Решение по делу № 8Г-23562/2024 [88-25983/2024] от 25.07.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-25983/2024

УИД 92RS0003-01-2023-003859-46

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 августа 2024 года                                                                           г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Губаревой С.А.,

судей Черкасовой Е.В., Руденко Ф.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тупикиной О.Е. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о перерасчете пенсии,

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 3 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тупикина О.Е. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее также- ОСФР по г. Севастополю) о признании решения незаконным, признании права на перерасчёт страховой пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указано, что решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 02.11.2022 по делу № 2-3142/2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда                         от 09.02.2023 и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции                  от 01.06.2023, решение ответчика об отказе в проведении перерасчета пенсии признано не законным, за Тупикиной О.Е. признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом ее работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости, с 07.08.2015; на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет назначенной Тупикиной О.Е. страховой пенсии по старости с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на ее индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за периоды её работы до 01.01.2015 в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации и обязать произвести выплату Тупикиной О.Е. денежной суммы в объеме пенсионных выплат с 07.08.2015 по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

В соответствии с данными судебными постановлениями, пенсионным органом произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости, однако без учета индексаций расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов до 01.01.2015, на величину коэффициентов индексаций, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации, что нарушает пенсионные права истицы на получение пенсионного обеспечения в причитающемся ей по закону размере.

Решением пенсионного органа от 10.04.2023 истице отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в части индексаций её расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 годы.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Тупикина О.Е. просила суд признать незаконным решение ОСФР по г. Севастополю от 10.04.2023                     № 38240/23 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости; обязать ответчика произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с индексацией сумм расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию как из поступивших страховых взносов на ее индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями)            Тупикиной О.Е. за периоды её работы с 01.01.2002 по 31.12.2014 в войсковой части и учреждении Черноморского флота Российской Федерации, осуществленных с коэффициентами, установленными постановлениями Правительства Российской Федерации, и выплатить ей денежную сумму в размере недополученных выплат с учетом всех индексаций страховой пенсии по настоящее время, ввиду перерасчета размера назначенной пенсии с даты возникновения права на её назначение, с 07.08.2015.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 декабря 2023 года исковые требования Тупикиной О.Е. удовлетворены, судом постановлено:

-    признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю                         от 10.04.2023 г. № 38240/23 об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Тупикиной О.Е.;

-    обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) Тупикиной О.Е. с индексацией сумм расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию как из поступивших страховых взносов на ее индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Тупикиной О.Е. за периоды её работы с 01.01.2002 по 31.12.2014 в войсковой части и учреждении Черноморского флота Российской Федерации, с коэффициентами, установленными постановлениями Правительства Российской Федерации, и выплатить денежную сумму в размере недополученных Тупикиной О.Е. выплат с учетом всех индексаций страховой пенсии по настоящее время, ввиду перерасчета размера назначенной пенсии с даты возникновения права на её назначение с 07.08.2015.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 3 июня 2024 года указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ОСФР по г. Севастополю просит отменить решение Ленинского районного суда г. Севастополя                   от 7 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 3 июня 2024 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции, лица, участвующие в деле не явились, хотя о времени и месте рассмотрения были извещены надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон №400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

До 31 декабря 2014 года размер пенсии по старости определялся по формулам, предусмотренным в статьях 14 и 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Одним из критериев при определении размера пенсии является расчетный пенсионный капитал, величина которого определяется для каждого гражданина на дату назначения его пенсии.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала осуществлялась в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 17 Федерального закона                    от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации в установленном порядке, при этом коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

После 2014 года постановлений Правительства Российской Федерации об индексации страховой части трудовой пенсии не принималось, так как с 1 января 2015 года вступил в силу Закон № 400-ФЗ, который ввёл иной порядок расчёта размера пенсии.

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона                            от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом положений части 6 настоящей статьи.

Часть 6 указанной статьи предусматривает, что в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента: с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Тупикина О.Е. является гражданином Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда            г. Севастополя от 02.11.2022 по делу № 2-3142/2022, признано незаконным решение ГУ-Отделение Пенсионного фонда по г. Севастополю об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Тупикиной О.Е., за Тупикиной О.Е. признано право на произведение перерасчета с учетом её работы в войсковых частях, возложена обязанность на пенсионный орган произвести перерасчет страховой пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на её индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за периоды работы до 01.01.2015 в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации и возложена обязанность произвести выплату денежной суммы в объеме пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 07.08.2015 по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

В соответствии с данными судебными постановлениями пенсионным органом произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости, однако, без учета индексации расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 годы, на величину коэффициентов индексации, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации.

Решением ОСФР по г. Севастополю от 10.04.2023 № 38240/23 истице отказано в проведении перерасчета страховой пенсии по старости в части индексации его расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 годы.

Разрешая спор и удовлетворяя требования Тупикиной О.Е., суд первой инстанции исходил из того, что право Тупикиной О.Е. на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) основано на законе и подтверждено вступившим в законную силу судебным решением, расчет размера страховой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) Тупикиной О.Е., должен быть произведен в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений или изъятий. Таким образом, расчетный пенсионный капитал подлежит обязательным индексациям в сроки и на коэффициенты, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе с учетом ч. ч. 6 и 7 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке, представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.

Выводы судов надлежащим образом мотивированы, со ссылкой на установленные по делу обстоятельства и подлежащие применению нормы права.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для выполнения расчета размера страховой пенсии по старости истицы с учетом индексации сумм расчетного пенсионного капитала, основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права и подлежат отклонению.

Данные доводы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.

В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

            о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 3 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-23562/2024 [88-25983/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Тупикина Ольга Егоровна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Другие
ФКУ "Управление Черноморского Флота"
Куравлев Олег Глебович
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
21.08.2024Судебное заседание
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее