Дело № 2-1779/2024 УИД: 66RS0044-01-2024-001625-03
Мотивированное решение составлено 31.05.2024 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Первоуральск Свердловской области 27 мая 2024 года
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Сухоплюевой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сальниковой Т.М.,
с участием:
ст. помощника прокурора г. Первоуральска - Фетисовой А.С.,
представителя ответчика - Меладзе Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1779/2024 по иску Прокурора г. Первоуральска в интересах неопределённого круга лиц к Первоуральскому бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Первоуральска, действуя в рамках своих полномочий, обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Первоуральскому бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система» о возложении обязанностей, в обоснование иска, указав, что Прокуратурой города проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры в ПМБУК «Централизованная клубная система» (далее — ПМБУК «ЦКС»). Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма закреплены как одни из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации и урегулированы Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (п. п. 1, 7 ст. 2) (далее - Закон о противодействии терроризму). В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Закона о противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования). Согласно подпунктам «а, в» пункта 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях). В соответствии с пунктом 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической 9 защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности, не менее 2 раз в год - для объектов (территорий) первой категории опасности;
в) организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);
г) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму;
д) обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий);
е) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);
з) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В нарушение подпункта «з» пункта 25 Требований на объектах учреждения - ДК «Битимка», «Культурно-досуговый центр», кинотеатр «Восход», ДК «Кузино», клуб «Нижнее село», ДК «Новоалексеевское», центр досуга «п. Новоуткинск», клуб «Перескачка», клуб «п. Прогресс», ДК «Слобода» - отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Ранее в связи с выявленными нарушениями прокуратурой города внесено представление об устранении нарушений закона в адрес директора ПМБУК «ЦКС», которое рассмотрено, доводы нарушения признаны обоснованными, вместе с тем указанные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования. В соответствии с п. 1 Устава ПМБУК «ЦКС» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием - городской округ Первоуральск, для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры. Учреждение является юридическим лицом, имеет полное и сокращенное наименование, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в финансовом органе городского округа Первоуральск, а также в органах Федерального казначейства, в части реализации Федеральным программ, получает субсидии на выполнение муниципального задания и на иные цели, бюджетные инвестиции, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде (п. 6 Устава).
Бездействие ответчика создает угрозу жизни и здоровья посетителей учреждения.
В ходе судебного разбирательства старший помощник прокурора г. Первоуральска А.С.Фетисова уточнила исковые требования в части срока устранения нарушений, просила срок установить до 30.06.2025 г., уточненные исковые требования поддержала доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Первоуральского бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» исковые требования признала, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
Третьи лица без самостоятельных исковых требований Администрация городского округа Первоуральск, ОВО по городу Первоуральск - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» в судебное заседание представителей не направили, о слушании дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель ОВО по городу Первоуральск - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» представил письменный отзыв на исковое заявление, исковые требования Прокурора г. Первоуральска просили удовлетворить в полном объеме.
С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующему в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в соответствии с ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Суд, выслушав в ходе судебного разбирательства прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, в том числе, письменный отзыв на иск, считает иск подлежащим удовлетворению по - следующим основаниям.
На основании ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу положений ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу положений ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», на основании ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Нормами Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Закона о противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подпунктам «а, в» пункта 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с пунктом 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности, не менее 2 раз в год - для объектов (территорий) первой категории опасности;
в) организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);
г) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму;
д) обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий);
е) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);
з) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Уставом Первоуральское бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» создано в соответствии с Постановлением Главы городского округа Первоуральск № от 01.08.2006 г., это некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры. Учреждение является юридическим лицом, и имеет структурные подразделения. Структурные подразделения не являются юридическими лицами и действуют в соответствии с Положением о структурных подразделениях.
Как следует из информационного письма ОВО по городу Первоуральск - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» от 22.12.2023 г. в адрес Заместителя прокурора г. Первоуральска, в Первоуральском бюджетном учреждении культуры «Централизованная клубная система»: ДК «Битимка» (<адрес> «Культурно-досуговый центр» (<адрес>, кинотеатр «Восход» (<адрес>), ДК «Кузино» (<адрес>), клуб «Нижнее Село» (<адрес>), ДК «Новоалексеевское (<адрес>), центр досуга «п. Новоуткинск» (<адрес>), клуб «Перескачка» (<адрес>), клуб «п. Прогресс» (<адрес>), ДК «Слобода» (<адрес>) отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителе объектов (территорий) о потенциальной угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Прокуратурой г. Первоуральска 28.12.2023 г. в адрес Директора ПМБУК «Централизованная клубная система» внесено Представление об устранении нарушений закона в срок 1 месяц со дня внесения представления.
Как следует из информационного письма ПМБУК «Централизованная клубная система» № от 25.01.2024 г., представление рассмотрено 12.01.2024 г., принято решение об усилении контроля за пропускным и внутриобъектным режимом в структурных подразделениях; запросить коммерческое предложение для определения стоимости работ, материалов и оборудования с целью установки системы оповещения; руководителям структурных подразделений не допускать нарушений закона при обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий) – структурных подразделений ПМБУК «ЦКС».
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено относимых и допустимых доказательств устранения допущенных нарушений законодательства в части установки системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе или о возникновении ЧС на объектах - ДК «Битимка» (<адрес>), «Культурно-досуговый центр» (<адрес>), кинотеатр «Восход» (<адрес>), ДК «Кузино» (<адрес>), клуб «Нижнее Село» (<адрес> село), ДК «Новоалексеевское (<адрес>), центр досуга «<адрес>» (<адрес>), клуб «Перескачка» (<адрес>), клуб «<адрес>» (<адрес>), ДК «Слобода» (<адрес>).
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании ч.4.1 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика заявлено о признании иска.
С учетом фактических обстоятельств по делу, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, так как это не нарушает прав и законных интересах других лиц, не противоречит требованиям закона.
В связи с чем, требования Прокурора г. Первоуральска в интересах неопределённого круга лиц являются, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений ч.ч.1,2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд, учитывая возможности ответчика по исполнению данного решения, порядок и сроки формирования местного бюджета, фактические обстоятельства дела, ценность защищаемого права, считает разумным установить срок для исполнения ответчиком возложенной судом на него обязанности до 30.06.2025 г.
руководствуясь ст. ст. 12, 14, 39, 56, 67, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора г. Первоуральска в интересах неопределённого круга лиц к Первоуральскому бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система» о возложении обязанностей – удовлетворить.
Обязать Первоуральское бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» (№) в срок до 30.06.2025 г. установить систему экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе или о возникновении ЧС на объектах - ДК «Битимка» (<адрес>), «Культурно-досуговый центр» (<адрес>), кинотеатр «Восход» (<адрес>), ДК «Кузино» (<адрес>), клуб «Нижнее Село» (<адрес> село), ДК «Новоалексеевское (<адрес>), центр досуга «<адрес>» (<адрес>), клуб «Перескачка» (<адрес>), клуб «<адрес>» (<адрес>), ДК «Слобода» (<адрес>).
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись. Л.М. Сухоплюева