№ 16-2377/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Челябинск 09 июня 2021 года
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Юшкова Владимира Юрьевича на постановление начальника Межрайонной инспекции налоговой службы России № 5 по Пермскому краю от 16 октября 2020 года № 59172025800088900004, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 25 ноября 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 28 января 2021 года, вынесенные в отношении Юшкова Владимира Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника Межрайонной инспекции налоговой службы России № 5 по Пермскому краю от 16 октября 2020 года № 59172025800088900004, оставленным без изменения решением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 25 ноября 2020 года, решением судьи Пермского краевого суда от 28 января 2021 года, Юшков В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Юшков В.Ю. выражает несогласие с указанными судебными актами и постановлением должностного лица, просит об их отмене.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для её удовлетворения не имеется.
В соответствии частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона № 1 73-ФЗ, в соответствии с которой установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
При этом юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей статьи.
Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт "б" пункт 6 часть 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ).
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), В атом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке через счета в уполномоченных банках (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ).
При рассмотрении дела установлено, что налоговым органом в ходе проведения проверки соблюдения ООО «Агрофирма «ТРУД» (далее также Общество) валютного законодательства выявлено, что во исполнение обязательств по трудовому договору № 141 от 20 сентября 2018 года ООО «Агрофирма «ТРУД», в лице директора Юшкова В.Ю., 12 декабря 2018 года, в нарушение статьи 1, части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» произвело выплату заработной платы сотруднику – нерезиденту гражданину <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств на основании платежной ведомости от 12 декабря 2018 года № 377/769 в сумме 13100 рублей в валюте Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Юшкова В.Ю. как генерального директора Общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям по результатам рассмотрения жалоб на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Довод о том, что Юшков В.Ю. не является субъектом данного административного правонарушения, подлежит отклонению, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из Протокола общего собрания участников ООО «Агрофирма «ТРУД» от 23 сентября 2013 года генеральным директором Общества с 30 сентября 2013 года назначен Юшков В.Ю.
В силу положений постановления Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.
Из материалов дела следует, что платежная ведомость № 377/769 от 12 декабря 2018 года подписана от имени руководителя Общества.
В силу положений постановления Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.
Таким образом, Юшков В.Ю., который, как директор Общества, осуществляет общее руководство текущей деятельностью юридического лица, в том числе валютными операциями от имени юридического лица, несет персональную ответственность за деятельность Общества и является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии генерального директора ООО «Агрофирма «ТРУД» Юшкова В.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства в области валютного регулирования.
Оснований для иной юридической оценки действий Юшкова В.Ю. не имеется. Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций обоснованно сочли, что руководитель юридического лица имел возможность для соблюдения правил и норм валютного законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Каждая из произведенных выплат иностранному работнику образует самостоятельный состав административного правонарушения – незаконную валютную операцию, оконченную в момент выдачи денежных средств из кассы юридического лица.
Ссылка на нарушение в ходе проверки Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правомерно отклонена как несостоятельная, поскольку согласно части 3.1 статьи 1 названного Закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении валютного контроля.
Доводы жалобы о том, что налоговый орган был не вправе возбуждать и рассматривать настоящее дело, не состоятелен.
Согласно положениям части 1 статьи 23.60 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 2.1, 4 - 5 и 6 - 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.60 КоАП РФ рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, вправе, в том числе руководители его территориальных органов, их заместители.
С целью формирования эффективной структуры территориальных органов ФНС России приказом ФНС России от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@ ряд межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы переименованы и переподчинены межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, а также исключены из структур управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.
В связи с переименованием и переподчинением межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы не утрачивают функции органа валютного контроля и являются правопреемниками переименованных и переподчиненных межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов.
Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отвечает требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
При назначении Юшкову В.Ю. административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, должностным лицом учтены конкретные обстоятельства совершения правонарушения и выполнены требования статьи 4.1 КоАП РФ. Назначенное наказание является справедливым и обеспечивает достижение целей применения мер государственной ответственности.
Оснований для признания совершенного Юшковым В.Ю. административного правонарушения малозначительным не имеется, аналогичный довод жалобы правомерно отклонен судьями с приведением в судебных актах исчерпывающих оснований.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
Право Юшкова В.Ю. на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление начальника Межрайонной инспекции налоговой службы России № 5 по Пермскому краю от 16 октября 2020 года № 59172025800088900004, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 25 ноября 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 28 января 2021 года, вынесенные в отношении Юшкова Владимира Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Юшкова Владимира Юрьевича – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева