича к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» об установлении факта выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджико-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, признании права на получении мер социальной поддержки по апелляционной жалобе ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 апреля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Федорова А.В., судебная коллегия

установила:

Чумаков А.Б. обратился в суд с иском к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» об установлении факта выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджико-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, признании права на получении мер социальной поддержки, указав в обоснование требований, что в период с 07.08.1995 по 15.10.1995, он в составе оперативной группы военнослужащих выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, будучи командирован из войсковой части (далее по тексту в/ч) ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (гарнизон Галёнки Дальневосточный военный округ) в войсковую часть пп. 55143, входившую в состав Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан для выполнения специального задания.

В соответствии с пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 3 и Раздела III Приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» он обратился в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», однако в выдаче удостоверения ему отказано, поскольку представленные им документы не соответствуют требованиям абз. 4 п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ (приложение к приказу МО РФ от 29.09.2017 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), так в представленных материалах (в том числе в архивной справке от 17.06.2016, от 10.12.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) отсутствуют: выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие его участие в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г.; документы, подтверждающие получение Чумаковым А.Б. в связи с выполнением задач ранения, контузии или увечья, реализованный наградной материал на Чумакова А.Б.

Полагая данный отказ незаконным, истец просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», установить юридический факт выполнения им задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с 07.08.1995 по 16.10.1995.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 апреля 2023 г. исковые требования Чумакова А.Б. удовлетворены частично.

Суд установил факт участия Чумакова А.Б. в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан с 07.08.1995 по 16.10.1995.

В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют приказы командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие заявителя в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию порядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан или документы, подтверждающие непосредственное участие заявителя в боевых действиях на указанной территории в соответствующий период.

По мнению апеллянта, представленный истцом послужной список и справка не могут быть приравнены к документам, указанным абз. 4 п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации (приложение к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2017 № 595).

Приказы о командировании подтверждают лишь факт нахождения истца в определенный период времени на территории другого государства.

То обстоятельство, что истец является получателем соответствующих льгот в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», в части льготного исчисления выслуги лет, и в соответствии с решением суда он приобрел право на доплату суточных за нахождение в командировке на территории Республики Таджикистан, не подтверждают непосредственное участие истца в боевых действиях, не являются основанием для приобретения им статуса ветерана боевых действий.

Поэтому оснований для установления факта участия и выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, не имелось.

Чумаковым А.Б. в материалы дела поданы возражения, в которых истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица Военного комиссариата г. Таганрога Ростовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление (л.д. 145).

Рассмотрев материалы дела, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Как следует из раздела III Приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам отнесены, в том числе лица, выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 г.; с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах»), а также наличие документов, подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).

Периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в боевых действиях (выполнении задач) устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Чумаков А.Б. с 1982 по 1999 гг. проходил службу в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации.

Приказом командира в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 01.08.1995 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН был направлен в командировку из в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с 07.08.1995 по 16.10.1995 в г. Кокайды для выполнения специального задания, что подтверждается копией командировочного удостоверения, которое содержит отметку о прибытии в войсковую часть полевая почта 55143 07.08.1995 и убытии из войсковой части полевая почта ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА 15.10.1995, заверенной гербовой печатью.

Из архивной выписки от 10.12.2019 за подписью начальника филиала ФГКУ «Центрального архива МО РФ в г. Хабаровск» следует, что в приказе командира в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.07.1995 указано о том, что нижепоименованный личный состав откомандировать для выполнения специального задания в г. Кокайды с 07.08.1995, выплатить денежное довольствие за август, сентябрь 1995 г. майору Чумакову А.Б. Дополнительно сообщают, что другие приказы на хранении отсутствуют, в исторической справке в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА за 1947-2009 гг. участия личного состава в спец. задании на территории Республики Таджикистан в 1995 г. не отражено.

Из послужного списка Чумакова А.Б. согласно разделу 13 «Участие в войнах и других боевых действиях по защите СССР. Военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях» следует, что в период с 07.08.1995 по 16.10.1995 Чумаков А.Б. находился в составе Коллективных миротворческих сил, выполняя задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.1998 № 280 имеет право на исчисление выслуги лет на пенсию один месяц службы за три месяца.

Из справки, выданной Чумакову А.Б. командованием в/ч пп. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА следует, что Чумаков А.Б. находился в период с 07.08.1995 по 16.10.1995 в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, выполняя задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта.

Согласно копии расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию подполковника Чумакова А.Б., датированной маем 1999 г., в разделе III указано: «Периоды службы, исчисляемые на льготных условиях: а). Один месяц службы за три месяца; указан период прохождения службы (спецкомандировки) в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан и выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте: 07.08.1995 по 15.10.1995».

Вступившим в законную силу решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 15.05.2002 на командование в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА возложена обязанность произвести доплату суточных Чумакову А.Б. за период нахождения в командировке на территории Республики Таджикистан с 07.08.1995 по 16.10.1995. (исполнительный лист №1 от 10.06.2002).

Из ответа от 06.07.2022 ФГКУ «ЦА МО РФ» г. Подольск на запрос Таганрогского ГВК в отношении Чумакова А.Б. следует, что в Перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан войсковая часть пп. 55143 значится с 06.02.1994 по 31.12.2008. Основание: Директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.07.2011.

Из архивной справки, представленной по запросу суда ФГКУ «Центральный архив МО РФ» от 20.02.2023, следует, что в учетно-послужной карте подполковника Чумакова А.Б. о службе значится: приказом 1 ВА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.05.1992 назначен помощником командира базы по работе с личным составом 5638 авиационно-технической базы 303 авиационной дивизии истребителей бомбардировщиков; приказом ГК ВВС НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.08.1995 назначен командиром БАТО 5638 авиационно-технической базы 303 смешанной авиационной дивизии; приказом 1 ВА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.05.1995 направлен в распоряжение командующего 4 Воздушной армии; сведения о командировке в зону боевых действий и об участии в боевых действиях на территории республики Таджикистан не отражены, документы 5638 авиационно-технической базы ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА за 1995 на хранение в ЦА МО РФ не поступали.

В соответствии с пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 3 и Раздела III Приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» истец обратился в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», однако заключением Комиссии Южного военного округа от 25.04.2020, Чумакову А.Б. было отказано в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», поскольку представленные документы не соответствуют требованиям абз. 4 п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к приказу Министерства обороны РФ от 29.09.2017 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), так как отсутствуют выписки, приказы командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп в/ч, подтверждающих участие в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско - афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г., а также документы, подтверждающие получение в связи с выполнением задач ранения, контузии или увечья, реализованный наградной материал.

Полагая данный отказ незаконным, истец обратился в суд.

Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 264 ГПК РФ, Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона № 351 от 28.11.2015), постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», приказа Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2017 № 595 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», и исходил из того, что для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения необходимо наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ и наличие документов подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении иска в части установления факта выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджико-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиям чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, поскольку из представленных документов достоверно следует, что Чумаков А.Б. в спорный период проходил службу в Республике Таджикистан в условиях вооруженного конфликта, был направлен для выполнения специального задания. Доказательств обратному, ответчиком суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.

При этом суд указал, что сам по себе факт отсутствия приказов в личном деле истца не может являться основанием для вывода о том, что в период нахождения истца в Республике Таджикистан, он не принимал участия в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан.

Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Так, суд обоснованно учел, что несмотря на ссылку о том, что сведения о командировке в зону боевых действий и об участии в боевых действиях на территории Республики Таджикистан не отражены, документы 5638 авиационно-технической базы (в/ч 62231) за 1995 г. на хранение в ЦА МО РФ не поступали, между тем, факт направления в указанную командировку у суда сомнений не вызывает, при этом, согласно архивным сведениям войсковая часть пп. 55143 значится в Перечне органов военного управления, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан с 06.02.1994 по 31.12.2008 на основании Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.07.2011.

Также суд правомерно указал на то, что решением суда установлена обязанность по выплате денежного довольствия исключительно в связи с выполнением войсками, дислоцированными на территории Республики Таджикистан, задач по поддержанию мира, законности и правопорядка в этой республике, охране и обороне государственных и военных объектов, во исполнение постановления Правительства РФ от 01.12.1993 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств», а также письма Министерства финансов РФ от 15.07.1994 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, устанавливающих размер выплат при краткосрочных командировках в Республику Таджикистан.

Кроме того, расчет выслуги лет месяц за три, и указание в послужном списке сведений о выполнении истцом задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Таджикистан, свидетельствует о том, что Чумаков А.Б. принимал участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан в период 07.08.1995 по 16.10.1995, т.е. в период, дающий право в последующем разрешить вопрос о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, с соблюдением соответствующей процедуры.

При этом судебная коллегия учитывает, что формулировка «выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан» была введена в раздел III Перечня Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. № 351-ФЗ. В ранее действовавшей редакции Перечня были указаны боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 г.; с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г.

Таким образом, на момент внесения записей в командировочное удостоверение, истец не мог знать о том, в каком виде должно быть сформулировано его участие в выполнении специальных задач в Республике Таджикистан.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что на основании справки, выданной Чумакову А.Б. командованием в/ч пп. 55143, зафиксировано право истца на зачет фактического времени выполнения задач в выслугу лет на пенсию на льготных условиях из расчета один месяц службы за три месяца.

Исчисление выслуги лет для назначения пенсий один месяц службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца предусмотрено п. 5 Приказа Министра обороны Российской Федерации «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах» от 04.01.1996 № 9, в соответствии с которым военнослужащим, указанным в пп. «б» п. 1 настоящего Приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).

В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.

В соответствии с пп. «б» п. 1 вышеуказанного Приказа предоставляются дополнительные гарантии и компенсации в виде льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсий (1:3) военнослужащим: выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации (далее - воинские части), дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов; выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов); выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Таким образом, льгота по исчислению выслуги лет распространялась только на лиц, поименованных в пп. «б» п. 1 настоящего Приказа, к каковым и относится Чумаков А.Б. - истец по настоящему делу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что выполнение истцом задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Таджикистан обусловлено совокупностью доказательств, которые подтверждают нахождение истца на территории Республики Таджикистан в период времени, указанный законодателем в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, и выполнении им задач по защите конституционных прав граждан в зоне вооруженного конфликта в составе воинской части, находящейся на территории Республики Таджикистан, в связи с чем, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения требований об установлении факта участия Чумакова А.Б. в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан с 07.08.1995 по 16.10.1995.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела, подтверждены совокупностью представленных доказательств.

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности истцом непосредственного участия в боевых действиях в Республике Таджикистан в заявленный им период, а также выполнение задач в условиях вооруженного конфликта, ввиду отсутствия соответствующих приказов, предусмотренных Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29 сентября 2017 г., судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», названным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

В данной статье закона закреплен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, в которых могут содержаться нормы о порядке гражданского судопроизводства, включая нормы о доказательствах и доказывании в гражданском процессе.

Согласно ч. 1 ст. 55 данного кодекса доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, действующий на момент возникновения спорных правоотношений, на который ссылаются ответчики в обоснование своей позиции по делу, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017. Указанный Порядок не является федеральным законом и не регулирует порядок гражданского судопроизводства.

С учетом изложенного позиция ответчика о том, что названный приказ устанавливает недопустимость иных доказательств в гражданском процессе, кроме как соответствующих приказов, поименованных в Порядке, является ошибочной. Наряду с приказами, поименованными в Порядке, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 № 595, иные доказательства, представленные сторонами в обоснование своей позиции по делу (военный билет, архивные справки, послужной список и др.), могут быть предметом исследования и оценки суда в гражданском процессе.

С учетом изложенного и исходя из того, что решение постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, в мотивировочной части решения указаны обстоятельства дела, установленные судом и исследованы доказательства, на которых основаны выводы суда, в порядке ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы содержат субъективную оценку обстоятельств, бывших предметом исследования и оценки суда первой инстанции. В соответствии с требованиями процессуального закона, суд апелляционной инстанции не наделен правом переоценки доказательств, исследованных судом первой инстанции по делу.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 11.07.2023

33-11605/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Чумаков Александр Борисович
Ответчики
ФКУ Объединенное стратегическое командование Южного военного округа
Другие
ВК г. Таганрога Ростовской области
Комиссия ЮВО
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
06.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2023Передано в экспедицию
06.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее