Решение по делу № 2-5971/2019 от 13.05.2019

Дело № 2-5971/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,

при секретаре Поповой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 1 июля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая Компания» об обязании организовать для многоквартирных домов места для сбора и накопления отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, в соответствии с требованиями федерального законодательства, организовать передачу отходов в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, разработать Инструкцию по организации сбора, накопления и размещения ртутьсодержащих отходов, разработать и утвердить паспорта отходов,

УСТАНОВИЛ:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Управляющая Компания» об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия:

организовать для многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по адресам: ... места для сбора и накопление отходов ламп ртутных, ртутнокварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства в соответствии с требованиями федерального законодательства;

организовать передачу отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов;

разработать Инструкцию по организации сбора, накопления и размещения ртутьсодержащих отходов;

разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности ООО «Управляющая Компания».

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки на основании поступившей информации о нарушениях законодательства об отходах производства и потребления выявились нарушения ООО «Управляющая Компания» законодательства при осуществлении ими сбора и передачи для транспортировки и утилизации ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути.

В судебном заседании прокурор иск поддержал.

Представитель ООО «Управляющая Компания» против иска возражал представленные в материалы дела письменные возражения.

Третьи лица Администрация МО ГО «Сыктывкар» и УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар» явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, возражений по существу иска не представили.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми дало заключение о том, что иск подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что в управлении ООО «Управляющая Компания» находятся многоквартирные жилые дома в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ...

Согласно государственному докладу «О состоянии окружающей среды Республики Коми в 2017 году» в 2017 году на территории Республики Коми образовано 0,384 тыс. тонн отходов I и II классов опасности, из которых предано на обработку и утилизацию 0,306 тыс. тонн отходов.

По сведениям ООО «Стройхолдинг», ЗАО «Кристалл», ООО «Орионсвет» на территории г. Сыктывкара за период с 2016 по 2018 год было реализовано около 50 тысяч ртутьсодержащих ламп.

В ходе проверки Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что ООО «Управляющая Компания» места для накопления отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, в обслуживаемых многоквартирных домах не организованы. Паспорта на отходы не утверждены, инструкция по организации сбора, накопления и размещения и содержащих отходов не разработана.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, культивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства имеют код ФККО 4 71 101 01 52 1.

Учитывая, что тринадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (пункт 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792), соответственно указанный вид отходов относится к I классу опасности, т.е. к чрезвычайно опасным отходам.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Согласно п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, на отходы I –IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, утверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В соответствии с п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту - Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно п.п. «д(1)» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности. При этом в соответствии с п. 2 Правил в состав общего имущества заключаются, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Таким образом, в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают права на твердые коммунальные (бытовые) отходы (подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения отходы, образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства), так и на отходы производства (подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, проведения работ, оказания услуг).

В соответствии с п. 12 Правил № 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в п.п. «д(1)» п. 11 Правил № 491, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего существа с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде далее - Правила обращения с отходами), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих правление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1 Правил обращения с отходами).

Пунктом 3 Правил обращения с отходами установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Согласно п. 5 Правил обращения с отходами установлено, что накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. В соответствии с п. 7 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.

Пунктом 8 (1) Правил обращения с отходами установлено, что у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества.

При этом места для накопления ртутьсодержащих ламп должны создаваться в каждом многоквартирном доме, поскольку договоры управления многоквартирным домом заключаются с каждым домом в отдельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат в том числе, сбору, накоплению и транспортировке, размещению, способы и условия, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Пунктами 3.5. и 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, установлено, что ранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I-II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. Накопление и временное хранение промотходов производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Исходя из требований указанного документа, отработанные ртутные лампы (отход «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (I класс опасности)) должны храниться исключительно в специальных герметичных контейнерах, т.к. в соответствии си. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение твердых промотходов I класса опасности разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).

С учётом изложенного суд приходит к выводу к обоснованности заявленных требований прокурора.

Доводы ответчика о том, что организация для многоквартирных домов мест для сбора и накопления ртутьсодержащих отходов не относится к обязанностям управляющей компании, основаны на неверном понимании норм действующего законодательства. Так по смыслу п. 8 и п. 8(1) Правил обращения с отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп только в многоквартирных домах, в которых собственниками помещений не заключены договоры управления или договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.

В случае заключения собственниками договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества функции по организации мест для сбора и накопления ртутьсодержащих отходов выполняются лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Ссылка на то, что при выборе места для сбора и накопления ртутьсодержащих отходов необходимо согласование этого вопроса с собственниками помещений, не свидетельствует о необоснованности иска, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о невозможности исполнения решения суда управляющей компанией.

Согласно ст. 206 ГПК Российской Федерации суд устанавливает время, в течение которого решение должно быть исполнено. С учётом характера спора и обстоятельств дела такой срок определяется судом как 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-196 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на ООО «Управляющая Компания» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия:

организовать для многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по адресам: ... места для сбора и накопление отходов ламп ртутных, ртутнокварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства в соответствии с требованиями федерального законодательства;

организовать передачу отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов;

разработать Инструкцию по организации сбора, накопления и размещения ртутьсодержащих отходов;

разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности ООО «Управляющая Компания».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья Е.В. Никитенкова

Мотивированное решение изготовлено 08.07.2019.

2-5971/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора
Ответчики
ООО "Управляющая компания"
Другие
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Коми
УЖКХ АМОГО Сыктыкар
Администрация МО ГО «Сыктывкар»
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее