Решение по делу № 33-5885/2024 от 04.03.2024

Мотивированное апелляционное определение составлено 05.04.2024

УИД 66RS0057-01-2023-001707-22

Дело № 33-5885/2024 (№ 2-1455/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Екатеринбург

29.03.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Максимовой Е.В.

судей

Абрашкиной Е.Н.

Деменевой Л.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Култаевой Е.Б. рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Стеблецовой Дины Александровны к Администрации Тугулымского городского округа о признании Стеблецовой Дины Александровны нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

по апелляционной жалобе истца на решение Талицкого районного суда постоянное судебное присутствие п.г.т. Тугулым Тугулымского района Свердловской области от 25.12.2023.

Заслушав доклад судьи Максимовой Е.В., судебная коллегия

установила:

Стеблецова Д.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Тугулымского городского округа, с учетом уточнения, просила признать Стеблецову Д.А. нуждающейся в жилом помещении, возложить обязанность на ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование своих требований истец указала, что она подала заявление в МФЦ Свердловской области 29.07.2023 о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как вдова ветерана Великой Отечественной Войны (расписка-дело №333/23/6330). 09.09.2023 было получено распоряжение Администрации Тугулымского городского округа. Распоряжением администрации поселка городского типа (далее п.г.т. Тугулым) от 22.08.2023 №588-р было отказано в постановке на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Она является членом семьи умершего инвалида участника Великой Отечественной войны-Кирилюка Климентия Никифоровича, <дата> года рождения, умершего <дата> и в силу п. 4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Статус подтверждается удостоверением серии B-II <№>, выданным Управлением социальной политики по Тугулымскому району Свердловской области 27.12.2019, копия удостоверения прилагалась к заявлению о постановке на учет. На основании решения жилищно-бытовой комиссии администрации Тугулымского городского округа от 22.08.2023, зафиксированного в протоколе комиссии от 22.08.2023 №9, а также распоряжения Главы администрации Тугулымского городского округа №588-р от 22.08.2023 ей было отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях. Основанием для отказа, по мнению администрации Тугулымского городского округа является часть 1 подпункта 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области». По мнению истца, отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях должен быть мотивирован с указанием нарушений, допущенных заявителем. В том числе должны быть названы факты, препятствующие принятию на учет, нормы права, которые оказались бы нарушены в случае принятия на учет, и подобное правило содержалось в ранее действовавшем законодательстве. В распоряжении Главы администрации Тугулымского городского округа № 588-р от 22.08.2023 отсутствуют факты, препятствующие принятию на учет. Она длительное время пребывает и получает пенсионные выплаты на территории Тугулымского городского округа, фактически проживает по адресу: <адрес> с марта 2016. Ей пришлось уехать из <адрес>. На данный момент в связи с ухудшением здоровья ее дочери, в силу преклонного возраста они не имеют возможности обслуживать дом без центрального отопления и водопровода и всех удобств, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, поэтому дом выставлен на продажу. Она является вдовой участника Великой Отечественной Войны и обеспечивается жильем независимо от ее имущественного положения. Так как у нее преклонный возраст, плохое состояние здоровья, она не может проживать в неблагоустроенном доме, жилых помещений в собственности не имеет. Органы местного самоуправления Тугулымского района формально подходят к определению нуждающегося в жилье, что фактически приводит к тому, что она вынуждена проживать в неблагоустроенных условиях. Считает, что отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания не может являться основанием для отказа в признании истца в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и противоречит нормам действующего законодательства.

Решением Талицкого районного суда постоянное судебное присутствие п.г.т. Тугулым Тугулымского района Свердловской области от 25.12.2023 постановлено:

в удовлетворении искового заявления Стеблецовой Дины Александровны к Администрации Тугулымского городского округа о признании Стеблецовой Дины Александровны нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма – отказать.

Не согласившись с вынесенным постановлением, истец подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование указывает, что отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания не может являться основанием для отказа в признании Стеблецовой Д.А. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, постановки на учет в качестве нуждающейся и противоречит нормам действующего законодательства. Обязательным условием предоставления меры социальной поддержки является подтверждение нуждаемости в улучшении жилищных условий. Материальное положение не имеет значение, подлежит учету уровень обеспеченности жилым помещением. При подаче искового заявления истец предоставила доказательства, того что дом выставлен на продажу. Дом принадлежал дочери истца в 2014 году. Истец вынужденно уехала из <адрес>. Обслуживать дом без удобств не может. Истец является вдовой участника Великой Отечественной Войны и обеспечивается жильем независимо от имущественного положения. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания не может являться основанием для отказа в признании Стеблецовой Д.А. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, постановке на учет. Так как дом выставлен на продажу, первое условие для оформления договора купли-продажи недвижимости является отсутствие прописанных граждан. Администрацией Тугулымского района в суд не были предоставлены заверенные копии принятых в установленном законодательством Российской Федерации порядке решений межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, все выводы суда были сделаны без подтверждающих документов, что истец не является нуждающейся в жилом помещении, как член семьи участника ВОВ. После принятия заявления Администрация Тугулымского района не запрашивала необходимые документы и соответственно не предоставила на судебном заседании. В суде не было установлено, имеется ли у истца недвижимость в собственности, соответственно отказ о признании истца нуждающейся в жилом помещении является не законным и нарушает права истца. Судом не принято во внимание то, что было изложено в исковом заявлении, что дом, в котором проживает истец не является собственностью истца, а так же дом выставлен на продажу. Истцом была предоставлена справка от главы с. Мальцево о том, что истец проживает по адресу: <адрес>. На протяжении длительного времени и по настоящее время.

Истец Стеблецова Д.А., представитель ответчиков Администрация Тугулымского городского округа в судебное заседание не явились, ходатайств нет представили.

Представитель ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 25.12.2024 оставить без изменения апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Стеблецова Д.А. является членом семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны Кирилюк К.Н., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака, из которого следует, что Стеблецова Д.А. состояла в браке с Кирилюк К.Н., который согласно копии свидетельства о смерти умер <дата> (л.д.35, 36).

Стеблецова Д.А. имеет удостоверение серии В-П <№>, выданное <дата>, согласно которому имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах» (л.д.34).

29.07.2023 г. Стеблецова Д.А. через Многофункциональный центр обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся (л.д.48-49).

28.04.2021 снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в настоящее время на регистрационном учете не состоит. Также представлены: удостоверение, свидетельство о заключении брака, свидетельство о смерти, справка о размере пенсии (л.д.50-55).

Из письменного заявления Стеблецовой Д.А. следует, что она просит поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья на основании наличия у нее удостоверения вдовы ветерана в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В заявлении указала место жительства: <адрес> (л.д.45).

Распоряжением Администрации Тугулымского городского округа от 22.08.2023 г. №588-р, Стеблецовой Д.А. отказано в признании ее нуждающейся в жилых помещениях, на основании пп. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.40).

Руководствуясь ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах», п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ч.ч. 4,5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что истец не имеет регистрации в Тугулымском районе, проживает в жилом помещении, по адресу: <адрес>, где и была зарегистрирована до снятии с учета, никаких доказательств в ходе рассмотрения дела в суде относительно оснований проживания, не представила, указав на невозможность сделать вывод о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны определены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах» предусматривает перечень мер социальной поддержки для членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах» члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 указанного Федерального закона.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах» Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).

Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны в Свердловской области, членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Порядок).

Из п. 2 Порядка следует, что Категория граждан «члены семьи погибших (умерших) инвалида Великой Отечественной войны» именуются в Порядке - ветераны Великой Отечественной войны.

Формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (п. 3 Порядка).

Списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, формируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 4).

Согласно п. 26 Порядка Основаниями для отказа по включению в списки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов, инвалидов, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату, являются:

1) отсутствие нуждаемости в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством;

2) реализация ранее права на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с использованием средств областного бюджета и (или) федерального бюджета.

Таким образом, исходя из норм права как федерального, так и регионального законодательства, обязательным условием предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, является подтверждение нуждаемости в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, указанные в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Члены семьи нанимателя жилого помещения, члены семьи собственника жилого помещения указаны соответственно в ч. 1 ст. 69, ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, не приводил в обоснование своих выводов оценку материального положения истца, так как указанный критерий не устанавливается при формировании органами местного самоуправления муниципальных образований списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов.

Вопреки доводам жалобы факт проживания на территории Тугулымского района не поставлен под сомнение судом, вместе с тем, учитывая, что согласно нормам права критерий нуждаемости согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской является обязательным для постановки на учет в качестве нуждающихся, суд обоснованно определил указанное обстоятельство как юридически значимое в определении о подготовке дела к судебному разбирательтсву (л. д. 71), и, указав на недоказанность названного обстоятельства, отказал в удовлетворении исковых требований.

Суд, указывая на то, что истцом не представлены основания для проживания в жилом помещении в <адрес>, учел, что истец была зарегистрирована с 24.12.2019 по 28.04.2021 по указанному адресу, 28.04.2021 снята с регистрационного учета (л. д. 80), при этом в заявлении от 29.07.2023 (л. д. 8) на постановку на учет в качестве нуждающейся указан этот же адрес проживания.

Вместе с тем, обращаясь с указанным заявлением, основания проживания по адресу проживания истец не указала.

Как следует из объяснений представителя ответчика, ранее истец обращалась с заявлением о признании нуждающейся, ей было отказано по причине того, что по указанному адресу она проживала с дочерью, площадь жилого помещения превышала учетную норму (л. д. 130).

Установленные обстоятельстваа в отсутствии указания истцом оснований проживания в жилом помещении, расположенном в Тугулымском районе, в отсутствии регистрации в каком-либо жилом помещении в Тугулымском районе, не позволили ответчику, а впоследствии и суду прийти к выводу о нуждаемости истца в жилом помещении, то есть проверить жилое помещение на предмет соответствия учетной норме исходя из количества проживающих членов семьи заявителя, или в отсутствии таковых.

Следует отметить, что несмотря на выводы суда, истец в суд апелляционной инстанции также не представила информацию об основаниях проживания в жилом помещении, а также сведения о членах семьи, указав при этом, что дом, принадлежит дочери, выставлен на продажу, в связи с чем истец снялась с учета 28.04.2021.

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца является обоснованным, суд верно определил характер отношений и применил нормы права, в том числе указал, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса, документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Вопреки доводам жалобы ответчиком были запрошены сведения о правах истца, на что представлены сведения об отсутствии таковых (л. д. 43).

Учитывая, что жилищные отношения являются длящимися, истец не лишена права повторно обратиться за предоставлением услуги о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с представлением сведений об основаниях проживания по указанному или иному адресу, в том числе в случае предоставления права проживания членом семьи истца, являющегося нанимателем или собственником, а также указания членов семьи совместно проживающих с истцом.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Талицкого районного суда постоянное судебное присутствие п.г.т. Тугулым Тугулымского района Свердловской области от 25.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Максимова

Судьи

Е.Н. Абрашкина

Л.С. Деменева

Мотивированное апелляционное определение составлено 05.04.2024

УИД 66RS0057-01-2023-001707-22

Дело № 33-5885/2024 (№ 2-1455/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Екатеринбург

29.03.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Максимовой Е.В.

судей

Абрашкиной Е.Н.

Деменевой Л.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Култаевой Е.Б. рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Стеблецовой Дины Александровны к Администрации Тугулымского городского округа о признании Стеблецовой Дины Александровны нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

по апелляционной жалобе истца на решение Талицкого районного суда постоянное судебное присутствие п.г.т. Тугулым Тугулымского района Свердловской области от 25.12.2023.

Заслушав доклад судьи Максимовой Е.В., судебная коллегия

установила:

Стеблецова Д.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Тугулымского городского округа, с учетом уточнения, просила признать Стеблецову Д.А. нуждающейся в жилом помещении, возложить обязанность на ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование своих требований истец указала, что она подала заявление в МФЦ Свердловской области 29.07.2023 о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как вдова ветерана Великой Отечественной Войны (расписка-дело №333/23/6330). 09.09.2023 было получено распоряжение Администрации Тугулымского городского округа. Распоряжением администрации поселка городского типа (далее п.г.т. Тугулым) от 22.08.2023 №588-р было отказано в постановке на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Она является членом семьи умершего инвалида участника Великой Отечественной войны-Кирилюка Климентия Никифоровича, <дата> года рождения, умершего <дата> и в силу п. 4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Статус подтверждается удостоверением серии B-II <№>, выданным Управлением социальной политики по Тугулымскому району Свердловской области 27.12.2019, копия удостоверения прилагалась к заявлению о постановке на учет. На основании решения жилищно-бытовой комиссии администрации Тугулымского городского округа от 22.08.2023, зафиксированного в протоколе комиссии от 22.08.2023 №9, а также распоряжения Главы администрации Тугулымского городского округа №588-р от 22.08.2023 ей было отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях. Основанием для отказа, по мнению администрации Тугулымского городского округа является часть 1 подпункта 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области». По мнению истца, отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях должен быть мотивирован с указанием нарушений, допущенных заявителем. В том числе должны быть названы факты, препятствующие принятию на учет, нормы права, которые оказались бы нарушены в случае принятия на учет, и подобное правило содержалось в ранее действовавшем законодательстве. В распоряжении Главы администрации Тугулымского городского округа № 588-р от 22.08.2023 отсутствуют факты, препятствующие принятию на учет. Она длительное время пребывает и получает пенсионные выплаты на территории Тугулымского городского округа, фактически проживает по адресу: <адрес> с марта 2016. Ей пришлось уехать из <адрес>. На данный момент в связи с ухудшением здоровья ее дочери, в силу преклонного возраста они не имеют возможности обслуживать дом без центрального отопления и водопровода и всех удобств, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, поэтому дом выставлен на продажу. Она является вдовой участника Великой Отечественной Войны и обеспечивается жильем независимо от ее имущественного положения. Так как у нее преклонный возраст, плохое состояние здоровья, она не может проживать в неблагоустроенном доме, жилых помещений в собственности не имеет. Органы местного самоуправления Тугулымского района формально подходят к определению нуждающегося в жилье, что фактически приводит к тому, что она вынуждена проживать в неблагоустроенных условиях. Считает, что отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания не может являться основанием для отказа в признании истца в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и противоречит нормам действующего законодательства.

Решением Талицкого районного суда постоянное судебное присутствие п.г.т. Тугулым Тугулымского района Свердловской области от 25.12.2023 постановлено:

в удовлетворении искового заявления Стеблецовой Дины Александровны к Администрации Тугулымского городского округа о признании Стеблецовой Дины Александровны нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма – отказать.

Не согласившись с вынесенным постановлением, истец подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование указывает, что отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания не может являться основанием для отказа в признании Стеблецовой Д.А. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, постановки на учет в качестве нуждающейся и противоречит нормам действующего законодательства. Обязательным условием предоставления меры социальной поддержки является подтверждение нуждаемости в улучшении жилищных условий. Материальное положение не имеет значение, подлежит учету уровень обеспеченности жилым помещением. При подаче искового заявления истец предоставила доказательства, того что дом выставлен на продажу. Дом принадлежал дочери истца в 2014 году. Истец вынужденно уехала из <адрес>. Обслуживать дом без удобств не может. Истец является вдовой участника Великой Отечественной Войны и обеспечивается жильем независимо от имущественного положения. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания не может являться основанием для отказа в признании Стеблецовой Д.А. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, постановке на учет. Так как дом выставлен на продажу, первое условие для оформления договора купли-продажи недвижимости является отсутствие прописанных граждан. Администрацией Тугулымского района в суд не были предоставлены заверенные копии принятых в установленном законодательством Российской Федерации порядке решений межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, все выводы суда были сделаны без подтверждающих документов, что истец не является нуждающейся в жилом помещении, как член семьи участника ВОВ. После принятия заявления Администрация Тугулымского района не запрашивала необходимые документы и соответственно не предоставила на судебном заседании. В суде не было установлено, имеется ли у истца недвижимость в собственности, соответственно отказ о признании истца нуждающейся в жилом помещении является не законным и нарушает права истца. Судом не принято во внимание то, что было изложено в исковом заявлении, что дом, в котором проживает истец не является собственностью истца, а так же дом выставлен на продажу. Истцом была предоставлена справка от главы с. Мальцево о том, что истец проживает по адресу: <адрес>. На протяжении длительного времени и по настоящее время.

Истец Стеблецова Д.А., представитель ответчиков Администрация Тугулымского городского округа в судебное заседание не явились, ходатайств нет представили.

Представитель ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 25.12.2024 оставить без изменения апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Стеблецова Д.А. является членом семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны Кирилюк К.Н., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака, из которого следует, что Стеблецова Д.А. состояла в браке с Кирилюк К.Н., который согласно копии свидетельства о смерти умер <дата> (л.д.35, 36).

Стеблецова Д.А. имеет удостоверение серии В-П <№>, выданное <дата>, согласно которому имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах» (л.д.34).

29.07.2023 г. Стеблецова Д.А. через Многофункциональный центр обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся (л.д.48-49).

28.04.2021 снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в настоящее время на регистрационном учете не состоит. Также представлены: удостоверение, свидетельство о заключении брака, свидетельство о смерти, справка о размере пенсии (л.д.50-55).

Из письменного заявления Стеблецовой Д.А. следует, что она просит поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья на основании наличия у нее удостоверения вдовы ветерана в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В заявлении указала место жительства: <адрес> (л.д.45).

Распоряжением Администрации Тугулымского городского округа от 22.08.2023 г. №588-р, Стеблецовой Д.А. отказано в признании ее нуждающейся в жилых помещениях, на основании пп. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.40).

Руководствуясь ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах», п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ч.ч. 4,5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что истец не имеет регистрации в Тугулымском районе, проживает в жилом помещении, по адресу: <адрес>, где и была зарегистрирована до снятии с учета, никаких доказательств в ходе рассмотрения дела в суде относительно оснований проживания, не представила, указав на невозможность сделать вывод о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны определены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах» предусматривает перечень мер социальной поддержки для членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах» члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 указанного Федерального закона.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах» Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).

Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны в Свердловской области, членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Порядок).

Из п. 2 Порядка следует, что Категория граждан «члены семьи погибших (умерших) инвалида Великой Отечественной войны» именуются в Порядке - ветераны Великой Отечественной войны.

Формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (п. 3 Порядка).

Списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, формируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 4).

Согласно п. 26 Порядка Основаниями для отказа по включению в списки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов, инвалидов, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату, являются:

1) отсутствие нуждаемости в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством;

2) реализация ранее права на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с использованием средств областного бюджета и (или) федерального бюджета.

Таким образом, исходя из норм права как федерального, так и регионального законодательства, обязательным условием предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, является подтверждение нуждаемости в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, указанные в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Члены семьи нанимателя жилого помещения, члены семьи собственника жилого помещения указаны соответственно в ч. 1 ст. 69, ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, не приводил в обоснование своих выводов оценку материального положения истца, так как указанный критерий не устанавливается при формировании органами местного самоуправления муниципальных образований списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов.

Вопреки доводам жалобы факт проживания на территории Тугулымского района не поставлен под сомнение судом, вместе с тем, учитывая, что согласно нормам права критерий нуждаемости согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской является обязательным для постановки на учет в качестве нуждающихся, суд обоснованно определил указанное обстоятельство как юридически значимое в определении о подготовке дела к судебному разбирательтсву (л. д. 71), и, указав на недоказанность названного обстоятельства, отказал в удовлетворении исковых требований.

Суд, указывая на то, что истцом не представлены основания для проживания в жилом помещении в <адрес>, учел, что истец была зарегистрирована с 24.12.2019 по 28.04.2021 по указанному адресу, 28.04.2021 снята с регистрационного учета (л. д. 80), при этом в заявлении от 29.07.2023 (л. д. 8) на постановку на учет в качестве нуждающейся указан этот же адрес проживания.

Вместе с тем, обращаясь с указанным заявлением, основания проживания по адресу проживания истец не указала.

Как следует из объяснений представителя ответчика, ранее истец обращалась с заявлением о признании нуждающейся, ей было отказано по причине того, что по указанному адресу она проживала с дочерью, площадь жилого помещения превышала учетную норму (л. д. 130).

Установленные обстоятельстваа в отсутствии указания истцом оснований проживания в жилом помещении, расположенном в Тугулымском районе, в отсутствии регистрации в каком-либо жилом помещении в Тугулымском районе, не позволили ответчику, а впоследствии и суду прийти к выводу о нуждаемости истца в жилом помещении, то есть проверить жилое помещение на предмет соответствия учетной норме исходя из количества проживающих членов семьи заявителя, или в отсутствии таковых.

Следует отметить, что несмотря на выводы суда, истец в суд апелляционной инстанции также не представила информацию об основаниях проживания в жилом помещении, а также сведения о членах семьи, указав при этом, что дом, принадлежит дочери, выставлен на продажу, в связи с чем истец снялась с учета 28.04.2021.

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца является обоснованным, суд верно определил характер отношений и применил нормы права, в том числе указал, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса, документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Вопреки доводам жалобы ответчиком были запрошены сведения о правах истца, на что представлены сведения об отсутствии таковых (л. д. 43).

Учитывая, что жилищные отношения являются длящимися, истец не лишена права повторно обратиться за предоставлением услуги о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с представлением сведений об основаниях проживания по указанному или иному адресу, в том числе в случае предоставления права проживания членом семьи истца, являющегося нанимателем или собственником, а также указания членов семьи совместно проживающих с истцом.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Талицкого районного суда постоянное судебное присутствие п.г.т. Тугулым Тугулымского района Свердловской области от 25.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Максимова

Судьи

Е.Н. Абрашкина

Л.С. Деменева

33-5885/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Стеблецова Дина Александровна
Ответчики
ГКУ СО Фонд жилищного строительства
администрация Тугулымского городского округа
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Максимова Елена Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
05.03.2024Передача дела судье
29.03.2024Судебное заседание
22.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Передано в экспедицию
29.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее