Решение по делу № 2а-300/2016 от 17.02.2016

Дело №2а-300/2016

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

31 мая 2016 года                                                                                                 город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                                  Т.В.Барановой,
при секретаре                                                                                                                    М.Б.Рыжих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Миронова А.С. к администрации Прионежского муниципального района о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Миронов А.С. (истец) обратился в суд с названными требованиями к администрации Прионежского муниципального района (далее - администрация района, ответчик), мотивируя тем, что на его заявление о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , администрация района ответила отказом, сославшись на то, что в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения земельный участок истца находится в санитарной зоне, в которой строительство жилых домов не предусмотрено. На основании решения суда градостроительный план истцу был выдан. ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик отказал истцу в выдаче разрешения на строительство, мотивируя нахождением участка в санитарно-защитной зоне, отсутствием схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ г. истец представил в администрацию района схему планировочной организации земельного участка с указанием места размещения объекта индивидуального жилищного строительства и повторной просьбой о выдаче разрешения на строительство жилого дома. В выдаче разрешения ему вновь было отказано по тем же основаниям.

На основании изложенного, истец просил суд признать действия администрации района, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство, незаконными и обязать администрацию района выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером в ... Прионежского района.

В порядке ст. 46 Кодекса об административном судопроизводстве РФ истец увеличил заявленные требования, просил также признать незаконными действия администрации Прионежского муниципального района по включению в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ г. сведений о расположении земельного участка в границах санитарно-защитной зоны ...; обязать ответчика исключить из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером сведения о расположении земельного участка в границах санитарно-защитной зоны ....

Определением Прионежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Совет Прионежского муниципального района, администрация Рыборецкого вепсского сельского поселения, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, ООО «Карелкамень».

В судебном заседании истец и его представитель, действующая по доверенности, поддержали уточненные заявленные требования.

Представитель администрации Прионежского муниципального района, действующая по доверенности, в судебном заседании требования истца полагала не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отказе истцу.

Представитель администрации Рыборецкого вепсского сельского поселения в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель ООО «Карелкамень» в судебное заседание не явился, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ г. представитель Общества, действующая по доверенности, указала, что ... в ... Общество не имеет, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в судебное заседание не явился. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ г. представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, действующий по доверенности, указал, что Управление не имеет каких-либо сведений о наличии объекта на пересечении ... в ..., требующего установления санитарно-защитной зоны.

Представитель Совета Прионежского муниципального района в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела, согласно представленному отзыву, поддержали позицию ответчика по делу, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено, что истцу принадлежит на праве аренды (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ г.) земельный участок общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: ..., кадастровый номер . Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Республике Карелия ДД.ММ.ГГГГ г.

Истец ДД.ММ.ГГГГ г. обратился в администрацию района с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером .

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. администрация района отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство, указав, что в соответствии с Градостроительным планом , земельный участок с кадастровым номером полностью находится в границах санитарно-защитной зоны ..., в которой в соответствии с Федеральном законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.21/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СП 42.133330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений) и Региональным нормативам градостроительного проектирования Республики Карелия «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, городских округов Республики Карелия» запрещено размещать здания для проживания детей.

Согласно градостроительному плану земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами - Ж5А1 (зона жилой застройки специального вида на территории жилой застройки в районе ...), одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в указанной зоне - размещение индивидуальных малоэтажных жилых домов с придомовыми участками. В графе - иные показатели указано, что участок расположен в границах санитарно-защитной зоны ..., в связи с чем установлены ограничения в использовании данного земельного участка. Со ссылкой на действующее законодательство перечислены ограничения (л.д.).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. администрация района в ответ на заявление истца о выдаче разрешения на строительство сообщила, что земельный участок с кадастровым номером полностью находится в границах санитарно-защитной зоны ..., установленной в соответствии с Генеральным планом Рыборецкого вепсского сельского поселения.

Пунктом 5 ч.1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство.

В соответствии с пунктом 20 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) (далее - Закон) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

В силу части 3 статьи 14 Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона).

Согласно Закону Республики Карелия от 22.12.2014 г. №1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» от 15.12.2014 года и на основании части 3 статьи 14 Закона за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 33.1, части 1 статьи 14 Закона.

Таким образом, с 01.01.2015 года полномочия, предусмотренные пунктом 20 статьи 14 Закона, в том числе по выдаче разрешений на строительство, исполняет администрация Прионежского муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдач разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 данной статьи федеральный оран исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации иди орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок: градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Исходя из п.1 ч.11 указанной статьи, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течении 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч.14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно пп.1-3 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнении всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно п.2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требовании охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Статья 56 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу рр.1 п.2 указанной статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в частности, особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе прав на земельный участок в другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Из содержания статьи 44 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, который не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.

Согласно пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 названной статьи Кодекса, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления представляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Таким образом, указанные положения Градостроительного кодекса РФ предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.

Судом установлено, что решением Совета Рыборецкого вепсского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. утвержден Генеральный план Рыборецкого вепсского сельского поселения.

Решением Совета Рыборецкого вепсского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. утверждены Правила землепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения (Рыборецкое поселение).

Согласно Генеральному плану Рыборецкого поселения на ... имеется ... с санитарно-защитной зоной в ... м. (л.д.).

В ПЗЗ Рыборецкого поселения установлены зоны с особыми условиями использования территорий - охранные санитарно-защитные зоны.

П.1.3 ч.3 ПЗЗ Рыборецкого поселения установлены ограничения градостроительной и хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах.

В судебном заседании установлено, что в указанном в генеральном плане месте отсутствует .... Ответчиком доказательств наличия ... не представлено.

Согласно п.5.1 СПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку.

В силу п.1.2 требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства и т.п., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п.2.1 указанных СанПиН).

Пунктами 4.1, 4.3 указанных норм и правил предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

Из пояснений представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что Управлением заключения по проектам санитарно-защитных зон для ... не выдавались, заявления на получение санитарно-эпидемиологических заключений не поступало.

Суд учитывает доводы представителя администрации района об обязательности требований Правил землепользования и застройки, вместе с тем, в соответствии с принципом, закрепленным в п. 2 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении градостроительной деятельности должен быть обеспечен сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов. Признание и гарантии применения такого баланса направлены на обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан.

Кроме того, судом установлено, что земельный участок с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства предоставлен в аренду истцу постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ г. и передан по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. после принятия Генерального плана поселения и ПЗЗ Рыборецкого поселения. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории также утверждена постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ г. , т.е. после принятия Генерального плана поселения.

Таким образом доводы административного ответчика о том, что участок для предоставления истцу формировался ранее утверждения Генерального плана поселения не соответствует действительности.

С учетом установленных судом обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии каких-либо ограничений при предоставлении земельного участка в аренду для строительства жилого дома, достоверных и допустимых доказательств существования объекта производства, установлении для этого предприятия санитарно-защитной зоны, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации района нарушает права истца по делу как арендатора земельного участка на использование земельного участка по назначению.

Кроме того, суд полагает, что стороной ответчика не представлено бесспорных доказательств, что участок с кадастровым номером расположен в обозначенной на Генеральном плане ... метровой санитарно-защитной зоне объекта. На графической части Генерального плана (карте функциональных зон), выполненной в масштабе 1:25000, не представляется возможным определить, где проходит санитарно-защитная зона ..., т.к. сведений об установлении границ санитарно-защитной зоны на местности не имеется.

На основании изложенного, в соответствии со ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признает действия администрации района по включению в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ г. сведений о расположении земельного участка в границах санитарно-защитной зоны ..., а также отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома незаконными и возлагает на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность выдать Миронову А.С. разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: ..., исключить из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ г. сведения о расположении земельного участка в границах санитарно-защитной зоны ..., сообщить в Прионежский районный суд Республики Карелия и Миронову А.С. об исполнения решения по административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей.

Руководствуясь положениями статей ст.ст. 175-177 кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Миронова А.С. к администрации Прионежского муниципального района о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письмах от ДД.ММ.ГГГГ г. и от ДД.ММ.ГГГГ г. .

Признать незаконными действия администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия по включению в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенного в ... Прионежского муниципального района, сведений о расположении земельного участка в границах санитарно-защитной зоны ....

Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия выдать Миронову А.С. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: ....

Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия исключить из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенного в ... Прионежского муниципального района, сведения о расположении земельного участка в границах санитарно-защитной зоны ...

Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия сообщить в Прионежский районный суд Республики Карелия и Миронову А.С. об исполнении решения по административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района в пользу Миронова А.С. судебные расходы в сумме ... руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.


Судья Прионежского
районного суда                                                                                                               Т.В.Баранова


Мотивированное решение суда составлено 06 июня 2016 года.

2а-300/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Миронов А.С.
Ответчики
Администрация Прионежского муниципального района
Другие
ООО "Карелкамень"
Пучинская С.А.
Администрация Рыборецкого вепсского сельского поселения
Управление Роспотребнадзора по РК
Совет Прионежского муниципального района
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
17.02.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.02.2016[Адм.] Передача материалов судье
20.02.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
30.03.2016[Адм.] Судебное заседание
25.04.2016[Адм.] Судебное заседание
31.05.2016[Адм.] Судебное заседание
06.06.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2016[Адм.] Дело оформлено
08.07.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее