Решение по делу № 2-292/2020 от 13.05.2020

Дело №__

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Белоярский                                                3 июля 2020 года

Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего федерального судьи Иорданяна О.Ж., при секретаре Сергееве В.Н., с участием заместителя прокурора г. Белоярский Сафаровой В.С., представителя ответчика Пукроковой Е.Р., представителя третьего лица муниципального образования <...> Рябухина М.А., представителя третьего лица Природнадзора Югры Александровой Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «<...>» об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «<...>» об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной по заданию прокуратуры округа проверки, Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены факты осуществления АО «<...>» (далее - АО «<...>», Общество) в <...> ХМАО-Югры деятельности по использованию земельного участка в водоохранной зоне реки Обь для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля, которая оказывает негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания, без оценки такого воздействия на окружающую среду, а также согласования с уполномоченным органом власти, в отсутствие права пользования земельным участком. Предприятием эксплуатируется котельная и открытый склад хранения угля в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны.

На основании контракта на централизованную поставку каменного угля в районы и населенные пункты ХМАО - Югры с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2019 года ООО «<...>» для АО «<...>» поставлен каменный уголь в <...> ХМАО-Югры в объеме 350 тонн.

Проверка показала, что поставленный в рамках указанного контракта каменный уголь разгружался в транспортные средства, осуществлявшие движение и стоянку в водоохранной зоне <...>, а в дальнейшем перемещен Обществом на территорию открытой площадки для хранения угля вблизи котельной, расположенной по <...>.

В нарушение требований действующего законодательства земельный участок в водоохранной зоне <...> использовался АО «<...>» в 2019 году под площадку для движения и стоянки транспортных средств при разгрузке каменного угля в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а также без проведения оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, в отсутствие согласования Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

Проверкой также установлен факт эксплуатации котельной и склада хранения угля, расположенных по <...> с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

АО «<...>» в процессе ведения хозяйственной деятельности на основании ежегодно заключаемых с комитетом муниципальной собственности администрации <...> договоров аренды осуществляет эксплуатацию стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ - котельной, расположенной по <...> ХМАО-Югры, которая включает в себя источники выбросов - дымовые трубы (далее - Объект).

Обществом _______ указанная котельная поставлена на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода №__П и III - категории.

Согласно представленной юридическим лицом информации при эксплуатации Объекта осуществляется выброс в атмосферный воздух таких загрязняющих веществ, как азота оксид, углерод (сажа), сера диоксид, углерода оксид, относящихся на основании постановления Правительства Российской Федерации от _______ №__ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, а, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем, проверка показала, что АО «<...>», в нарушение требований Федерального закона от _______ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», не утвердило проект санитарно-защитной зоны для котельной и открытого склада хранения угля, расположенных по <...>, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны не оформило.

С целью устранения выявленных нарушений закона природоохранной прокуратурой _______ в адрес руководителя АО «<...>» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Обществом не устранены.

Учитывая изложенное, истец просит суд обязать АО «<...>» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу определить и оформить в пользование земельный участок на территории с.<...> ХМАО-Югры, используемый под площадку для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля в рамках поставок в населенные пункты с ограниченными сроками завоза угля в навигационный период; обязать АО «<...>» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать эксплуатируемую на территории с.<...> ХМАО-Югры площадку для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля, расположенную в водоохранной зоне <...>, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с установленными требованиями законодательства; обязать АО «<...>» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания по эксплуатации площадки для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля на территории с.<...> ХМАО-Югры, расположенной в водоохранной зоне <...>, а также согласовать такую деятельность с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; обязать АО «<...>» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить проект санитарно-защитной зоны для котельной и открытого склада хранения угля, расположенных по <...>А в с.<...> ХМАО-Югры, а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно- эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны; запретить АО «<...>» по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществление деятельности по временной стоянке и движению транспортных средств при разгрузке каменного угля на территории с.<...> ХМАО-Югры, расположенной в водоохранной зоне <...>, на необорудованной в установленном порядке площадке для хранения угля, в отсутствие оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, согласования такой деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В судебном заседании помощник прокурора <...> исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика АО «<...>» с исковыми требованиями не согласилась, пояснив о невозможности исполнения требований прокурора в указанные в исковом заявлении сроки.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования <...> с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что требования изложенные в иске, в части оборудования на территории с.<...> площадки для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля возможно исполнить в течение 10 месяцев после оформления в пользование земельного участка под такую площадку. С требованиями прокурора в части запрета на осуществление деятельности по временной стоянке и движению транспортных средств при разгрузке каменного угля на территории с.<...> ХМАО - Югры, без оборудования указанными в иске сооружениями в соответствии с установленными требованиями законодательства, а также в отсутствие оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания в отсутствие согласования такой деятельности, представитель третьего лица не согласился.

Представитель третьего лица Природнадзора Югры с исковыми требованиями согласилась, однако пояснила, что сроки исполнения требований прокурора не достаточный, при этом полагала заявленные ответчиком сроки исполнения требований в 27 месяцев после вступления решения в законную силу, явно завышены. Между тем, представитель Природнадзора Югры считает, что требования прокурора в заявленном объеме не достаточны, для обеспечения сохранности биоресурсов и среды их обитания в водоохранной зоне и акватории реки Обь с.<...> ХМАО – Югры, поскольку они направлены лишь на приведение в соответствие с требованиями закона при осуществлении деятельности по временной стоянке и движению транспортных средств, без учета разгрузки угля из транспортирующих плавсредств.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с заданием прокуратуры округа от _______ №__ и на основании решения от _______ №__, Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности АО «<...>» на предмет соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

По результатам проверки в деятельности АО «<...>» выявлены нарушения указанного выше законодательства, выразившиеся в использовании земельного участка в водоохранной зоне <...> под площадку для движения и стоянки транспортных средств при разгрузке каменного угля без разрешительных документов, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а также без проведения оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, в отсутствие согласования Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству; отсутствии утвержденного проекта санитарно-защитной зоны для котельной и открытого склада хранения угля, расположенных по адресу: <...>А в с.<...>, санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарно- эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны.

_______ директору Общества внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено _______.

Как следует из ответа АО «<...>» от _______ №__ на представление прокуратуры, указанные в представлении требования прокурора признаны обоснованными, в целях устранения допущенных нарушений Обществом приняты следующие меры: 1) в адрес администрации сельского поселения <...> _______ направлено письмо о необходимости исполнения действующего законодательства при доставке, размещению и хранению каменного угля в с.<...> с необходимостью указания ориентировочных сроков проведения мероприятий; 2) во исполнение требований постановления Правительства РФ №__ от _______ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» Обществом направлены запросы на предоставление коммерческих предложений для определения цены и выбора разработчика проекта санитарно-защитных зон. С учетом дорогостоящей разработки проекта санитарно-защитных зон, Общество в ближайшее время намерено провести процедуру закупки на осуществление оказания услуг по разработке указанного проекта.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от _______ №__ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии АО «<...>» конкретных мер по устранению допущенных нарушений.

Согласно материалам дела, _______ между администрацией <...> (Агент) и АО «<...>» (Принципал) заключен агентский договор №__, пунктом 1.1. которого установлено, что Принципал поручает, а Агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет Принципала действия по обеспечению формирования для муниципального образования <...> досрочного завоза продукции – угля каменного марки ССПК в объеме 350 тонн (приложение №__ к договору).

Права и обязанности по сделкам, совершенным Агентом, возникают непосредственно у Принципала (п. 1.2. Договора).

В соответствии с пп. 2.1.2 п. 2.1. названного договора, Принципал обязуется обеспечивать приемку продукции в объемах, указанных в приложении №__ к настоящему договору и ее хранение.

На основании контракта на централизованную поставку каменного угля в районы и населенные пункты ХМАО - ФИО1 с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2019 года ООО «<...>» для АО «<...>» поставлен каменный уголь в с.<...> ХМАО-ФИО1 в объеме 350 тонн.

Поставленный в рамках указанного контракта каменный уголь разгружался в транспортные средства, осуществлявшие движение и стоянку в водоохранной зоне <...>, а в дальнейшем перемещен Обществом на территорию открытой площадки для хранения угля вблизи котельной, расположенной по адресу: <...> ХМАО-ФИО1.

На основании ст. 5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, при этом пользование земельными участками могут осуществлять собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Право на использование земельных участков в соответствии со ст. ст. 40, 41 Земельного кодекса РФ имеют собственники, арендаторы, землепользователи, землевладельцы.

Вместе с тем, АО «<...>» указанный выше земельный участок под площадку для движения и стоянки транспортных средств при разгрузке каменного угля использовало в отсутствие разрешительных документов.

Кроме того, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, земельный участок в водоохранной зоне <...> в 2019 году использовался АО «<...>» под площадку для движения и стоянки транспортных средств при разгрузке каменного угля в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а также без проведения оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, в отсутствие согласования Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

Согласно п. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

На основании п. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

В связи с тем, что протяженность реки Обь составляет 3650 км, ширина водоохранной зоны данного водного объекта равна 200 м.

В пп. 4 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ закреплено, что в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Согласно п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

На основании ст. 3 Федерального закона от _______ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В ст. 34 названного закона закреплено, что строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании ст. 32 Закона «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 4 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от _______ №__, при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» - «з» пункта 2 настоящего Положения.

В силу ст. 50 Федерального закона от _______ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ) при внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 4, 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от _______ №__ (далее - Правила согласования), юридические и физические лица, для согласования внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании. К заявке прилагается при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических    процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В п. 9 Правил согласования указано, что решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или    уполномоченным    заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа).

Доказательств соблюдения указанных требований при использовании земельного участка в водоохранной зоне <...> под площадку для движения и стоянки транспортных средств при разгрузке каменного угля АО «ЮКЭК-Белоярский» не представлено.

Согласно доводам ответчика АО «<...>», изложенным в отзыве на исковое заявление, Обществом принимаются меры к обеспечению теплоснабжения населения с.<...>, однако, в связи с отсутствием полномочий по выделению земельных участков, а также в связи с тем, что деятельность Общества является убыточной, оборудовать площадку для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля не представляется возможным. Полагает, что данная обязанность должна быть возложена на органы местного самоуправления.

Судом установлено, что АО «<...>» в процессе ведения хозяйственной деятельности на основании ежегодно заключаемых с комитетом муниципальной собственности администрацией <...> договоров аренды осуществляет эксплуатацию стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ - котельной, расположенной по <...> ХМАО-Югры, которая включает в себя источники выбросов - дымовые трубы.

_______ указанная котельная поставлена на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода №__П и III категории.

Согласно информации, представленной АО «<...>», при эксплуатации Объекта осуществляется выброс в атмосферный воздух таких загрязняющих веществ, как азота оксид, углерод (сажа), сера диоксид, углерода оксид, относящихся на основании постановления Правительства Российской Федерации от _______ №__ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, а, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В силу положений ст. 8 Федерального закона от _______ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, выполнением санитарно-эпидемиологических требований, то есть обязательных требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (статья 1 Закон № 52-ФЗ).

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:    выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (статья 20 Федерального закона № 52-ФЗ).

В целях охраны атмосферного воздуха, в силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от _______ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Размеры санитарно-защитной зоны для котельных и открытых складов и мест перегрузки угля определены СанПиН 2.2.1/2._______-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ _______ №__.

Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от _______ №__.

Вместе с тем, АО «<...>» проект санитарно-защитной зоны для котельной и открытого склада хранения угля, расположенных по адресу: <...> ХМАО-Югры, санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно- эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны не оформлены.

Перечисленные выше нарушения закона, выразившиеся в осуществлении деятельности по использованию земельного участка в водоохранной зоне реки Обь в с.<...> ХМАО-Югры для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля, которая оказывает негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания, без оценки такого воздействия на окружающую среду и согласования с уполномоченным органом власти, в отсутствие права пользования земельными участками, а также эксплуатации котельной и открытого склада хранения угля в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны, напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в ХМАО-Югре, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, сохранение водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» указаны основные принципы охраны окружающей среды, к которым относятся в том числе презумпция экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В ч. 1 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В п. 7 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ _______, указано, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора.

В соответствии с положениями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд в настоящем случае полагает необходимым, с учётом мнения сторон и требований разумности, установить ответчику срок для исполнения возлагаемой на него обязанности - определить и оформить в пользование земельный участок на территории с.<...> ХМАО - Югры, вблизи реки Обь, под площадку для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля в рамках поставок в населенные пункты с ограниченными сроками завоза угля в навигационный период, в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым, с учётом мнения сторон и требований разумности, установить ответчику срок для исполнения возлагаемой на него обязанности - оборудовать площадку вблизи реки Обь на территории с.<...> ХМАО - Югры для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с установленными требованиями законодательства, в течение шестнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым, с учётом мнения сторон и требований разумности, установить ответчику срок для исполнения возлагаемой на него обязанности - провести оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания по эксплуатации площадки для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля на территории с.<...> ХМАО - Югры, вблизи реки Обь, а также согласовать такую деятельность с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение шестнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым, с учётом мнения сторон и требований разумности, установить ответчику срок для исполнения возлагаемой на него обязанности - утвердить проект санитарно-защитной зоны для котельной и открытого склада хранения угля, расположенных по <...> ХМАО - Югры, а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО -Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно - эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым, с учётом мнения сторон и требований разумности, установить начало срока запрета акционерному обществу «<...>» на осуществление деятельности по временной стоянке и движению транспортных средств при разгрузке каменного угля на территории с.<...> ХМАО - Югры, расположенной вблизи реки Обь, без оборудования ее сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с установленными требованиями законодательства, а также в отсутствие оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, согласования такой деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, по истечении    семнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать акционерное общество «<...>» в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу определить и оформить в пользование земельный участок на территории с.<...> ХМАО - Югры, вблизи реки Обь, под площадку для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля в рамках поставок в населенные пункты с ограниченными сроками завоза угля в навигационный период;

Обязать акционерное общество «<...>» в течение шестнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать площадку вблизи реки Обь на территории с.<...> ХМАО - Югры для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с установленными требованиями законодательства;

Обязать акционерное общество «<...>» в течение шестнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания по эксплуатации площадки для временной стоянки и движения транспортных средств при разгрузке каменного угля на территории с.<...> ХМАО - Югры, вблизи реки Обь, а также согласовать такую деятельность с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Обязать акционерное общество «<...>» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить проект санитарно-защитной зоны для котельной и открытого склада хранения угля, расположенных по <...> ХМАО - Югры, а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО -Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно - эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны;

Запретить акционерному обществу «<...>» по истечении семнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществление деятельности по временной стоянке и движению транспортных средств при разгрузке каменного угля на территории с.<...> ХМАО - Югры, расположенной вблизи реки Обь, без оборудования ее сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с установленными требованиями законодательства, а также в отсутствие оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, согласования такой деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский городской суд.

Председательствующий              / подпись/                            О.Ж. Иорданян

2-292/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ханты-Мансийская природоохранная прокуратура
Ответчики
АО "ЮКЭК-Белоярский"
Другие
ПРИРОДНАДЗОР ЮГРЫ
Администрация Белоярского района
Суд
Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Иорданян О.Ж.
Дело на странице суда
bel.hmao.sudrf.ru
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2020Подготовка дела (собеседование)
01.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2020Дело оформлено
30.09.2020Дело передано в архив
03.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее