Дело № 2А-3029/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., помощника судьи Астаховой М.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к Чепелинскому С. Ф. о признании налогового органа утратившим возможность взыскания задолженности по недоимки, пени и штрафам
У с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России № 11 по Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит признать налоговый орган утратившим возможность взыскания с Чепелинского С.Ф. (ИНН <номер>) недоимки по транспортному налогу (КБК налога 18210604012020000110, ОКТМО 46770000) за 2016 год в сумме 21879 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 66 рублей 18 копеек; недоимки по налогу на имущество физических лиц (КБК налога 18210601020040000110, ОКТМО 46770000) за 2016 года в сумме 625 рублей 00 копеек, недоимки по земельному налогу (КБК налога 18210606043100000110, ОКТМО 46651413) за 2016 год в сумме 2608 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 7 рублей 89 копеек, числящуюся в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщика, в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что Чепелинский С.Ф. (ИНН <номер>) состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области, имеет недоимку (КБК налога 18210604012020000110, ОКТМО 46770000) за 2016 год в сумме 21879 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 66 рублей 18 копеек; недоимки по налогу на имущество физических лиц (КБК налога 18210601020040000110, ОКТМО 46770000) за 2016 года в сумме 625 рублей 00 копеек, недоимки по земельному налогу (КБК налога 18210606043100000110, ОКТМО 46651413) за 2016 год в сумме 2608 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 7 рублей 89 копеек, что подтверждается выписками из КРСБ.
В настоящий момент сроки взыскания вышеуказанной недоимки, установленные статьями 46-48 НК РФ, налоговым органом утрачены, поскольку с момента истечения срока на обращение в суд, установленного абз.2 п.3 ст.48 НК РФ, прошло более 10 месяцев, учитывая, что определение об отмене судебного приказа вынесено судом 26.04.2018.
Числящаяся в КРСБ налогоплательщика задолженность с истекшим сроком взыскания затрагивает интересы как налогоплательщика, так и налогового органа.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Чепелинский С.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями ст.96 КАС РФ извещен надлежащим образом. Возражений по существу заявленных требований, документов, подтверждающих уплату начисленного налога на имущество физических лиц, транспортного налога и пени, в суд не представил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в соответствии со ст. 150, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Оценив в совокупности представленные сторонами письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно имеющихся в материалах дела данных, Чепелинский С.Ф. в спорный налоговый период являлся владельцем транспортных средств: МИЦУБИСИ АSХ 1.8, государственный регистрационный <номер>, ТОЙОТА ЛЕНД КРУЗЕР 200, государственный регистрационный <номер>, а также объектов недвижимого имущества: жилого дома, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, квартиры, кадастровый <номер>, расположенной по <адрес>, квартиры, кадастровый <номер>, расположенной по <адрес>, квартиры, расположенной по <адрес>, и земельных участков с кадастровым номером <номер> и <номер>, расположенных по <адрес>.
12.10.2017 налоговым органом было сформировано налоговое уведомление <номер>, в котором указано на необходимость уплаты транспортного налога за 2016 год в сумме 21879 рублей 00 копеек, налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 625 рублей 00 копеек, земельного налога за 2016 год в сумме 2608 рублей 00 копеек в срок до 01.12.2017, которое в адрес налогоплательщика направлено 21.10.2017.
24.01.2018 Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в адрес Чепелинского С.Ф. направлено требование № 38779 об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 21879 рублей 00 копеек и пени по транспортному налогу в сумме 66 рублей 18 копеек, налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 625 рублей 00 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 рубль 89 копеек, земельного налога за 2016 год в сумме 2608 рублей 00 копеек и пени по земельному налогу в сумме 7 рублей 89 копеек в срок до 23.01.2018.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В пункте 4 статьи 397 НК РФ определено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Пунктом 1 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно статье 15 часть 2 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По смыслу данного положения, федеральный законодатель в процессе осуществления такого регулирования должен предусмотреть юридические механизмы поддержания правопорядка в этой сфере.
Следовательно, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты «в», «ж», «з», «о»), 72 (пункты «б», «и» части 1), 75 (часть 3) и 76 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года № 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской
Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 48 и 52 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст.75 НК РФ).
На основании пункта 6 ст.75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 НК РФ.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Разрешая заявление административного истца, суд учитывает, что налоговым органом было сформировано налоговое уведомление и требование об уплате Чепелинским С.Ф. транспортного налога за 2016 год в сумме 21879 рублей 00 копеек и пени по транспортному налогу в сумме 66 рублей 18 копеек, налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 625 рублей 00 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 рубль 89 копеек, земельного налога за 2016 год в сумме 2608 рублей 00 копеек и пени по земельному налогу в сумме 7 рублей 89 копеек, которым был установлен срок для добровольного исполнения до 23.01.2018.
По истечении установленного в требовании срока налоговый орган в установленный законом срок не обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Чепелинского С.Ф. недоимки по налогам в связи с их неуплатой в установленный в требовании срок, поскольку определение мирового судьи об отмене судебного приказа административным истцом в суд не представлено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 №N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Исходя из того, что соответствующих Налоговому кодексу РФ процедур взыскания указанной задолженности налоговым органом своевременно не производилось, срок взыскания которой налоговым органом пропущен, а несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством порядка взыскания налога является основанием для признания налогового органа утратившим право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогам в связи с пропуском установленного законом срока на принудительное взыскание. Указанная задолженность в соответствии со ст.59 Налогового кодекса РФ безнадежна ко взысканию и подлежит списанию, а обязанность по их уплате прекращенной.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области утратившей возможность взыскания с Чепелинского С. Ф. (ИНН 504307856272) недоимки по транспортному налогу (КБК налога 18210604012020000110, ОКТМО 46770000) за 2016 год в сумме 21879 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 66 рублей 18 копеек; недоимки по налогу на имущество физических лиц (КБК налога 18210601020040000110, ОКТМО 46770000) за 2016 года в сумме 625 рублей 00 копеек, недоимки по земельному налогу (КБК налога 18210606043100000110, ОКТМО 46651413) за 2016 год в сумме 2608 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 7 рублей 89 копеек, в связи с истечением установленного срока их взыскания, и обязанность по их уплате прекращенной.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 15 ноября 2019 года