Решение по делу № 2-4783/2022 от 16.05.2022

Дело № 2-4783/2022

УИД 59RS0007-01-2022-003851-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2022 года                                                                         г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,

при секретаре судебного заседания Орловой О.В.,

с участием представителя ответчика Лаврушиной Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Щукиной Е. В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Щукина Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, указав, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано истцу в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, а также права на досрочное пенсионное обеспечение. В специальный стаж истца не зачтен ряд периодов ее работы. Истец не согласна с указанным решением, считает его необоснованным, просит признать решение об отказе в назначении пенсии незаконным в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности врача-педиатра с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с приютом»; обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж; назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело без ее участия, ранее участвовала в судебном заседании, требования искового заявления поддерживала, указывая, что ответчиком спорный период из специального стажа исключен в связи с реорганизацией учреждения, где она работала, при этом ее трудовая функция оставалась прежней.

Представитель ответчика в судебном заседании просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Согласно указанным возражениям ДД.ММ.ГГГГ Щукина Е.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствие с п. 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (лечебная деятельность), в назначении пенсии отказано в связи с нарушением срока обращения за пенсией, признан стаж <данные изъяты> день (при таком стаже пенсия может быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ). В специальный стаж, в том числе, не включен период работы истца в должности врача-педиатра в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с приютом», так как такой вид учреждения соответствующим Списком наименований должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрен. Решением Отделения от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту, Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

Как предусмотрено частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

В соответствие с частью 1.1. статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (отложенное право).

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В силу части 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 30 указанного Закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно части 4 указанной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Щукина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (л.д. 81-83).

Решением ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Щукиной Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия права на досрочное пенсионное обеспечение (л.д. 8-9, 72-73).

При этом при определении ответчиком продолжительности специального стажа ответчиком не учтены, в том числе, период работы в должности <данные изъяты> в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних с приютом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Специальный стаж истца рассчитан и признан ответчиком продолжительностью <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по части 1 статьи 80 Закона № 400-ФЗ (л.д. 81-83).

Решением ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Щукиной Е.В. назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 8-9, 72-73).

Истец не согласна с отказом в назначении ей досрочной пенсии, считает, что пенсия должна быть назначена с момента первичного обращения, так как с учетом спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) ее специальный стаж <данные изъяты> лет выработан ДД.ММ.ГГГГ, право на пенсию возникло ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из записей в трудовой книжке (л.д. 19-26, 91-96), Щукина (до брака –ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ – с ДД.ММ.ГГГГ назначена переводом из Детской больницы <адрес> на должность <данные изъяты> в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с приютом (запись );

- ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация Муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ, запись );

- ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с переводом в МУ «Детская больница» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства подтверждены справкой ГКУСО ПК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» <адрес> (л.д. 42-43) – правопреемника Муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», копиями приказов о приеме и увольнении (л.д. 44-45).

Пунктом 32 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрены врачи – специалисты, в том числе, в следующих учреждениях социального обслуживания: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Пунктом 31 раздела «Наименование учреждений» постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрены такие виды учреждений социального обслуживания как социальный приют для детей и подростков, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Данный Закон утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», но действовал в спорный период времени.

Создание Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с приютом утверждено Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ путем выделения отделений, обслуживающих детей, из состава Центра социального обслуживания населения (л.д. 40).

Положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних с приютом, утвержденным постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с приютом является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим оказание разнообразной социальной помощи и поддержки несовершеннолетних. Центр осуществляет социальное обслуживание несовершеннолетних. (л.д. 13-16).

Центр имеет в своей структуре ряд подразделений, в том числе, приемное отделение и социальный приют на 30 человек. Задачей приемного отделения, является, в том числе, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетнего, направление его, при наличии показаний, на лечение в стационарное медицинское учреждение (л.д. 14).

То обстоятельство, что изначально Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с приютом был образован в составе Управления социальной защиты населения <адрес> в качестве структурного подразделения, не лишает право истца на досрочное назначение пенсии, так как такая форма соответствовала Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», центр существовал в форме учреждения, что следует из его положения.

Как следует из представленных архивных справок МКУ «Архив Лысьвенского ГО» в течение ДД.ММ.ГГГГ осуществлялись мероприятия по наделению Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с приютом самостоятельного юридического статуса (л.д. 10-11, 183-184).

ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРЮЛ о создании Муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (л.д. 71).

При этом в трудовой книжке истца не имеется записи об увольнении или переводе в указанное учреждение, из чего можно сделать вывод о том, что ДД.ММ.ГГГГ окончено юридическое оформление данного учреждения.

Из устава Муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» также следует, что центр является специализированным учреждением социального обслуживания населения, осуществляющим оказание различных видов социальной помощи и поддержки несовершеннолетних, в том числе, медицинской (л.д. 58-64).

Центр имеет в своей структуре ряд подразделений, в том числе, приемное отделение, которое возглавляет врач-педиатр, который подчиняется непосредственно директору Центра, а также приют на 30 человек.

Приемное отделение предназначается, в том числе, для проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетнего, направление его, при наличии показаний, на лечение в стационарное медицинское учреждение, проведении диспансеризации несовершеннолетних врачами-специалистами. При приме в отделение производится медицинский осмотр несовершеннолетнего (л.д. 61).

Из перечня рабочих мест, профессий и должностей на право досрочного пенсионного обеспечения Муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52) следует, что в такой перечень включен врач-педиатр, вид деятельности – осуществление лечебной деятельности, постоянно полный рабочий день, год льготы – 28-ГД.

Как следует из акта по результатам документальной проверки перечня от ДД.ММ.ГГГГ, перечень в части указания данной должности педиатра признан достоверным, указанная должность педиатра не подлежала исключению из перечня (л.д. 53-56).

Согласно представленным на запрос суда штатным расписаниям, в аппарате учреждения за весь спорный период была предусмотрена <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 154-156), с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

На запрос суда ГКУСО ПК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» <адрес> представлена должностная инструкция <данные изъяты> (л.д. 185-186, 190-192), согласно которой на должность принимаются лица, имеющие высшее медицинское образование; функции – медицинское сопровождение реабилитационного процесса, осуществляемого в отношении воспитанника СРЦН, определение комплекса лечебно-профилактических мероприятий по восстановлению либо поддержке психофизического и соматического здоровья воспитанников.

Среди должностных обязанностей: обеспечение своевременного комплексного обследования поступающих несовершеннолетних, составление и коррекция индивидуального плата медицинской реабилитации воспитанников, оформление медицинской документации и др.

Согласно представленным лицевым счетам Щукина Е.В. за спорный период времени работала на полную ставку вплоть до увольнения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 161-167,187, 192).

Однако период работы истца в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Щукиной Е.В. подан общим стажем, в том числе, без указания работы на неполную ставку (л.д. 105-114).

Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» именно на работодателя возложена обязанность по представлению в Пенсионный фонд необходимых сведений о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

При этом неисполнение работодателем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица в органы Пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не может быть основанием для отказа во включении периодов в специальный стаж истца.

Проанализировав все вышеуказанное, суд приходит к выводу, что то обстоятельство, что, несмотря на то, что как в пункте 32 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , так и в пункте 31 раздела «Наименование учреждений» постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в числе учреждений поименованы отдельно социальный приют для детей и подростков и отдельно реабилитационный (социально-реабилитационный) центр для несовершеннолетних, не может являться основанием для лишения истца права на досрочное пенсионное обеспечение, так как фактически истец работала в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, а приют на 30 человек являлся несамостоятельным структурным подразделением социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, фактически истец работала в приемном отделении центра.

Суд приходит к выводу, что и должность истца и учреждение, в котором она работала, соответствуют как списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , так и Списку, утвержденному Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с этим, суд приходит к выводу, что период работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) подлежит включению в специальный стаж истца.

В этой части требования истца подлежат удовлетворению.

Таким образом, специальный стаж истца подлежит увеличению и на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> Следовательно, специальный стаж продолжительностью 30 лет выработан истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит возложить на ответчика обязанность назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (с даты обращения с заявлением о назначении пенсии).

Суд при рассмотрении указанного требования приходит к следующему.

Как указано выше, в силу части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.

Статьей 21 Закона № 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно части 1 статьи 21 Закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Закона № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ).

Исходя из части 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О, от ДД.ММ.ГГГГ -О).

Из части 6 статьи 21 Закона № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила н).

В силу пункта 19 Правил н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Пунктом 23 Правил н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).

Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Закона № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.

При этом пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Из изложенных норм материального права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью указанной категории граждан считается отложенным (для тех, кто приобретут стаж на соответствующих видах работ в ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, Щукина Е.В. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) имела необходимый для назначения пенсии специальный стаж, ИПК выше требуемого, и имела право на назначение пенсии с момента обращения, так как установленный законодательством срок (отложенное право) истек ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + <данные изъяты>

С учетом положений, предусмотренных частью 1.1. ст. 30 Закона № 400-ФЗ, ч. 3. ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», назначение пенсии истцу подлежит с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, требование истца о признании незаконным решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии истцу, также подлежит удовлетворению.

Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты> как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 40), исковые требования удовлетворены, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Щукиной Е. В., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС , к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (ОГРН 1035900505200) удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Щукиной Е. В..

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю включить в специальный стаж Щукиной Е. В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в должности <данные изъяты> в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних с приютом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю назначить Щукиной Е. В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Щукиной Е. В. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 09 марта 2023 года.

Судья:                                                                           О.П. Берсенёва

2-4783/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Щукина Елена Владимировна
Ответчики
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Берсенёва Ольга Петровна
Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2022Передача материалов судье
19.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.08.2022Предварительное судебное заседание
16.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.10.2022Предварительное судебное заседание
11.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.11.2022Предварительное судебное заседание
25.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.12.2022Предварительное судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
09.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее