Дело № 5-54/2019
Мотивированное постановление составлено 18 июля 2019 года.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Полярные Зори 15 июля 2019 года
Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Мухаметшина А.И., рассмотрев в помещении суда по адресу: город Полярные Зори, ул. Пушкина, дом 12а, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «СеверСпецСтрой» (ООО «Северспецстрой»), юридический и почтовый адрес: ***
УСТАНОВИЛ:
15.05.2019 в 09 часов 50 минут старшим инспектором ДПС отдела ГИБДД МО МВД России «Полярнозоринский» в ходе осуществления повседневного надзора эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, допустимого по условиям безопасности дорожного движения, на участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г. Полярные Зори Мурманской области, было выявлено, что в районе расположения д. 7 по ул. Партизан Заполярья – д. 28а по ул. Ломоносова, ООО «СеверСпецСтрой» производило в рамках договора подряда работы по замене водопровода, в ходе которых по причине прокладки водопровода под проезжей частью дворовых заездов, было ограничено движение транспортных средств в связи с разборкой покрытий и цементно-бетонных оснований проезжей части, выполнением земляных работ с использованием экскаваторов, автомобилей-самосвалов, и в ходе выполнения указанных работ юридическое лицо допустило нарушение п. 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению дорожного движения, увт. постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, ОДМ 218.6.019-2016, ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Так, в нарушение требований п.п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6, 4.2.1, 4.2.4, 4.4.1.3, 8.1.2.1, 8.1.2.2, 8.1.2.8, 10.1 и 10.3.2.1 ОДМ 218.6.019-2016 в месте проведения дорожных работ, связанных с прокладкой водопровода, в зоне предупреждения и зоне отгона отсутствовали технические средства организации дорожного движения: дорожные знаки 1.25 «дорожные работы», знак дополнительной информации 8.1.1 «расстояние до объекта», дорожные знаки 1.20.2 - 1.20.3 «сужение дороги справа», а в зоне возвращения - дорожный знак 3.31 «конец зоны всех ограничений».
В нарушение требований п. 8.1.1.1 указанного ОДМ применены технические средства организации дорожного движения – дорожные знаки 1.25 «дорожные работы», не соответствующие требованиям ГОСТ Р 52290-2004, поскольку изображения названных знаков повреждены и выполнены на белом фоне.
Кроме того, в рабочей зоне в целях ограждения и усиления направляющего воздействия, а также снижения риска возникновения дорожно-транспортного происшествия отсутствовали ограждающие устройства «защитные блоки парапетного типа», которые должны устанавливаться вдоль проезжей части.
В нарушение требований п. 4.4.1.2 ОДМ 218.6.019-2016, согласованная технологическая карта установки дорожных знаков при проведении работ по прокладке водопровода по ул. Партизан Заполярья, не содержит сведений о ширине проезжей части и обочины, о расстоянии размещения и привязки дорожных знаков, расположения машин и механизмов, о применении в рабочей зоне ограждающих устройств - «защитных блоков парапетного типа», устанавливаемых вдоль проезжей части.
В нарушение требований п. 8.1.1.2 того же ОДМ не соблюдена очередность размещения знаков разных групп, установленных на одной опоре.
Тем самым не выполнены требования нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, не приняты меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, что затрудняло восприятие водителями дорожной обстановки и могло способствовать совершению дорожно-транспортных происшествий.
По данным обстоятельствам 16 мая 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), о чём государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД МО МВД России «Полярнозоринский» в соответствии и порядке, предусмотренном ст. 28.7 КоАП РФ, вынесено определение №** (л.д. 10). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принято уполномоченным должностным лицом (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
По окончании административного расследования должностным лицом ОГИБДД в отношении ООО «СеверСпецСтрой» по вышеуказанным обстоятельствам был составлен протокол об административном правонарушении №** от 13.06.2019, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом, что защитником юридического лица в судебном заседании не оспаривалось (л.д. 55-59). Копия протокола по делу об административном правонарушении посредством электронной почты также была направлена юридическому лицу, подтвердившему её получение (л.д. 68-70, 72).
В судебном заседании действующий на основании доверенности защитник юридического лица - производителя работ ООО «СеверСпецСтрой» - Спящий А.Ю., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, допущенные нарушения, изложенные в протоколе по делу об административном правонарушении, не признал, пояснив в соответствии с представленным отзывом следующее.
Состав вышеупомянутого административного правонарушения в действиях ООО «СеверСпецСтрой» отсутствует, поскольку в протоколе по делу об административном правонарушении не указано наименование работ, выполняемых юридическим лицом (Общество), при этом Общество ни одним из видов дорожных работ, перечисленных в диспозиции ч 1 ст. 12.34 КоАП РФ, не занималось, нарушений сроков исполнения договора не допускало, поскольку срок проведения работ по прокладке водопровода с 29.04.2019 по 15.05.2019, то есть по дату выявления нарушений, был соблюден, соответственно, нарушение сроков, связанных с устранением помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств, не допускало.
Протокол не содержит указаний на нормативный акт, который, по мнению должностного лица ОГИБДД, был нарушен ООО «СеверСпецСтрой», в частности, отсутствует ясность в правовом регулировании неприменения ограждающих устройств в виде защитных блоков парапетного типа. При этом, защитник настаивал, что положения ОДМ, рекомендованные Росавтодором, не распространятся на Общество, а ссылка в протоколе на нарушения требований ГОСТ необоснованна, поскольку положения ст. 12.34 КоАП РФ не предусматривает ответственность за несоблюдение требований к размещению дорожных знаков при проведении работ по замене трубопровода.
Также к протоколу не приложено схемы, в которой были бы подтверждены отклонения параметров размещения дорожных знаков, а в самом протоколе по делу об административном правонарушении не указаны величины отклонений. Соответственно, обвинение в том, что нарушен порядок размещения дорожных знаков в части расстояния установки от края проезжей части; высоты установки дорожных знаков ничем не подтверждено, событие нарушения не установлено.
Кроме того, ссылка в протоколе на Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», является необоснованной, так как указанный закон не распространяется на работы, выполняемые Обществом, он касается разного вида продукции, а не работ, связанных с прокладкой водопровода.
С учетом вышеизложенного, защитник полагает, что в действиях юридического лица отсутствует и событие, и состав правонарушения.
Вместе с тем, если суд не согласится с его доводами о неустранимых сомнениях, которые должны толковаться в пользу Общества, защитник просил освободить Общество от административной ответственности как субъект малого бизнеса, выполняющего на территории Полярнозоринского района социально значимые работы, ограничившись предупреждением, учитывая при этом, что существенной угрозы охраняемым общественным отношениям указанные в протоколе нарушения не причинили.
В судебном заседании защитник, наряду с вышеизложенным, настаивал на недопустимости представленных суду доказательств, указав, что фабула протокола не совпадает с текстом акта выявленных недостатков. Фотосхемы к акту не подписаны: не указаны дата, время и место, а также обстоятельства нарушений. Следовательно, приложенные к акту о выявленных недостатках фотосхемы недопустимы, так как по ним невозможно установить, что на них изображено, и какое отношение к изображениям на фотосхеме имеет ООО «СеверСпецСтрой». Уточнять содержание перечисленных документов путем допроса старшего инспектора ДПС гр. О по мнению защитника, недопустимо.
Кроме того, защитник обратил внимание на неудовлетворительное финансовое положение юридического лица, представив суду баланс предприятия, подтверждающий, что кредитные обязательства Общества превышают его доход, просив учесть данное обстоятельство при вынесении постановления, и в случае признания юридического лица виновным, при несогласии с малозначительностью правонарушения, назначить наказание менее минимального размера административного штрафа, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитника юридического лица, показания допрошенного в качестве свидетеля старшего инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Полярнозоринский» гр. О. судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное указанной статьёй, выражается, в том числе, в непринятии мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия.
Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
Субъективная сторона правонарушений может выражаться в форме умысла или неосторожности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Автомобильные дороги являются одним из важнейших элементов транспортной инфраструктуры любого субъекта Российской Федерации, обеспечивая конституционные права граждан па свободу передвижения, а также свободное перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 3 указанного Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ (пункт 14 Основных положений).
В соответствии с пунктом 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают: проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений; производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
В силу "ОДМ 218.6.019-2016. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" (издан на основании распоряжения Росавтодора от 02 марта 2016 года N 303-р) для организации и обеспечения безопасности дорожного движения в местах производства работ следует руководствоваться соответствующими требованиями технических регламентов, национальных стандартов, Правилами, настоящими Рекомендациями и другими отраслевыми дорожными методиками по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (п.4.1.2 ОДМ 218.6.019-2016). В соответствии с названным документом, места производства работ обустраиваются техническими средствами организации дорожного движения, иными направляющими и ограждающими устройствами, средствами сигнализации и прочими средствами, предусмотренными данным методическим документом. В местах производства работ применяются на основании ГОСТ Р 52289-2004 технические средства организации дорожного движения, соответствующие, в том числе, ГОСТ Р 52290-2004(пункт 4.1.4).
Типы технических средств и ограждающих устройств в местах производства работ выбираются в соответствии с категорией автомобильной дороги, продолжительностью и видом работ, опасностью места производства работ (наличие неблагоприятных дорожных условий, разрытий, траншей, котлованов) в зависимости от способа пропуска транспортных средств (по проезжей части, обочинам или по специально устраиваемым объездам) в рабочей зоне.
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, независимо от форм их собственности, для обустройства мест производства работ используются: временные дорожные знаки; временная разметка проезжей части; ограждающие и направляющие устройства; средства сигнализации; дорожные устройства (пункт 4.1.5 ОДМ 218.6.019-2016).
При этом участок временного изменения движения состоит из пяти функциональных зон, в каждой из которых решаются определенные задачи по организации и обеспечению безопасности движения: зона предупреждения; зона отгона; продольная буферная зона; рабочая зона; зона возвращения (п.4.1.6 ОДМ 218.6.019-2016).
В силу пункта 4.2.1 ОДМ 218.6.019-2016 производство работ начинается организацией-исполнителем при наличии утвержденной и согласованной в порядке, предусмотренном подразделом 4.4.2. схемы организации движения и ограждения места производства дорожных работ (далее - схема).
На схеме, в силу п.4.4.1.2 ОДМ, среди прочего указываются: ширина проезжей части и обочин; временные дорожные знаки (с привязкой), ограждающие и направляющие устройства, расположение машин и механизмов, других технических средств.
При составлении схем рекомендуется использовать условные обозначения, приведенные в ОДМ (таблица 1). На схеме также указывается вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ.
Согласно п. 4.4.1.3 схемы составляются по настоящему методическому документу с использованием примеров организации движения и ограждения мест производства работ, приведенных в Приложениях Б, В.
При этом, согласно п. 4.2.3 ОДМ 218.6.019-2016 установка и демонтаж технических средств организации дорожного движения, ограждающих и направляющих устройств, прочих технических средств, применяемых для обустройства мест производства работ, осуществляется организацией-исполнителем непосредственно перед началом производства работ.
В силу п. 4.2.4 ОДМ 218.6.019-2016 уполномоченными лицами организации-исполнителя ежедневно перед началом и во время проведения работ, а также после окончания рабочей смены проверяется наличие и состояние технических средств организации дорожного движения, ограждающих и направляющих устройств, предусмотренных схемой организации движения и ограждения мест производства работ, соответствие видимости дорожных знаков требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004).
На участке производства дорожных работ в соответствии с требованиями указанного ГОСТ Р 52289-2004 устанавливаются временные дорожные знаки, форма, расцветка, символы и размеры которых регулируются положениями ГОСТ 52290-2004 «Знаки дорожные. Общие технические условия».
В плане (схеме организации дорожного движения) дорожные знаки или группы знаков необходимо располагать друг от друга на расстоянии не менее 50 м. Первым по ходу движения необходимо устанавливать знак 1.25 «Дорожные работы». Этот знак с табличкой 8.2.1 должен повторяться не менее чем за 50 м до начала места проведения работ. В населенных пунктах и в стесненных условиях повторный знак 1.25 с табличкой 8.2.1 «Зона действия» можно устанавливать непосредственно у начала места работ. Его рекомендуется устанавливать у начала зоны предупреждения на отдельной стойке (п. 8.1.2.2 ОДМ 218.6.019-2016).
Знаки 1.20.1-1.20.3 «Сужение дороги» служат для предупреждения водителей о сужении проезжей части или полотна дороги независимо от причин, вызвавших это сужение. За пределами участка проведения дорожных работ в створе последнего по ходу движения ограждающего устройства устанавливают знаки 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», 3.25 «Конец зоны ограничения максимальной скорости» или 3.31 «Конец зоны всех ограничений».
При установке знаков на участке производства работ должны соблюдаться требования в части высоты их установки и размещения относительно проезжей части и ремонтируемого участка, удаленности знаков друг от друга, очередности размещения знаков разных групп на одной опоре (п. 8.1.1.2 ОДМ 218.6.019-2016).
Кроме того, в силу п. 3.2 в совокупности с приложением А.1 в виде таблицы к ГОСТу Р 52290-2004 дорожный знак 1.25 «Дорожные работы», а равно другие предупреждающие временные знаки должны быть выполнены на желтом фоне.
В соответствии с положениями раздела 10 ОДМ, для ограждения рабочей зоны, усиления направляющего воздействия и для снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий в качестве ограждающих устройств используются сплошные направляющие элементы (делиниаторы, временные защитные барьеры); защитные блоки. При этом, согласно п. 10.3.2.1 ОДМ защитные блоки парапетного типа из железобетона применяются при необходимости обеспечения повышенного уровня защиты рабочей зоны (например, при наличии котлованов, глубоких разрытий и т.п.). Они устанавливаются для поперечного ограждения рабочей зоны и ограждения рабочей зоны вдоль проезжей части.
Анализ приведенных нормативных актов в области организации дорожного движения позволяет прийти к выводу, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения, для обустройства мест производства работ необходимо использовать временные дорожные знаки, информирующие участников дорожного движения о проводимых работах и введенном временном режиме движения транспортных средств, а также ограждающие и направляющие устройства, при этом организация-исполнитель приступает к проведению работ при наличии утверждённой и согласованной схемы организации движения и ограждения места производства работ.
При изложенных обстоятельствах, юридическое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с производством работ на дорогах, обязано принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения и созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения в местах производства работ.
Согласно сведениям о юридическом лице ООО «СеверСпецСтрой» (выписка из ЕГРЮЛ - л.д. 12-22), к основным видам деятельности юридического лица относится строительство жилых и нежилых зданий, а к дополнительным видам деятельности – строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, производство земляных работ и прочее.
В соответствии с Уставом юридического лица, к целям и видам деятельности относится, в числе прочих, производство земляных работ, общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, включая взаимосвязанные вспомогательные работы, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда строительных машин и оборудования, производство бетонных работ, строительство дорог и прочее (л.д. 25, 26-37).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании договора подряда №** от 05 апреля 2019 года подрядчик - ООО «СеверСпецСтрой» выполняло по заданию заказчика ООО *** работы по замене водопровода на объекте, расположенном от ул. Партизан Заполярья, д.11 до перекрестка ул. Ломоносова - ул. Партизан Заполярья, в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью договора подряда (л.д. 38-45).
Результатом выполнения работ, согласно п. 1.3 Договора, является выполнение работы по замене водопровода, включающие в себя прокладку подземного участка магистрального водопровода от ул. Партизан Заполярья, д. 11 до перекрестка ул. Ломоносова – ул. Партизан Заполярья, длиной 531 м с установкой железобетонных колодцев с заменой ввода холодной воды из полиэтиленовых труб, в том числе в доме 7 по ул. Партизан Заполярья и в доме 28 «а» по ул. Партизан Заполярья, то есть на участке автомобильной дороги общего пользования, являющимся местом административного правонарушения.
Согласно техническому заданию в объем работ включались земляные работы, связанные с разработкой грунта с использованием экскаватора, автомобилей-самосвалов, устройство основания под трубопроводы, засыпка траншей и котлованов с перемещением грунта, планировка площадей бульдозерами, пробивка проемов в конструкциях из бетона, разборка покрытий и цементно-бетонных оснований, погрузка при автомобильных перевозках бетона, перевозка грузов 1 класса автомобилями-самосвалами.
Срок выполнения работ по договору подряд установлен с даты заключения договора до 31 мая 2019 года (раздел 8 технического задания). Акт о приемке выполненных работ подписан сторонами в лице руководителей юридических лиц в соответствии с датой составления документа - 31.05.2019 за период выполнения работ с 05.04.2019 по 31.05.2019.
Из письменных объяснений должностного лица - директора по производству Менского А.А., указанного в договоре подряда в качестве представителя подрядчика, ответственного за обеспечения проведения работ (п. 6.1.1 Договора, л.д. 40), установлено, что ООО «СеверСпецСтрой» как исполнитель работ по вышеуказанному договору подряда выполняло работы по замене водопровода и по причине прокладки трубопровода под проезжей частью дворовых заездов (прилегающей территории) возникла необходимость ограничения движения транспортных средств, и по этой причине была подготовлена схема - технологическая карта установки дорожных знаков при проведении работ по прокладке трубопровода, согласованная с руководителем МКУ «***», в соответствии с которой на участке проведения дорожных работ были размещены временные дорожные знаки. Технологическая карта была составлена на основании личного опыта, при этом свидетелем было подтверждено, что при составлении технологической карты были допущены нарушения требований ОДМ 218.6.019-2016, ГОСТ Р 52289-2004 по причине отсутствия времени, сжатых сроков исполнения условий договора подряда (л.д. 52).
Данные показания свидетеля, предупрежденного об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, являются последовательными, ответы даны в точном соответствии с заданными должностным лицом ОГИБДД вопросами, прочитаны лично и собственноручно подписаны. Поскольку приведенные показания объективно подтверждаются всей совокупностью исследованных доказательств, отсутствуют основания, вопреки доводам защитника, ставить их под сомнение.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв на себя обязательства по выполнению работ по замене водопровода, ООО «СеверСрецСтрой» приобрело статус лица, ответственного за безопасность дорожного движения при осуществлении ремонтных работ на указанном объекте, обязанного обеспечивать выполнение требований Правил дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004, ОДМ 218.06.019-2016.
При этом участок, на котором юридическое лицо производило работы по замене трубопровода, пересекается с прилегающей территорией, по которой водители транспортных средств осуществляют въезд с главной дороги (проезжей части) к жилым домам, магазину «***», филиалу ПАО «БАНК», а равно выезд с указанной территории на главную дорогу. Следовательно, прилегающая территория, расположенная в районе дома 7 по ул. Партизан Заполярья и дома 28а по ул. Ломоносова, также относится к автомобильным дорогам, при этом является двухполосной автомобильной дорогой. Соответственно, движение на указанном участке автомобильной дороги регулируется вышеприведенными нормами законодательства, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Вопреки доводам защитника, основанным на неверном толковании правовых норм, положения перечисленных ГОСТ Р, ОДМ, непосредственно направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, защиту жизни и здоровья граждан, в силу прямого указания ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» подлежат обязательному применению в отношении деятельности ООО «СеверСпецСтрой» по вышеуказанному договору подряда в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Обязательность применения требований ГОСТ Р 52289-2004 также вытекает из положений п. 6 ст. 3 и ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правил дорожного движения Российской Федерации.
Кроме того, в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004 включены в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела, изложенные выше, достоверно подтверждаются, наряду с письменными объяснениями свидетеля гр. М также актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 15.05.2019, составленным старшим инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Полярнозоринский» гр. О. согласно которому на участке г. Полярные Зори, ул. Партизан Заполярья, д. 7 – ул. Ломоносова, д. 28 «а», временные дорожные знаки 1.25 «Дорожные работы», 3.1 «Въезд запрещен» в нарушение требований ГОСТ выполнены не на желтом фоне, а на Схеме установки дорожных знаков отсутствует поэтапная расстановка знаков о снижении скорости движения.
При этом к акту приложен образец схемы (приложение А.1 в виде таблицы к ГОСТу Р 52290-2004), которому должна соответствовать технологическая карта установки дорожных знаков при проведении работ по прокладке водопровода по ул. Партизан Заполярья г. Полярные Зори (л.д.7,8). Объективно содержанием указанной технологической карты подтверждается, что она существенно отличается от представленного образца схемы, при этом технологическая карта содержит указание только на установку знака 1.25 «Дорожные работы», при этом его расположение, как на схеме, так и на фотосхеме, не соответствует требованиям п.4.2.4 ОДМ 218.6.019-2016. Как в технологической карте, так и по факту, в месте производства работ отсутствуют ограждающие и направляющие устройства, которые бы отделяли место производства работ от движения автомобилей и пешеходов.
Показаниями допрошенного в качестве свидетеля сотрудника ОГИБДД гр. О. подтверждается, что приложенные к акту от 15.05.2019 о выявленных недостатках фотосхемы (фототаблица), сделаны им самостоятельно, о чём в акте имеется ссылка на фотофиксацию нарушений. При этом место, время и дата нарушений, перечисленных в акте, соответствует обстоятельствам нарушений, запечатленным на снимках (л.д. 6-9). Технологическую карту установки дорожных знаков при проведении работ ООО «Север СпецСтрой» ему представил руководитель работ Менский, он (гр.О) также её сфотографировал и приложил к акту. Данный документ является основанием для начала административного расследования, в ходе которого допускается сбор дополнительных доказательств и установление новых, помимо указанных в акте о выявленных недостатках, обстоятельств нарушений.
Принимая во внимание последовательность показаний свидетеля гр. О. предупрежденного об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, отсутствие личной заинтересованности в исходе дела, а также объективное подтверждение его показаний совокупностью вышеприведенных доказательств, оснований не доверять его показаниям, ставить их под сомнение, не установлено.
Так, в ходе судебного заседания установлена идентичность фотографического изображения технологической карты, изготовленного гр. О. (л.д. 8), и технологической карты, представленной юридическим лицом в ходе административного расследования по запросу государственного инспектора дорожного надзора (л.д. 49).
При этом, из содержания технологической карты объективно установлено, что в нарушение вышеприведенных требований п.4.4.1.2 ОДМ 218.6.019-2016 указанный документ не содержит сведений о ширине проезжей части и обочин; о временных дорожных знаках (с привязкой); предусмотренных разделом 10 ОДМ ограждающих устройств в виде защитных блоков парапетного типа. В технологической карте, кроме того, не отражено расположение машин и механизмов, других технических средств, которые, исходя из предмета договора подряда, его буквального толкования, технологического задания к договору, - были задействованы при проведении работ по замене водопровода.
Также, фотоснимками участка проведения работ по замене водопровода, и прилегающей к нему проезжей части подтверждается фактическое отсутствие ограждающих устройств в виде защитных блоков парапетного типа.
Нарушения в очередности размещения знаков разных групп на одной опоре в силу п. 8.1.1.2 ОДМ 218.6.019-2016, также как и отсутствие функциональных зон (п.4.1.6 ОДМ 218.6.019-2016), обустроенных соответствующими техническими средствами, подтверждаются содержанием технологической карты, на основании которой установлено фактическое отсутствие перечисленных дорожных знаков. Карта по содержанию также не соответствует положениям п. 4.4.1.3 ОДМ, предусматривающим, что схемы составляются по настоящему методическому документу с использованием примеров организации движения и ограждения мест производства работ, приведенных в Приложениях Б, В. Образец такой схемы приложен должностным лицом ОГИБДД, составившим акт о выявленных недостатков от 15.05.2019. При сопоставлении образца схемы и технологической карты установки дорожных знаков при проведении работ по замене водопровода подтверждается, что по факту участок проведения работ не обустроен временными предупреждающими знаками о выполняемых дорожных работах, их протяженности, границе.
Объективно данные обстоятельства зафиксированы на фотоснимках, приложенных к акту. При этом установленные временные знаки 1.25 «Дорожные работы» имеют повреждения (л.д. 9), а также выполнены на белом фоне, тогда как для предупреждающих знаков в силу вышеуказанных требований ГОСТ Р 52290-2004 предусмотрен желтый фон.
Кроме вышеперечисленных доказательств фактические обстоятельства дела подтверждаются также определением от 16 мая 2019 года №** о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколом по делу об административном правонарушении №** от 13 июня 2019 года.
Приведенные доказательства получены с соблюдением закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Из перечисленных в протоколе по делу об административном правонарушении выявленных в ходе административного расследований нарушений требования ОДМ и ГОСТ Р 52289-2004, 52290-2004, в судебном заседании не нашло своего подтверждения нарушение юридическим лицом в процессе расстановки временных знаков невыполнение требований их размещения на определенном в п.5.1.7 ГОСТ Р 52289-2004 расстоянии от края проезжей части, а также на соответствующей высоте (п. 5.1.8 того же ГОСТ), при этом высоту установки знаков, расположенных сбоку от проезжей части, определяют от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части. Указанные измерения как при выявлении недостатков, отраженных в акте от 15.05.2019, так и в ходе административного расследования, не производились, соответственно указанные в протоколе нарушения требований п.п. 5.1.7, 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004 исключается из общего объема нарушений, допущенных ООО «СеверСпецСтрой», в ходе выполнения работ по замене водопровода, ввиду их недоказанности.
Вместе с тем, уменьшение объема нарушений на квалификацию действий юридического лица не влияет.
Таким образом, перечисленные доказательства в своей совокупности подтверждают, что юридическое лицо, в силу заключенного договора подряда, как исполнитель работ (подрядчик), несёт ответственность за организацию и безопасное выполнение работ на вверенном ему строительно-ремонтном участке автомобильной дороги общего пользования в связи с производством работ по замене трубопровода, создавших помехи в дорожном движении, повлекших временное прекращение движения транспортных средств. При этом выявленные нарушения были допущены ООО «СеверСпецСтрой» по причине непринятия всех зависящих мер по соблюдению требований национальных стандартов и отраслевого методического документа в области организации дорожного движения, обеспечения его безопасности во время проведения дорожных работ.
Оценивая имеющиеся доказательства в совокупности и признавая их относимыми, достоверными, допустимыми и достаточными, суд приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица ООО «СеверСпецСтрой» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение.
При этом обстоятельств, как отягчающих, так и смягчающих наказание, судом не установлено.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст. 3.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного положениями ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении ООО «СеверСпецСтрой» требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ, связанных с временным прекращением движения транспортных средств на отдельных участках дорог, поскольку пользование такими участками дорог угрожает безопасности дорожного движения, оснований для замены предусмотренного санкцией статьи административного наказания в виде штрафа на предупреждение суд не усматривает.
Несоблюдение ООО «СеверСпецСтрой» требований безопасности дорожного движения при выполнении работ по замене трубопровода создало угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни и здоровью людей и причинения вреда имуществу, следовательно, представляло существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
С учетом характера административного правонарушения, посягающего на безопасность дорожного движения, и в связи с этим создающего угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, как участников дорожного движения, основания для признания его малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Санкция ч.1 ст.12.34 КоАП РФ устанавливает размер административного штрафа для юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, определяя размер которого, судья принимает во внимание, что вредных последствий в виде причинения вреда здоровью либо имуществу граждан не наступило, при этом учитывает неудовлетворительное финансовое положение юридического лица, подтвержденного бухгалтерским балансом по состоянию на 31 марта 2019 года, в соответствии с которым кредиторская задолженность предприятия превышают дебиторскую.
С учетом изложенного, суд в соответствии с положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и всех обстоятельств дела, посчитав исключительными обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, неудовлетворительное финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, назначает наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 12.34 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07.03.2017 N 26-░░), ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3.2, 3.3 ░░░░░░ 4.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 (░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░:
░░░░ 401 018 100 403 000 17001
░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░»)
░░░ 044 705 001, ░░░ 511 710 0380, ░░░ 511 701 001,
░░░░░ 477 19 000
░░░ 188 116 300 300 16 000 140.
░░░ 188 1045 11 902 00000 561
░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: №** ░░ 13.06.2019
░░░ ░░░░░░░: ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░