Решение по делу № 2-319/2018 от 14.11.2017

Гр. дело № 2-319/2018

Поступило в суд 14.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2018г.                                                                                                    г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи                                                                              Еременко Д.А.

при секретаре                                                                                                     Печеркиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кемеровского транспортного прокурора в интересах прав и свобод неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

    Кемеровский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении на ответчика обязанности в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу на ***: обеспечить контрольно-пропускным пунктом, в том числе шлагбаумом, и постом транспортной безопасности, оснастить устройствами мобильных средств связи, системой видеонаблюдения, устройством, запоминающим речевые сообщения, системой контроля и управления доступом на КПП; укомплектовать штаты контрольно-пропускного пункта, поста обеспечения транспортной безопасности, группы быстрого реагирования; разработать проектно-сметную документацию по оснащению системами видеонаблюдения, видеоидентификации, видеомониторинга; оснастить ручными металлодетекторами, устройствами, обеспечивающими обнаружение взрывчатых веществ, серверами сбора информации, обработки и передачи; заключить договор с подразделением транспортной безопасности на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

    Исковое заявление мотивировано тем, что в порядке контроля устранения нарушений закона, изложенных в представлении Кемеровского транспортного прокурора, внесенном в **** и во исполнение задания Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Кемеровской транспортной прокуратурой **** проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на станции Барзас, в результате которой установлено, что железнодорожная станция Барзас (реестровый **) включена в реестр категорированных объектов **** уведомление о категорировании получено **** Железнодорожной станции Барзас, расположенной по адресу: ***, присвоена 2 категория безопасности. План объекта транспортной инфраструктуры станции Барзас разработан и утвержден Федеральным агентством железнодорожного транспорта **** Для реализации Плана транспортной безопасности станции Барзас в Плане транспортной безопасности установлены сроки реализации положений Плана с момента его утверждения: 3 месяца с момента его утверждения. В ходе проверки установлено, что сроки для реализации Плана транспортной безопасности истекли, однако план не реализован на станции Барзас (отсутствует КПП со шлагбаумом и пост транспортной безопасности, устройства мобильных средств связи, система видеонаблюдения, устройства, запоминающие речевые сообщения, не установлена система контроля и управления доступом на КПП, штаты КПП, поста обеспечения транспортной безопасности, группы быстрого реагирования на станции не укомплектованы, допущены иные нарушения).

    Отсутствие реализации разработанного и утвержденного плана транспортной безопасности железнодорожной станции Барзас не позволяет должным образом реализовать меры по обеспечению надлежащей защиты указанного объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, а следовательно может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут стать жертвами акта незаконного вмешательства - пассажиров железнодорожного транспорта, работников ОАО «РЖД» и иных лиц, которые могут оказаться в пределах станции Барзас. На основании вышеизложенного истец просил суд об удовлетворении заявленных исковых требований.

    В судебном заседании представитель истца требования иска поддержал. Действительно, изменилась нормативная база, однако она содержит аналогичные требования, требуется корректировка внесения плана, но план единый и не подлежит утверждению вновь. Срок для устранения недостатков разумный. На основании вышеизложенного истец просил суд об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

    Представители ответчика иск не признали, указав, что План ОТБ *** был разработан в период действия Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса РФ от **** **; указанный нормативный документ утратил силу с **** в связи с изданием Постановления Правительства РФ от **** **,утвердившего новые Требования, а потому План ОТБ подлежит приведению в соответствие с вновь установленными требованиями; при таких обстоятельствах возложение на них обязанности исполнять ранее утвержденный план ОТБ повлечет неисполнимость решения. Необходимость внесения изменений в планы повлечет изменение сроков реализации пунктов планов, что свидетельствует о преждевременности заявления исковых требований (л.д. 62-63).

    Представители третьего лица – ФАЖТ в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил отзыв на иск, согласно которому против удовлетворения иска не возражал (л.д.94).

    Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит исковые требования Кемеровского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» определен предмет надзорной деятельности указанного органа, а именно: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 Закона прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; и иными заявлениями в интересах определенного лица с изъятиями и ограничениями, установленными ст. 45 ГПК РФ.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Судом установлено из письменных материалов дела и пояснений сторон, что на балансе ОАО «РЖД» находится объект транспортной инфраструктуры - станция Барзас      Кемеровским транспортным прокурором проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на данном объекте; как установлено проверкой, на данной станции не обеспечено исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности, установленное Планом обеспечения транспортной безопасности станции, разработанным и утвержденным **** со сроком его реализации 3 месяца с момента утверждения : станция не обеспечена контрольно-пропускным пунктом и постом транспортной безопасности, не оснащена устройствами мобильных средств связи, системой видеонаблюдения, устройством, запоминающим речевые сообщения, системой контроля и управления доступом на КПП; не укомплектованы штаты контрольно-пропускного пункта, поста обеспечения транспортной безопасности, группы быстрого реагирования; не разработана проектно-сметную документация по оснащению системами видеонаблюдения, видеоидентификации, видеомониторинга; не оснащена ручными металлодетекторами, устройствами, обеспечивающими обнаружение взрывчатых веществ, серверами сбора информации, обработки и передачи; не заключен договор с подразделением транспортной безопасности на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (л.д. 10-11).

     В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от **** N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    К объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (п. 5 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности").

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от **** N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от **** N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

В ч. 2 указанной статьи установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

    Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от **** "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 17-ФЗ возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

    Постановлением Правительства РФ от **** ** в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (далее - перевозчик)

     Анализ данных норм права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД».

    Согласно п.5 указанных Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны : образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), с которыми имеется технологическое взаимодействие;

     обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности;

обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде;

на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства);

реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки;

организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве) в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материально-технических объектов в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности, и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также порядок их применения, уничтожения и допуска владельцев с учетом Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) согласно приложению;

оснастить объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными ч.8 ст. 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности.

Таким образом, ОАО "РЖД" проявлено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на ОТИ; не проведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Ссылка ответчика на то, что ранее проведенная оценка уязвимости и разработанный на ее основе план ОТБ не соответствуют вновь утвержденным Постановлением Правительства РФ от **** ** Требованиям не имеет существенного значения для рассмотрения дела по существу и удовлетворения требований прокурора, поскольку пп. 18 п.5 данных Требований установлена обязанность ОАО «РЖД» обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства). То есть, ранее утвержденные планы ОТБ (что подтвердили в суде и представители ФАЖТ) в случае необходимости, установленной в ходе проведения дополнительной оценки, подлежат корректировке, но не являются, как полагает ответчик, не подлежащими исполнению до проведения дополнительной оценки и внесения соответствующих изменений (что само по себе может занять длительное время, тогда как транспортная безопасность должна обеспечиваться непрерывно).

Доказательств исполнения указанных Требований в соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено в материалы дела.

    Также суд исходит из того, что Федеральный Закон и Постановление Правительства РФ имеют прямое действие, их положения подлежат исполнению. В случае наличия препятствий в исполнении судебного решения, при наличии соответствующих доказательств отсутствия возможности в установленный судом срок исполнить требования, имеется в соответствии с ГПК РФ возможность решить вопрос о предоставлении отсрочки. К моменту рассмотрения спора по существу Требования по обеспечению транспортной безопасности, а также Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ ** вступили в законную силу, а потому подлежат применению для разрешения настоящего спора.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела нашло свое подтверждение обстоятельство того, что ответчиком не обеспечена должным образом в соответствии с действующим законодательством транспортная безопасность. Установленные нарушения норм транспортной безопасности ответчиком влекут возникновение состояния незащищенности личности граждан, действующих и будущих работников ответчика, иных лиц, имущества, общества и государства в области террористической защищенности, создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, который невозможно индивидуализировать.

Прокурором избран способ защиты права, предусмотренный ст.12 ГК РФ.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом обстоятельств дела, заявления истца, характера нарушенных, важности защищаемых отношений, наличия утвержденного плана безопасности, суд полагает разумным и достаточным сроком для устранения ответчиком выявленных нарушений – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой прокурор освобожден.

    Руководствуясь ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования удовлетворить.

    Возложить на ответчика ОАО «РЖД» обязанность устранить нарушения законодательства РФ о транспортной безопасности на станции Барзас, а именно:

обеспечить контрольно-пропускным пунктом и постом транспортной безопасности, оснастить устройствами мобильных средств связи, системой видеонаблюдения, устройством, запоминающим речевые сообщения, системой контроля и управления доступом на КПП; укомплектовать штаты контрольно-пропускного пункта, поста обеспечения транспортной безопасности, группы быстрого реагирования; разработать проектно-сметную документацию по оснащению системами видеонаблюдения, видеоидентификации, видеомониторинга; оснастить ручными металлодетекторами, устройствами, обеспечивающими обнаружение взрывчатых веществ, серверами сбора информации, обработки и передачи; заключить договор с подразделением транспортной безопасности на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Указанные действия выполнить в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ОАО «РЖД» в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в мотивированной форме путем подачи жалобы через Железнодорожный районный суд ***.

Судья                                                /подпись/                                                       Еременко Д.А.

Решение в мотивированной форме изготовлено 17.05.2018г.

2-319/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кемеровский транспортный прокурор
Новосибирский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Федеральное агенство железнодорожного транспорта в лице Сибирского территориального управления
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирск
Судья
Еременко Диана Александровна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.nsk.sudrf.ru
14.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.11.2017Передача материалов судье
16.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2018Судебное заседание
10.01.2018Судебное заседание
12.02.2018Судебное заседание
17.04.2018Судебное заседание
17.04.2018Судебное заседание
17.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее